Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Середа Елена Александровна

«Характер формируется с детства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena_aleks1.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Характер формируется с детства»

Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть - еще не значит осуществить желаемое. И когда подросший малыш начинает вдруг хитрить или обманывать, дерзить или командовать, проявлять неуважение к старшим или леность к учению, родители недоумевают: «Откуда это? Ведь мы так старались!» Иногда в свое оправдание говорят: «Такой уж у него характер!» Правомерно ли это утверждение? Действительно ли характер растущего человека складывается сам по себе и потому родители здесь ни при чем? Конечно же, это или глубокое заблуждение, или удобная позиция тех, кто не считает нужным своевременно, буквально у истоков жизни человека думать о его воспитании.

Основы характера закладываются очень рано, и дальнейшее его развитие всегда зависит и от социальной среды и главным образом от воспитания. Семья имеет все условия - материальные, правовые, моральные для полноценного воспитания детей, выработки в них лучших черт личности. Если вы с самого начала правильно воспитываете ребенка, то он своевременно усваивает нравственные понятия и навыки морального поведения. И следовательно, это становиться основой становления его характера. Так, например, если вы хотите, чтобы ваша дочь или сын хорошо учились, то уже в дошкольном возрасте стоит прививать морально-волевые черты.

Дисциплинированность - критерий воспитанности личности. Это показатель собранности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативы, волевых черт характера. Дисциплинированному человеку легко работать и жить. Азы дисциплинированности при разумном воспитании малыш постигает рано с условием элементарных понятий «можно», «нельзя», «хорошо» и «плохо». Важно, чтобы понятия эти жили в его душе параллельно. Это дает ему более глубоко осознать разницу между дозволенным и запретным: то, что хорошо - можно, то, что плохо - нельзя. С развитием сознания ребенка к этим усвоенным понятием прибавляется еще очень важное - «надо». Оно и есть одно из главных движущих сил дисциплинированности. Вместе с понятием «надо» к растущему человеку приходит чувство ответственности за свои действия, вырабатываются первые элементарные проявления воли - умению вопреки своему «хочу - не хочу» следовать указанию взрослого, от чего-то отказываться, повременить в получении желаемого, делать то, что хотя и не интересно, но обязательно. Такое воспитание создает у ребенка внутреннее согласие с требованием взрослого и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Осмысленность выполнения требования - одно из условий саморегулирования поступков. В этом проявляется первоначальное чувство ответственности за собственное поведение.

Такая линия воспитания рассчитана на перспективу развития личности. А это значит формировать с самого малого возраста черты и качества характерные для человека - способность быть активным, проявлять самостоятельность, инициативу, высокое сознание, чувство долга. Где искать истоки этих ценных качеств личности? Однозначного ответа быть не может. Однако многое в характере человека начинается с привычек. Не зря говорят: «Посеешь привычку - получишь характер». Не сформировав у ребенка необходимых привычек - помощников, трудно воспитать у него нужные качества характера. Какие это привычки? Это те, которые помогают нормально расти и развиваться - привычки гигиенические, культурные, моральные и др. Они вносят порядок в детскую жизнь упорядочивают поведение и, следовательно, предвосхищают различного рода негативные проявления - упрямство, капризы, непослушание.

Особую роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки. Назову основные, которые должны быть сформированы у ребенка стоящего у порога школы. Привычки к чистоте, опрятности, порядку в своих вещах, к самостоятельности, самообслуживанию; привычки ценить и беречь труд взрослых, к трудовому усилию, быть занятым, самостоятельно находить полезные дела, привычка уважать старших, заботиться о них и проявлять внимание к ним, правильно реагировать на родительское слово, быть дисциплинированным, честным, правдивым и многие другие. Но пока ребенок совсем мал, перспективы его завтрашнего дня кажутся иным родителям столь далеким, что они многое упускают, делают немало ошибок в воспитании. Например, детские капризы, упрямство, озорство, неподчинение родительским требованием воспринимают как нечто естественное, сопутствующее детству. Лишают ребенка самостоятельности, отстраняют его от трудовых и нравственных обязанностей, чрезмерно опекают. Если ребенок чувствует, что постоянно является центром всеобщего интереса, что все разговоры в семье ведутся о нем, он становиться маленьким тираном: он привыкает к тому, что от его «хочу - не хочу» зависит вся жизнь в доме. Все это не может не способствовать формированию, с одной стороны, чувства исключительности, с другой стороны, беспомощности, слабоволия. Ведь предупреждая все желания, родители, сами того не подозревая, по существу лишают ребенка возможности тренировать волю, управлять своим поведением.

Формированию характера способствует все, с чем соприкасается ребенок в семье. Семья- это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимодействия с другими людьми, усваивает основы заботливости, товарищества, взаимной помощи. Познает, что такое ответственность, долг, труд. Становление характера находится в тесной связи со всеми сферами жизни в семье. Налаженный быт в семье, при котором предполагается разумный распорядок жизни дошкольника - существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа, а если режим в детском саду и в семье совпадает, то это значительно облегчает задачу формирования у ребенка морально-волевых качеств. К сожалению, замечать в своем ребенке зарождающиеся отрицательные черты характера способны далеко не все родители. Многое они объясняют по своему: упрям - значит растет с сильным характером; драчлив - значит не труслив; капризен - так и должно быть, ведь капризы спутник детства. Находят и другие оправдания негативным проявлениям: «Своенравен и капризен в мать». В общем, виноваты пресловутые гены. Но, увы, характер не дается ребенку в наследство от родственников, как например физические данные - внешнее сходство с ними, цвет глаз или волос. Если же сын или дочь приобретают черты характера отца, матери или бабушки, то это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности, постоянному общению с ними. А постоянные рассуждения о детях (в присутствии детей), они сами того не желая, культивируют либо положительные, либо отрицательные черты характера. В результате внушений ребенок усваивает: он именно такой и другим быть не может - добр, чуток, трудолюбив, дисциплинирован или упрям, ленив, непослушен. Ясно, что у того, кто обладает лучшими человеческими качествами, больше светлых минут, ибо у него более обострена способность воспринимать положительное в окружающем и делать добро людям. Человек же с плохим характером зачастую сам себе отравляет жизнь по пустякам, руководствуясь эгоистическим «мне так удобно, а до других мне дела нет».

У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. С каким характером ваш ребенок войдет в большой мир взрослых это зависит от нас. Какое ответственное дело - лепить человеческий характер!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...