ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тюмина Ирина Викторовна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

Педагог:

• Изучить научно-методическую литературу и интернет источники по теме

• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей  дошкольного возраста

• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

• Разработать консультации и памятки для родителей

Дети:

• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активностисамостоятельности;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарьразвить связную речь;

• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu21-22_.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ТЮМИНА И.В.

Актуальность.

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребёнок делает сам…»

Ральф Уолд Эмерсон

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность  детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.  Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, развивается речь, активизируются его мыслительные процессы.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

Педагог:

• Изучить научно-методическую литературу и интернет источники по теме

• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей  дошкольного возраста

• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

• Разработать консультации и памятки для родителей

Дети:

• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активностисамостоятельности;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичностьсамостоятельность;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы и интернет ресурсов

Октябрь, ноябрь, декабрь.

Составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности.

Подбор материала для работы с родителями по опытно – экспериментальной деятельности: консультации, папки-пердвижки.  Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Октябрь

Ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение комплекса занятий и игр с детьми.

Октябрь - апрель

По плану

Работа с родителями:

 «Ребенок -  исследователь в детском саду».

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» «

Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Привлечение родителей к совместному участию с детьми в конкурсе «Юный исследователь»

В течение года

По плану

Осведомлённость родителей по теме.

Участие с детьми в конкурсе  «Юный исследователь»

По плану

Наградной  документ участника конкурса

Участие в онлан-семинарах,

В течение года

Сертификат участника онлайн-семинаров

Посадка рассады (лук, петрушка, укроп) в группе

Учить детей вести дневник наблюдения за растениями.  

Первая половина мая.

По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками.

По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

3. заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление  по теме самообразования на педагогическом совете.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

(октябрь – апрель)

Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах.

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

       Работа с детьми проводиться 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут.

Цель: развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

ОКТЯБРЬ

 «Облако в стакане»

Оборудование: стакан с водой; пена для бритья; пищевой краситель; пипетка.
Ход опыта:
В прозрачный сосуд с водой поместите пену для бритья.
В небольшом количестве воды разведите пищевой краситель (примерно на кончике ножа).
Дайте малышу пипетку с красителем, пусть покапает краской сверху на пену для бритья. Излишки просочатся сквозь пену и "пойдет дождь"! 
Объяснение:
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь. В нашем опыте капли воды скопились в пене для бритья, выполняющей роль облака, и потом под своей тяжестью выпали как осадки на дно банки. 

«Радуга»

Оборудование:7 стаканчиков, вода, пищевые красители, салфетки.

Ход опыта: в четырёх стаканчиках разводим краску (красную, жёлтую, синюю , красную), чередуя их со стаканчиками чистой водой. Радуга у нас получится путём смешивания двух цветов с помощью салфетки.  Один конец салфетки мы опускаем в один стаканчик, другой в другой. И так проделываем с остальными стаканчиками. Через некоторое время видим, что краски смешались между собой с другими цветами, и получилась «Радуга».

«Как достать скрепку из воды не замочив рук?»

Оборудование: миска с водой, скрепки, магнит.

Ход опыта:
У вас на подносах вы видите мисочки с водой, скрепки и магниты. В мисочку с водой, опускаем несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь магнитом воды. Наблюдаем, скрепки «выпрыгивают» из воды и притягиваются к магниту.

Вывод: сила магнита действует сквозь воду и притягивает к себе металлические предметы.

«Распускающийся цветок»

Оборудование: цветок из бумаги, миска с водой

Ход опыта:

На подноса лежат бумажные цветы кувшинки и карандаши.  При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в сосуд. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

НОЯБРЬ

 «Капелька на цветочке»

Оборудование: стакан с теплой водой, кусок картона.

Накройте стакан с водой куском картона. Придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Вывод:  давление воздуха  действует на картон снаружи с силой, которая, гораздо больше, чем вес воды в стакане.

«Как растения пьют воду»

Оборудование:  китайский салат и / или капуста, стаканчики, пищевые красители, вода.

Ход опыта:

  • Развести красители в воде.
  • Поставить в каждый стакан лист салата.
  • Наблюдать за волшебством.

Что должно получиться: листы начнут пить воду и изменят цвет. Мы сначала проводили этот эксперимент, используя вместо пищевых красителей гуашь. С гуашью ничего не получилось. Листы завяли, но сохранили свой природный цвет. Зато если проводить опыт с пищевыми красителями, то по завершении его можно не только объяснить ребенку, как растение пьет воду, но и сделать необычный разноцветный и вполне съедобный салат.

Сколько времени займет: 3 часа, но уже через несколько минут можно увидеть, как цвет растений начнет меняться.

 «Фараонова змея»

Оборудование: просеянный песок, сода, сахарная пудра, спирт, спички.

Ход опыта:  эксперимент нужно проводить на поверхности, которая не боится огня. Мы взяли обычный противень. Поскольку в опыте есть открытый огонь, обязательно делать его вместе с родителями.

  • Делаем небольшую горку из песка.
  • Поливаем ее спиртом (удобно использовать шприц), сверху делаем небольшое углубление, как у вулкана.
  • Тщательно смешиваем 1 ч. л. сахарной пудры и 1/4 ч. л. соды.
  • Аккуратно кладем смесь в «кратер». Столько, сколько поместится, не надо высыпать все.
  • Поджигаем спирт и наблюдаем.

Что должно получиться: сначала смесь начнет превращаться в черные шарики, а когда через некоторое время спирт прогорит, сода с пудрой резко почернеют и начнет появляться «змея».

Сколько времени займет: 30 минут.

 «Лава-лампа»

Оборудование: растительное масло, сода (напомните ребенку, что в химии она называется гидрокарбонатом натрия), лимонная кислота, пищевой краситель, вода.

Ход опыта:

  • Наливаем масло в прозрачную емкость.
  • В отдельном стакане тщательно смешиваем 1 ст. л. соды с 1 ст. л. лимонной кислоты.
  • Высыпаем смесь в емкость с маслом.
  • Отдельно добавляем немного красителя в воду.
  • Выливаем окрашенную воду в банку.
  • Емкость должна оставаться открытой.

Что должно получиться: благодаря воде начнется реакция между содой и лимонной кислотой, в результате которой появляется углекислый газ. Газ образует пузырьки, которые поднимают окрашенную воду наверх. После того как они попадают в воздух, вода снова опускается вниз, потому что она тяжелее масла. Можно обратить внимание, что в масле сода и лимонная кислота не вступают в реакцию, потому что не растворяются в нем. Если захочется сделать меньше краски и пузырьков, воды надо брать, соответственно, меньше.

Сколько времени займет: 30 минут.

ДЕКАБРЬ

«Зубная паста для слона» (или много пены)

Оборудование: узкая емкость, например бутылка или высокий стакан, средство для мытья посуды, перекись водорода 3 %, вода, дрожжи, пищевой краситель.

Ход опыта: работать надо в перчатках и под наблюдением взрослых. Перекись водорода руками трогать нельзя — можно получить ожог.

  • Наливаем 200 мл перекиси водорода в бутылку.
  • Добавляем в перекись краситель. Нужно использовать именно пищевой, потому что в нем точно не содержится катализаторов разложения перекиси водорода.
  • Добавляем средство для мытья посуды (примерно половина от объема перекиси). Оно нужно, чтобы «ловить» в пузырьки выделяющийся кислород.
  • В 50 мл теплой воды разводим 1 ст. л. дрожжей. Хорошо размешиваем, чтобы не было комочков, и оставляем на 5 минут.
  • Уверенным движением заливаем дрожжи в перекись.

Что должно получиться: перекись водорода начнет очень быстро разлагаться на кислород и воду, причем кислорода выделится очень большой объем. Благодаря средству для мытья посуды образуется очень много пены.

Сколько времени займет: 30 минут.

«Вулкан»

Оборудование: пластилин и баночка для вулкана, сода, лимонная кислота, салфетка, пищевой краситель, блестки, вода.

Ход опыта:

  • Сначала делаем вулкан. Лепим его вокруг небольшой баночки или пластикового стаканчика. Удобно разместить вулкан на подносе или тарелке.
  • Смешиваем 1 стакан воды и 1 ч. л. лимонной кислоты. Чтобы опыт протекал более эффектно, можно добавить в воду немного моющего средства.
  • Добавляем в раствор пищевой краситель.
  • Берем тонкую бумажную салфетку, насыпаем в нее 2 ч. л. соды, аккуратно заворачиваем и кладем на дно кратера вулкана. Салфетка нужна для того, чтобы реакция начиналась не сразу.
  • На салфетку насыпаем блестки или пайетки, чтобы имитировать камни, которые настоящий вулкан выносит из глубин кратера вместе с лавой.
  • Наливаем раствор воды в кратер и ждем.

Что должно получиться: «извержение» начнется не сразу, потребуется время, чтобы вода растворила салфетку и добралась до соды. Только тогда начнется реакция.

Сколько времени займет: 2 часа, если надо делать вулкан.

Как еще можно провести этот опыт: вместо лимонной кислоты можно использовать уксус. Если хочется добиться более бурной реакции, можно взять газированную воду. Кроме того, можно поэкспериментировать с количеством ингредиентов, чтобы «извержение» было более активным.

«Как вода побеждает металл»

Оборудование: жестяная банка от газировки, вода, морозильная камера.

Ход опыта:

  • Заполняем банку водой.
  • Ставим в морозильную камеру, ждем несколько часов.

Что должно получиться: вода замерзнет и увеличится в объеме, банка даст трещину. Можно объяснить ребенку, что, когда вода замерзает, в кристаллической решетке образуются пустоты, а в воде между молекулами нет пустот. Поэтому, например, зимой сливают воду из труб, которые могут замерзнуть, чтобы они не лопнули.

Сколько времени займет: 2 минуты на подготовку и несколько часов на ожидание.

 «Прозрачное яйцо»

Оборудование: сырое яйцо, уксус столовый 9 %.

Ход опыта:

  • Наливаем уксус в стакан.
  • Кладем яйцо так, чтобы оно полностью погрузилось в уксус.
  • Ждем 1–2 суток.

Что должно получиться: карбонат кальция, из которого на 90 % состоит скорлупа, при взаимодействии с уксусом начнет распадаться, выделяя углекислый газ (CO). Когда кальций растворится, нетронутой останется только пленка между скорлупой и яйцом. Само яйцо немного увеличится, поскольку напитается уксусом. Оно станет похоже на резиновый мячик. Но обращаться нужно осторожно, чтобы не разорвать оболочку.

Сколько времени займет: подготовка — 3 минуты, ожидание — 24 часа.

Как еще можно провести этот опыт: можно провести опыт с вареным яйцом, после взаимодействия с уксусом оно станет намного плотнее, чем обычно. Есть такое яйцо нельзя. Еще во время эксперимента можно попробовать использовать пищевой краситесь, чтобы яйцо к тому же изменило цвет.

ЯНВАРЬ

"Апельсинка-взрыватель" 

Оборудование: апельсин, воздушный шарик.
Ход опыта:
1. Надуйте воздушный шарик.
2. Отрежьте от апельсина кусочек кожуры.
3. Сдавите кожуру, чтобы из неё пошёл сок. Брызните соком цедры на надутый шарик. Шарик лопнул.
 Почему так происходит?
В цедре апельсина содержится много вещества с интересным названием лимонен. Он активно растворяет резину. Поэтому, когда сок кожуры апельсина попадает на шарик, его тонкая резина не может ему противостоять и мигом растворяется.

«Секретное письмо»

Оборудование: молоко, лимонный сок или столовый уксус, лист белой бумаги, горелка

Ход опыта: пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

«Танцующая фольга»

Оборудование: фольга, расческа

Ход опыта:

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут “танцевать”. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

ФЕВРАЛЬ

«Искусственный снег»

Оборудование: 100-150 г. детского масла , 500 г картофельного крахмала.

Ход опыта: все смешиваем в небольшом контейнере или тазике и играем. 

Только в процессе смешивания масло добавляйте не сразу все, а порциями - может понадобиться чуть меньше или чуть больше указанного объема. Проверять надо просто на ощупь: снег должен быть сухим и рассыпчатым, но при этом хорошо лепиться. Примерно так же, как и обычный снег.

«Разноцветная молочная река»

Оборудование: тарелка средней глубины; молоко; пищевые красители; ватные палочки; средство для мытья посуды или жидкое мыло.

Ход опыта:

  1. Налейте молоко до середины тарелки.
  2. Добавьте немного красителей разного цвета.
  3. Предложите ребёнку коснуться молока ватной палочкой — сначала ничего не произойдёт.
  4. Теперь смочите ватную палочку в средстве для мытья посуды и снова прикоснитесь палочкой к молоку.

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

Оборудование: воздушный шарик, скотч, спица.

Ход опыта:

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Понятие об электрических зарядах»

Оборудование: воздушный шарик

Ход опыта: Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

          Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

МАРТ

«Подводный вулкан»

Оборудование: широкую и высокую вазу, пузырек пустой, соду пищевую, любой краситель, уксус

Ход опыта:

  1. Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л
  2. К ней добавляем 100 мл уксуса, его количества зависит от объема воды
  3. В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька
  4. Добавляем к ней краситель
  5. Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет

Объяснение:

Это простая химическая реакция кислоты и щелочи. Когда уксус вступает в реакцию с попавшей в воду содой, то происходит бурление, которое закрашивает краситель.

«Как засунуть яйцо в бутылку?2

Оборудование: яйцо, сваренное вкрутую, бутылка, спички или зажигалка, свечи, ножницы, бумага.

Ход опыта:

1. Отрежьте бумажную полоску (20 х 2,5 см).

2. Аккуратно подожгите полоску с одного конца и бросьте ее в бутылку.

3. Положите на горлышко бутылки яйцо, сваренное вкрутую.

4. Следите за тем, как бумага сама погаснет, а яйцо провалится в бутылку.

"Подводная лодка"

Оборудование: газированная вода  или лимонад, рис, стакан

Ход опыта: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее рис. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что рисинки начнут  всплывать.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Куда делись чернила?»

Оборудование: пузырёк, вода, таблетка активированного угля, чернила.

Ход опыта: в пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
    Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

АПРЕЛЬ

«Чудесные спички»

Оборудование: 5 спичек, блюдце, вода.
Ход опыта: надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

«Своды и тоннели»

Оборудование :карандаш, трубочка из бумаги, песок, поднос.

Ход опыта: склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

«Выращивание кристаллов из соли»

Оборудование: соль, стеклянная емкость, нить, карандаш

Ход опыта:  приготовить рабочий раствор. 200 мл воды в стеклянном стакане (банке) помещаются в посуду с водой +50…+60 градусов. В стакан высыпается соль, она размешивается и ненадолго оставляется.

Под воздействием тепла соль растворяется. Потом соль добавляется повторно и вновь перемешивается. Процедура повторяется, пока соль не перестанет растворяться и не начнет оседать на дно. Перенасыщенный раствор переливается в чистый сосуд, равный по объему, при этом остатки соли убираются со дна. Выбрав кристалл покрупнее, привязывают его к нитке и подвешивают таким образом, чтобы он не задевал стенки емкости, или выкладывают на дно.

Наблюдение за нарастанием кристаллов.

В процессе  своей работы с детьми  по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:

  • У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться навыки  экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
  • Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
  • По сравнению с прошлым годом, дети самостоятельно делают выводы, то есть у детей в процессе экспериментирования развивается речь, мыслительные процессы.
  • При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
  • Желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы.  Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.

Список используемой литературы:

  • Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для

дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука,

  • Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.        
  • Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы
  • . Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой
  • Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет
  • Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников.
  • Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/16/programma-po-

samoobrazovaniyu-po-temeeksperimentirovanie-kak-sredstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты  в процессе экспериментальной деятельности.                 ...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ТЕМЕ: «Детское экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам…»Ральф Уолд ЭмерсонТему самообразования, я выбрала не случайно, так как считаю, чтоэкспериментирование претендует на ро...

Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:       На сегодняшний день модернизация Российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использова...