Моё имя»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

-Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

-Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;

-Дать представление о важности права на имя;

- Закрепить  представление детей о таком важном документе как «Конвенция о правах ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность  

             по правовому воспитанию на тему: «Моё имя»

             в подготовительной к школе группе.

  Цель: расширять представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу.

Задачи:

Познавательное развитие:

-Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

-Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;

-Дать представление о важности права на имя;

- Закрепить  представление детей о таком важном документе как «Конвенция о правах ребенка».

Речевое развитие:

-Активизировать словарь: имя, фамилия, отчество;

-Развивать умения рассуждать, делать выводы;

-формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Социально – коммуникативное:

-развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

-Воспитывать чувства самоуважения  и уважения к другим.

Материал:

-Документ «Конвенция о правах ребенка»

-фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

-«Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

-картинки с изображением сказочных героев;

-мяч;

-Произведение Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей.»

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня утром к нам в группу принесли телеграмму. А в ней было написано: «Ждите в гости. Кирюша.» Вы знаете, кто такой Кирюша? И я не знаю. Наверно, когда он к нам придет, он нам всё объяснит. Стук в дверь, заходит мальчик. Здоровается и знакомится со всеми «Я маленький сказочный человечек из далёкой волшебной страны, а зовут меня Кирюша.Я прибыл к вам из удивительной страны.

В моей волшебной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста как я. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, всё у них в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей смущает меня. Большие люди всегда очень серьёзные, занятые, они почти никогда не шалят и не играют, как мы, маленькие человечки. И ещё они очень часто говорят: «Я имею право…», «Это моё право…», а о правах маленьких человечков никто никогда ни говорит. Будто их нет вовсе.»

Воспитатель:  Ребята, как вы считаете, правильно ли поступают большие люди по отношению к маленьким в этой стране? Почему? А откуда люди узнают о своих правах. Давайте расскажем Кирюше о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей?

Дети: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».

Воспитатель: Почему это международный документ?

Ответ: Потому что этот документ подписали люди всей планеты.

Воспитатель: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы?

                               Игра с мячом «Назови право».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь Кирюша расскажет своим друзьям, маленьким человечкам о правах детей.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новым правом, о котором вы ещё не знаете. А ты, Кирюша, тоже слушай и запоминай. Но сначала, ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся?

 Дети: У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Отличаемся цветом глаз, волос.

Воспитатель: Умницы правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все таки у каждого есть что то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это?

Дети: может быть  имя?.

Воспитатель: Конечно. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена- это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для свих детей. Им хотелось, что бы дети их росли сильными, крепкими. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, детей), Людмила (Милая людям), Вера, Любовь, - все это древне русские имена.

Воспитатель: Как вы думаете, что можно узнать по имени о человеке? Например, услышав, как обратилась, к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?

Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - взрослая женщина.

Воспитатель: Правильно. Если ребёнка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?

Дети: Можно сказать что это мальчик и девочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужнина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому можно обратиться по имени и отчеству?

Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям, к воспитателю.

Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно по этому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель: Ребята. Как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Дети: Может быть новое право – Это право на имя?

Воспитатель: Ребята в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребёнка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребёнка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения;  и. о. ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

                                               Физ. мин.

Потрудились-отдохнём, (ходьба на месте)

Встанем, глубоко вдохнём. (потягивание)

Руки в стороны, вперёд;

Влево, вправо поворот.

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Воспитатель: «Как тебя зовут»?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребёнком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые пугают их.

Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит»

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Хорошо. Тогда сейчас я расскажу как вместе с одной девочкой выросло и её имя, если вы догадываетесь кто это, то никому не говорите.

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно. . . Звали эту девочку когда она была маленькая ласково: Оленька. Девочка подросла и стали ее называть Олей, прошло время девочка выросла, стала взрослой и стали ее называть по имени и отчеству- Ольгой Александровной.  Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? Оленька. Моя дочка называет меня «мама». Муж и друзья зовут Оля. А в детском саду я для всех Ольга Александровна.

Воспитатель: Вот и вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Антошенька в школе станет Антоном. Никитушка – Никитой. Лизонька – Елизаветой.

Воспитатель: Когда станете взрослыми вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Ваше отчество образуется от имени вашего папы. Подумайте, как будут называть вас?

Ответы детей. (Воспитатель помогает детям.)

Воспитатель: Ребята, когда я готовилась к этому занятию, то нашла много загадок про имена, но они сказочные. Попробуйте их отгадать:

1.В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все её называли  … (Красная Шапочка)

2.В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…(Дюймовочка)

3.Девочка, беленькая, как снежок, и  кругленькая, как комок, говорит старикам: Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня (Снегурочка)

4.В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому что родители и назвали его… (Мальчик-с-пальчик)

5.В далёком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому её назвали … (Белоснежкой)

6.Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре её прозвали … (Золушкой)

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка. (Отрывок о том, как Незнайка стал поэтом.)

Воспитатель: У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин … Как вы думаете, почему их так назвали?

Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку. Потому что он всегда торопился.

Воспитатель: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Дети: Нет, мне его стихи не понравились. А мне эти стихи понравились.

Воспитатель: А вы бы хотели, что бы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы: Я бы не хотел, что бы меня так дразнили.

Воспитатель: Я тоже думаю, что плохие стихи, и слышать из неприятно и обидно. Мы с вами никогда ни будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу  по имени, ласково.  

                                     Игра «Волшебный мяч»

А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Волшебный мяч». (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами или просто ласковыми словами. Это могут быть названия цветов, рыбок, зверюшек, фруктов…)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что наш гость Кирюша очень много узнал на нашем занятии.

Теперь он многое может рассказать своим друзьям и я думаю,  что все люди, независимо от роста, имени, пола и т.д. имею одни и те же права и никогда  не должны нарушать их.