Создание условий для театрализованной деятельности детей
статья на тему

Ростова Наталья Сергеевна

Цели, задачи, результаты театрализованной деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для театрализованной деятельности детей

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей детей.

Театральная деятельность – это мощное средство развития творческих способностей.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

  • Цель
  • Развитие самостоятельного детского творчества дошкольников через театральную деятельность.
  • Развитие совместной театральной деятельности взрослых и детей.
  • Задачи
  • Создавать условия в  группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности (на перспективу).
  • Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • При организации игр — театрализаций необходимы следующие условия:
  • создание уголка театра в каждой возрастной группе,
  • оснащение его разнообразными видами кукольного театра,
  • владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
  • Принципы
  • Создание развивающей среды.
  • Психологическая комфортность.
  • Активность и самовыражение.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Преемственность.
  • Наглядность.
  • Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
  • Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
  • Принципы
  • Создание развивающей среды.
  • Психологическая комфортность.
  • Активность и самовыражение.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Преемственность.
  • Наглядность.
  • Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).
  • Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
  • Методы и приемы по совершенствованию творческой деятельности детей
  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
  •  прямой прием (воспитатель показывает способы действия)
  •  косвенный прием (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  • Основные требования к организации театрализованных игр
  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствующих возрасту и умениям детей.

  • Цели театрализованных занятий
  • Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности
  • Создание атмосферы творчества
  • Развитие музыкальных способностей
  • Социально-эмоциональное развитие

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений

  • Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики; элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Просмотр кукольных спектаклей;
  • Задания для развития речевой интонационной; выразительности;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

  • Занятия в основном строятся по единой схеме:
  • Введение в тему, создание эмоционального настроения
  • Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
  •  Действия детей с кукольными персонажами
  •  Непосредственные действия детей по ролям
  •  Литературная деятельность (диалоги и монологи)
  •  Изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей
  • Музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

Разносторонне развитие детей в театрализованной деятельности

 

Совместная деятельность педагога и детей

        

  • Сотрудничество с родителями

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

  • КОНСУЛЬТАЦИИ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ
  • ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ
  • СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ

  • Результаты
  • БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МИМИКУ, ЖЕСТ,
  • ДВИЖЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ;
  • ВЛАДЕЮТ ПРОСТЕЙШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ НАВЫКАМИ И АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ;
  • С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ;
  • ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИМПРОВИЗИРУЮТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ В ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ, СООТНОСЯТ ВОСПРИЯТИЕ СО СВОИМ ОПЫТОМ, ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ;
  • У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ТЕТАРАЛИЗОВАННЫЕ ПОСТАНОВКИ;
  • ДЕТИ УЧАТСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПЛАСТИКОЙ СВОЕГО ТЕЛА.
  • Перспективы
  • Продолжать работу по данной теме;
  • Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков;
  • Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки;
  • Осуществлять  спектакли для малышей и сверстников.

 

  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
  • ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  • ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ
  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ
  • ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  • ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ