Консультация для педагогов
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Чекунова Екатерина Владимировна

Деловая игра для воспитателей ДОУ по основам патриотического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy._konsultatsiya_dlya_vospit.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

Тема: «ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ РОССИИ…»

Цель:

- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

- сформировать представления о многообразии направлений  педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

 

Ведущий: 

    В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.

    В Конституции РФ  и в проекте «Национальной доктрины образования  РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

     Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому  воспитанию подрастающего поколения.

     Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

     В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

      На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».

     Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.

- Наша деловая игра будет проходить в соответствии с задачами

- Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести разминку для команд-участниц:

Разминка для участников игры:

(на столах лежат конверты с  карточками и вариантами предполагаемых ответов)

Задание:

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Ведущий:

 - А сейчас слушаем  ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)

Ведущий:

- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию  многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное  направления.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

Предлагаю участникам нашей деловой  игры 1-е задание.

Задание:

- Каждой команде даны карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц  расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.  

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Игра по экологии

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» 

Исключения для команд-участниц:

  1. Назовите две лишних  птицы, которые не водятся в Ростовск обл: дрозд, синица, свиристель, казуар, озерная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
  2. Назовите две лишние реки, которых нет в нашей области:
  3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Ростовской обл.: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай,  Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток,  северо-восток  Китая, север Кореи.)  

Предлагаем командам-участницам  дидактическую игру «Жилища разных народов».

- Перед нами экспозиция жилищ народов России: центра , юга и севера России.

Задание:

1. Дать название жилищу , определить материалы, которые использовались для их строительства.

2. Найти куклу, хозяйку выбранного дома, поставить рядом с тем домом, в котором живёт народ.

Ведущий:  Ответы команд.

Задание: 

Ведущий:

- Ни один  народный праздник не проходит без веселья,  игр, состязаний.

 «Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают пять ленточек.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе 5 ленточек, остальные 5 человек держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

 Ведущий:

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин,  потешек, пословиц,  поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам  вспомнить русские  пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

Команда «Родничок»  выбирает карточки - белого цвета, «Росинка» – красного цвета

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).

Второе – это…

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок,  предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:

Игра: «Скажи иначе пословицу»

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

 «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

Задание:

- Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…

- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть  несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итог деловой игры.

- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его нужно воспитать.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Деловая игра для воспитателей

 «ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ РОССИИ…»

Автор: Ковалева Е.В.

Апрель 2014