Консультация "Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития"
консультация (старшая группа) на тему

Павлюк Татьяна Викторовна

Влияние таатрализованной деятельности на развитие эмоций дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность  

                                    как средство эмоционального развития.

  Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?  Размышляя над этими вопросами, мы подумали о театре. В мире, насыщенном информацией  разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Поэтому для работы нами была выбранная театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение их к азам  театрализованной деятельности.

Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Нужной оказалась книга И.Д.Сорокиной  «Сценарии театральных кукольных занятий», в которой представлен практический материал начиная со второй младшей группы. Помоги  нам и следующие книги: Антинина Ч.А Театральная деятельность в детском саду; Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников; Щеткин В.Г.Театральная деятельность в детском саду»;  И.Л. Белопольская. Азбука настроения и др. В них предложены упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр – драматизаций для разного возраста. Просмотрели журнал «Дошкольное воспитание», прежде всего те материалы, в которых педагоги дошкольных учреждений делились своим опытом по внедрению театральной деятельности в педагогический процесс.

Провели педагогическое наблюдение. Наблюдали за тем, как дети играли друг с другом, как у них развиты фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений  составили перспективный план работы с детьми.

Создали соответствующую предметно – развивающую среду; при  этом опирались на следующие принципы: гибкое зонирование (жизненное пространство даёт возможность построения непересекающихся сфер активности); активность (стимуляция разнообразной деятельности в ситуации свободного выбора цели и способа действия); новизна (позволяет преодолевать стереотипность и однообразие).

Работу начали с детьми 3 лет. «Театральные встречи» проводили один – два раза в неделю  во второй половине дня. Сначала знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы бибабо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми), обращая их внимание на то как можно с ними действовать, например потанцевать, спеть колыбельную. Для этого использовали музыку разного характера, учили двигаться под нее.

После использовали игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте!», «Маленький комар», «Толстый бегемот») и на развитие пантомимы («Идет медведь по лесу», «Скачут лошади», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др.).  Так дети становились более уверенными в движениях, мимике, жестах. Практиковали упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием, как совмещение действий с проговариванием слов. Заметили, что дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. С их помощью детям легче показывать разнообразные движения персонажей, выполнять игровые упражнения, например «Гномы», «Самолёты загудели», «Помогите!», «Сенокос».

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, были подробны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравится, когда на  занятия приходят куклы театра бибабо (Петрушка, Принцесса, Дед, Бабка). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы. На занятиях  учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

На следующем этапе обучали детей технике управления куклами. Для этого использовали только рассмотреть, но и потрогать. Мы показали, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили».

Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольными персонажами. Такие этюды, как «Что ты ищешь, лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот», помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать небольшие диалоги для кукол. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочиненных диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Исходя из особенностей психического развития маленьких детей, театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строили на материале знакомых сказок, например «Встреча в лесу» (на основе сказки «Колобок»), «В гости к бабушке» (на основе сказки «Репка»).

В середине учебного года провели повторное педагогическое наблюдения. Исходя из его результатов, откорректировали дальнейшую работу. Включили еще один вид театра для дошкольников – театр варежек. Привлекли родителей к созданию кукол для этого театра. Так в нашем театральном уголке появились: мишка, лев, лиса, зайка, волк, клоун и т.д. Дети в свободное время с удовольствием играли с ними, обыгрывали знакомые песенки, потешки или просто придумывали несложные диалоги. В конце года дети с помощью на стольных кукол учились показывать сказки «Теремок», «Репка», «Колобок». Когда они неплохо овладели приемами вождения кукол и научились использовать интонации в речи при показе сценок, мы предложили им показать сказки детям младшей группы.

Работу продолжили в следующем году. Совершенствовали у детей исполнительские умения. Для развития актерского мастерства использовали этюды: «Лиса по лесу ходила», «Егорка», «Никита – волокита» и др.; давали задания по развитию интонационной выразительности речи; предлагали спеть песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» от  лица то Козы, то Волка; произнести фразы «Оторвали мишку лапу», «Побежал еж по дорожке», «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялся их смысл. Или попросить игрушку так , чтобы всякий раз можно было  определить, как ребенок ее попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и  т.д.

Работая со старшими детьми, больше внимания уделяли дикции, каждую встречу начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей, например показывали, как катаются на коньках медведь, лягушонок, Баба Яга или русалка. Такие задания помогали детям лучше овладевать своим телом, осознавать пластические возможности движений.

Для дальнейшего развития актерского мастерство использовали дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили знания об основных эмоциях  (веселье, грусть, страх); учили различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. Затем дети узнали о таких эмоциях, как гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Подобные эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное проявление этих чувств не оставалось незамеченным.

Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями малышей. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, об их назначении, сравнительной характеристике героев.

Завершающим мероприятием стал праздник «В гости к Осени». Начали с подготовки атрибутов, костюмов для овощей, грибов, дождя. Затем учили слова, отрабатывали интонации, жесты, движения.

На зимних каникулах показали детям средней и младших групп игру – драматизацию « У зайчишек Новый год».

В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песенок, потешек, стихотворений,  разыгрывали сценку и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом мы напоминали детям о том, как важно не забыть об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.

В работе со старшими детьми использовали верховых кукол. Они сложнее для управления, поэтому особое внимание приходилось уделять развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, упражнения на снятие напряжения с кистей рук, с мышц спины («встряхнули воду с пальцев», «мороженное растаяло», «надувная кукла») помогали овладеть приемами вождения кукол на ширме. Дети, которые были не очень уверены в своих силах, с удовольствием играли с куклами: их от зрителей «спасала» ширма. Обучая детей действовать с куклой, обращали их внимание на важное правило: кукла должна быть повернута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, начали подготовку к представлению сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Готовили вместе  с родителями декорации: домики, деревья.

Достигнутые результаты подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности.

Дети освоили невербальные общения (жесты, мимика, движения).

Их речь стала более связной, выразительной, расширился словарный запас.

Дети научились выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им; стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

Занятия с театральными куклами развили фантазию, воображение.

~  ~