КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА – МУЗЫКАНТА, ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
материал на тему

Ковалева Юлия Валентиновна

Сведения о взаимодеятельности муз.руководителя, воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ:  «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА – МУЗЫКАНТА, ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Педагог-музыкант

Воспитатель

Родители

1.Проведение музыкальных занятий разного типа: традиционных, доминантных, комплексных, развивающих.

Использование музыки на занятиях, в самостоятельной деятельности, играх, развлечениях, на прогулке

Беседы с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.

2. Обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств детей яркими музыкальными впечатлениями. Воспитание доброжелательных отношений в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Формирование эмоционально положительной установки к занятиям музыки.

Поддержание интереса к музыке и музыкальной деятельности.

3.Развитие эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах детской музыкальной  деятельности: слушании-восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, музицировании на инструментах.

Выявление и формирование музыкальных интересов детей, расширение у них музыкальных представлений.

Совместные походы с детьми в театр, на концерты и т.д.

4. Формирование умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности

Закрепление умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях.

Организация условий для элементарного музицирования.

5.Работа над формированием музыкального мышления детей, над усвоением теоретических понятий о музыке как виде искусства.

Помощь педагогу-музыканту в освоении детьми теоретических понятий о музыке как виде искусства.

Беседы с детьми о музыке, совместное чтение не сложных по содержанию и увлекательных книг о музыке.

6.Стимулирование творческих проявлений детей, формирование способов творческой деятельности.

Организация самостоятельной деятельности детей в группе. Создание музыкальной зоны для музицирования.

Собирание домашней фонотеки, прослушивание грамзаписей с последующим обсуждением.

7. Проведение занятий-практикумов с воспитателями и консультаций для воспитателей и родителей по проблемам музыкального развития ребёнка.

Участие в занятиях-практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков.

Участие в мероприятиях педагогического учреждения по проблемам музыкального развития ребёнка.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ-МУЗЫКАНТУ

Уровень исполнительского мастерства во многом определяет степень восприятия детьми музыкального произведения, его доходчивость. Чтобы помочь детям понять и полнее раскрыть представленный художественный образ, исполнение музыки должно быть ярким и выразительным.

     Выразительность исполнения  включает в себя в первую очередь точное прочтение текста (недопустимость погрешностей в нотах), понимание композиторского замысла, нахождение различных  выразительных средств - необходимых способов звукоизвлечения, нюансировки.

     Приведу конкретный пример, демонстрирующий важность выразительного исполнения. Дошкольники на занятии знакомятся с произведением трёхчастной формы. Музыка частей этого произведения построена на одном тематическом материале и лишена ярких контрастов. Не все дети смогут различить  части произведения, услышать динамику развития музыкального образа. Мало объяснить это только словами, необходимо так исполнить пьесу, чтобы ребёнок услышал, уловил отдельные музыкальные фрагменты, понял, что исполняя именно трёхчастное произведение: первая и третья части должны прозвучать как бы приглушённо, отрывисто, а средняя более весомо и громко.

     Особая образность, выразительность произведений требует высокого уровня владения техническими навыками – беглости и лёгкости исполнения.

При этом виртуозность должна всегда подчиняться замыслу композитора, созданию художественного образа.

     Педагог-музыкант, работающий с дошкольниками, должен целенаправленно формировать у себя специальные исполнительские навыки: хорошо читать с листа, владеть навыками транспортировки, легко подбирать по слуху, играть, не глядя на клавиатуру.

     Художественная культура педагога-музыканта – непременное условие его профессионализма. Она подразумевает в первую очередь хорошо развитый музыкальный вкус, эрудицию, культуру речи, широту эстетических интересов.

     Важнейшее средство эмоционального воздействия на маленького слушателя – выразительная речь. Об этом хорошо пишет Д.Б. Кабалевский в замечательной книге «Как рассказать детям о музыке?», которую, на мой взгляд, необходимо изучить всем музыкантам, занимающимся педагогической деятельностью с детьми.

     Речь педагога должна быть, прежде всего, грамотной – ему необходимо следить за правильностью произношения, точностью  использования слов и выражений, соблюдать  грамматические и стилистические правила языка, пополнять свой словарный запас.

    Наиболее полное представление о художественных образах, близких музыке, достигается при помощи эпитетов, сравнений, метафор. Особое внимание следует обратить на умение музыкального руководителя владеть точным и ярким словом, но в то же время речь его должна быть доступной пониманию детской аудитории, не страдать многословием.

     Знание психолого-педагогических особенностей и закономерностей воспитательно-образовательной работы в детском саду помогает грамотно применять передовые методы и приёмы обучения в и воспитания, успешно развивать музыкальные способности ребёнка, педагогически верно воздействовать на детский коллектив.

     Выполняя воспитательные функции, педагог – музыкант должен обладать следующими умениями: организаторскими (способность организовывать собственную педагогическую работу и деятельность детей, коллектива); коммуникативными (способность управлять детским коллективом, контактировать со всеми работниками дошкольного учреждения, с родителями); конструктивными (умение целесообразно отбирать методы, средства и формы музыкальной работы с детьми, осознавать развивающие функции в музыке).

     Музыкальный руководитель призван следить за тем, чтобы музыка постоянно (но целесообразно) использовалась в повседневной жизни детского сада – на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, на занятиях физкультурой, во время прогулок и т.д.

     Очень важен тесный контакт педагога-музыканта с родителями. Он проявляется в проведении для них консультаций по вопросам развития музыкальных способностей дошкольников, формирования музыкальных интересов ребёнка в семье; в помощи при организации домашней фонотеки; в рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, прослушиванию музыкальных записей, радиопередач, просмотру телепередач и т.д. Кроме того, педагог – музыкант должен информировать родителей о содержании занятий, музыкальном репертуаре, который изучают дети.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

Преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей осуществляется воспитателем. Его работа с детьми направлена на закрепление навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. При этом воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения материала. Включая музыкальные произведения в занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и другие, воспитатель должен и ориентироваться на программные требования и репертуар, содержащиеся в перспективном плане.

     Обращение к перспективному плану, где излагается программное содержание, и формулируются задачи на конкретный период времени, поможет воспитателю спланировать и провести музыкальные занятия в случае отсутствия педагога-музыканта – при этом не происходит нарушения целостности педагогического процесса.

     На музыкальных занятиях роль воспитателя очень велика. Так даже при отсутствии определённых навыков в исполнении на инструменте воспитатель сможет провести занятие доминантного типа, где ведущим видом деятельности будет слушание музыки. Содержание занятий предполагает определённую вариативность, например использование магнитофонных записей.

       Деятельность познавательно-эстетического характера непосредственно в группе предполагает обращение воспитателя к музыке: например, чтение сказки можно проиллюстрировать слушанием музыки С. Прокофьева «Сказочка», а беседы о временах года – пьесами П. Чайковского «Осень», «Зимнее утро», «Песня жаворонка».

       Перечислим основные требования к музыкально-эстетической подготовке воспитателя:

  • Знание музыкального репертуара на конкретный период времени и обязательное включение его в повседневную жизнь детского сада;
  • Умение осуществлять индивидуальный подход к детям (подбор музыкальной деятельности, соответствующей возрасту, потребностям и интересу ребёнка);
  • Умение организовывать занятия и игры, связанные с искусством (игра в концерт, в музыкальную школу, «Рисуем музыку» и т.д. включение в деятельность детей игры-инсценировки);
  • Умение собственным примером стимулировать музыкальные проявления детей (пропеть вместе песню, прослушать музыку и побеседовать об услышанном);
  • Умение соотнести содержательное и методическое обеспечение педагогического процесса с конкретными обстоятельствами (введение музыкально-дидактических игр в самостоятельную деятельность в соответствии с задачами музыкального занятия).

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

       Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и музыкантом-педагогом: занимают активную позицию на родительских собраниях, праздничных утренниках, посещают открытые просмотры музыкальных занятий и т.д.

     Родители должны быть проинформированы о задачах и особенностях музыкального развития детей. Это даст возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся:

  • Организация музыкальной зоны для элементарного музицирования;
  • Совместное  музицирование с детьми;
  • Посещение театров, концертов с последующим обсуждением;
  • Собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.

      Родители обязаны интересоваться видами и формами музыкальной работы с их детьми, хорошо знать репертуар, изучаемый на музыкальных занятиях. Это позволит им глубже понять музыкальные предпочтения детей, включаться в деятельность по подготовке праздников и развлечений, становясь не только зрителем, но и полноценным их участником.