Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
проект (старшая группа) на тему

Аипова Юлия Ришатовна

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический проект40.35 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Тема: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

               В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают всё большую актуальность. Это связано с тем, что экологическая ситуация в нашей стране характеризуется как кризисная и сводится к следующим основным моментам: быстрое истощение природных ресурсов и загрязнение природной среды на фоне быстрого увеличения численности населения.       Следовательно, чтобы выйти из кризиса, необходимо:

- разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов;

- поддержание динамического равновесия между природой и человеком;

- формирование в обществе экологического сознания.

              В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения непрерывности данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования и воспитания будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений, развитие их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества.

                 Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

          Экологическое образование дошкольников  -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

           Система мероприятий экологической направленности, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

                Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в ДОУ является организация эколого-развивающей среды.

          Эколого-развивающей среда направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

               Повысить профессионально-творческий уровень по данной проблеме.

          Таким образом, вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

Актуальность

          Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

         Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

        Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

         Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

        Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

        Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они уже лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную» руку.

        Эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время, а самое главное страдают наши дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышление – это единственный выход из сложившейся ситуации.

        Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

          Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

           Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

            Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Цель и задачи:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий.

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта: педагог, дети, родители, музыкальный руководитель. Продолжительность проекта: средней  продолжительности.

Сроки реализации: с 16.09.14г. по 31.10.14г.

Участники проекта: педагог, дети, родители, музыкальный руководитель.

Планируемые результаты:

1.Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;

2.Пополнится словарный запас;

3.Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Методы реализации проекта:

1. Анкетирование.

2. Проблемные ситуации.

3. Беседы.

4. Консультации для родителей.

5. Круглые столы.

6. Выставки.

7. Совместная организованная деятельность

8. Оформление информации для родителей в родительском уголке.

9. Образовательная деятельность

10.Наблюдения.

11.Творческие мастерские.

12. Сюрпризные моменты.

Система работы

           

                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

мероприятия 

задачи 

ответственные 

сроки 

 

1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта. 

 

1.

Создание проблемной ситуации для детей

Выяснить, что дети знают об осени, признаках и дарах.

Воспитатели,
дети

1-я неделя

 

2.

Круглый стол с участием родителей и детей

Ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами, вставшими перед детьми. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес  созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели,
дети, родители

1-я неделя

 

3.

Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта

Просвещение родителей

Воспитатели

1-я неделя

 

4.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала по теме проекта

Способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности детей и взрослых

Воспитатели,
родители, дети.

1-я неделя

 

5.

Обсуждение и составление плана-схемы выставок.

Заинтересовать детей и родителей данной работой.

Воспитатели, родители и
дети

1-ая неделя

 

2 этап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности, при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно. 

 

6.

Беседа на тему "Осень разноцветная"

Познакомить с красками осени.

Воспитатели, дети.

2-я неделя

 

7.

  Чтение художественной литературы «Листопад»

Развивать умение слушать стихотворение, отвечать на вопросы.

Воспитатели, дети

2-я неделя

 

8.

Аппликация «Превращение осеннего листочка»

Формировать интерес к аппликации, развивать творчество.

Воспитатели, дети

2-я

неделя

 

9.

Знакомство с картинами художников на тему "Осенний пейзаж".
Консультация для родителей "Беседа по картине"

Привлечь родителей к проведению бесед с детьми по картинам во второй половине дня.

Воспитатели, дети, родители

2-я

 неделя

 

10.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Закрепление знаний, полученных ранее.

Воспитатели, дети

2-я

 неделя

 

11.

Рисование на тему «Осенний лес»

Развивать умение смешивать краски, рисовать пальчиками.

Воспитатели, дети

2-я

неделя

 

12.

Рассматривание иллюстраций по теме. Беседа об овощах и фруктах

Показать детям значимость иллюстраций в формировании представлений об овощах и фруктах. Активизировать разговорную речь.

Воспитатели, дети

3неделя

 

13.

Совместное оформление выставки  «Дары осени»

Развивать умению располагать по значимости, интересу и т.п.

Воспитатели, родители, дети

 3неделя

 

14.

Чтение художественной литературы (стихи, загадки, рассказы)

Поддерживать интерес к художественному слову. Побуждать к поиску новой информации. Развивать умение замечать средства художественной выразительности.

Воспитатели, родители, дети

3 неделя

 

15.

Оформление и составление сборника загадок, стихотворений, пословиц, поговорок на тему  «Что растет на грядке»

Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов

Воспитатели, родители, дети

3 неделя

 

16.

Изучение рецептов и приготовление овощных салатов детей с родителями.

Поддерживать авторитет родителей, веру в то, что они много знают и могут помочь узнать больше.

Родители, дети

3неделя

 

17.

Конструирование

«Овощехранилище»

Развивать умение делать постройки из крупного конструктора. Активизировать творческий потенциал.

Воспитатели, дети

3неделя

 

18.

Лепка «Мои любимые овощи»

Развивать умение самостоятельно лепить из пластилина.

Воспитатели, дети

3 неделя

 

19.

Беседа на тему

«Здоровое питание»  

Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов, умению поддерживать беседу.

Воспитатели, родители, дети

4 неделя

 

20.

Знакомство с новыми считалками, играми (подвижными, настольными).

Поддерживать
интерес к теме проекта

Воспитатели, дети

4 неделя

 

21.

Организация выставки детских рисунков на тему «Витамины на грядке»

Вызвать интерес к выставке, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитатели, родители, дети

4 неделя

 

22.

Аппликация на тему «Яблочки на блюдечке»

Развивать творчество, способности; закреплять умение Закреплять навыки совместной деятельности, умение договариваться

Воспитатель, дети

4 неделя

 

23.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Закреплять пройденное, активизировать речь детей.

Воспитатели, дети.

4 неделя

 

24.

Лепка  «Полезные фрукты»

Развивать детское творчество, фантазию, воображение

Воспитатели, дети

4 неделя

 

25.

Разучивание песни

«Осень пришла!» Размещение текста песни в уголке для родителей.

Фантазия, творчество, музыкальные способности
 

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети

5 неделя

 

26.

Совместное с родителями изготовление поделок из природного материала. Предварительная консультация для родителей.

Поддерживать творческую  активность детей и родителей, умение договариваться, объединяться

Родители, дети

5 неделя

 

27.

Рисование на тему: «Что нам осень принесла?»

Фантазия. творчество, настроение

Воспитатели, дети

5 неделя

 

3 этап – результативный. Самореализация всех участников проекта. 

 

28.

Выставка рисунков, поделок всех участников проекта.

Создать радостный эмоциональный настрой; развивать умение радоваться результатам творчества. Развивать речь, умение рассказывать о процессе, предшествующем выставке.

Родители, дети, воспитатели

6 неделя

29.

Осенний праздник

Закрепление всех знаний, полученных ранее. Развивать быстроту, ловкость, умение ориентироваться в игровых ситуациях. Создать радостное настроение.

Воспитатели, родители, дети

6 неделя

30.

Проведение анкетирования родителей по окончании проекта: «Что понравилось и запомнилось»

Выявить уровень результатов о проделанной работе.

Воспитатели,

родители.

6 неделя

Современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие педагогические технологии,
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
  • технология проектной деятельности,
  • информационно-коммуникативные технологии.

                        Анкета для родителей

                         Уважаемые родители!

         Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам формирования экологической культуры дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

• Нет

• Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

___

___

___

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

• Да

• Нет

• Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

• Другие формы___

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

• Высоки

• Средний

• Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да

• Нет

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___

___

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___

                                Благодарим Вас за участие!

                           Список используемых источников

1. Закон РФ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ.

2. Закон РФ «Об образовании» // Собрание законодательства РФ.

3. Бондаренко А. Т. Ознакомление детей с природой: Учеб. пособие для воспитателей. – МН. : «Асар» - 1996.213с.

4. Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой. М. : Просвещение, 1996, 583 с.

5. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №2. С. 58-67.

6. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание: (Педагогическое образование) : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Р. А. Петросовой. М. : Издат. центр «Академия», 2000.176с.

7. Молодова А. А. Игровые занятия с детьми : Учеб. метод. Пособие для воспитателей детских садов и для учителей. – МН. : «Асар» - 1996.198с.

Интернет ресурсы:

http://doshkolnik.ru

http://www.obruch.ru/

www.nsportal.ru

www.maam.ru