Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
методическая разработка (старшая группа) на тему
программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_pr._patriot._vospitanie.docx | 16.02 КБ |
tablitsa_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 43.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край».
На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое ценностное отношение к Родине, сформированность чувства любви к ней, стремление сохранить наследие народа.
Вопросами формирования представлений о родном крае в педагогике занимались В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Они утверждали, что их необходимо начинать формировать с детства. Работа в данном направлении невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народного творчества.
Проблемами по формированию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста поднимались в работах таких исследователей, как М. А. Виноградова, Р. И. Жуковская и других. Учёные подчёркивали, что представления эффективно формируются не только на занятиях, но и в процессе трудовой, бытовой, игровой и других видов деятельности.
Роль педагога в формировании представлений о родном крае – помочь ребёнку узнать историю своей малой Родины, родного края, родной страны, приобщиться к культурным ценностям и традициям своего народа. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России.
Основные задачи:
- Формировать чувства привязанности и любви к своим близким, родному дому, детскому саду.
- Заинтересовать детей историей родного города, Республики Карелии, России.
- Познакомить с государственными символами: гербом, флагом и гимном города, Республики, России.
- Формировать представления детей о быте, традициях, культуре карельского народа и россиян.
- Расширить и углубить представления детей о природе и животном мире родного края.
- Воспитывать чувство патриотизма средствами художественно – эстетического воспитания, художественным словом.
Срок реализации программы 1 год. Программа реализуется в образовательной деятельности в режимных моментах 1 раз в неделю через познавательную, речевую, социально – коммуникативную, художественно – эстетическую образовательные области.
Принципы реализации программы:
1.Принцип личностно – ориентированного общения. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми и родителями.
2.Принцип тематического планирования. Материал спланирован по тематическим блокам: родная семья, родной город, родной край, народные традиции и обычаи, родная культура, природа и животный мир родного края.
3.Принцип последовательности. Предлагаемый материал спланирован последовательно от простого к сложному, в определённой системе.
4.Принцип доступности и занимательности. Изучаемый материал доступен, интересен и увлекателен для детей старшего возраста.
Формы реализации программы:
1.Образовательная деятельность в режимных моментах: целевые прогулки; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций; дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные игры.
2.Художественно – эстетическое развитие через: изобразительную деятельность, лепку, аппликацию, музыкальное развитие, чтение художественной литературы, праздничные концерты, утренники.
3.Проектная деятельность.
4.Работа с родителями.
Список литера туры:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой Издательский Дом Воспитания дошкольника Москва 2004; «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» пособие для педагогов под редакцией А. Я. Ветохиной СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2013; «Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников» под редакцией Н. Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой – М.:»Издательство Скрипторий 2003», 2007; научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №6 2011; журнал «Воспитатель ДОУ» №11 2012; «Младшим школьникам о Карелии» книга для чтения под редакцией А. Г. Блюдник ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРЕЛИЯ» ПЕТРОЗАВОДСК 1970; «Народные игры Карелии» Виола Мальми издательство ПЕТРОЗАВОДСК КАРЕЛИЯ 1987.
Предварительный просмотр:
Дата | Интеграция образовательных областей | Тема, цель | Организованная деятельность в ходе режимных моментов | Творческие проекты (продуктивная деятельность) | Работа с родителями | ||||||
Сентябрь | |||||||||||
1 неделя | Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно - эстетическая | «Семья и родной дом» Формировать представления детей о мире семьи, активизировать опыт семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи. | 1.Беседа «Семья и родной дом» 2.Чтение р. н. с. «Гуси -лебеди». 3.Сюжетно – ролевая игра «Семья». | Рисование на тему «Моя дружная семья». | Поход в выходной день в лес. | ||||||
2 неделя | Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно - эстетическая | «Моя родня» Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга. Воспитывать чувство гордости за свою семью. | 1.Беседа «Моя родня». 2.Рассматривание плаката «Семья». 3.Дид. игра «Кто сначала, кто потом». 4.Чтение р. н. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Крошечка Хаврошечка». | Оформление альбома семейных фотографий «Наша дружная семья». | |||||||
3 неделя | Мониторинг | ||||||||||
Октябрь | |||||||||||
1 неделя | Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно - эстетическая | «Улица, на которой я живу». Формировать знания о улице на которой живёшь, умение называть свой домашний адрес. Закрепить правила дорожного движения. | 1.Улица, на которой я живу». 2.Лото «Дорожные знаки». 3. Строительная игра «Улица города». | Лепка «Мой двор» | Составление рисунка – схемы «Район в котором я живу». | ||||||
2 неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно - эстетическая | «Район, в котором находится мой детский сад». Формировать интерес к родному городу, району и улице, на которой находится детский сад. | 1.Прогулка по улицам в районе детского сада. 2.Беседа об истории названия улиц. 3.Лото «Дорожные знаки». | Рисование «Мой любимый детский сад». | |||||||
3 неделя | Познавательная; Речевая; | «Путешествие по улицам родного города» Формировать интерес к своей малой родине, улицам, домам, общественным зданиям. Дать знания о том, что улиц в городе много и каждая имеет своё название. | 1.Экскурсия по центральной улице города Пролетарскому проспекту. 2.Беседа «Какие дома я видел по дороге в детский сад». 3.Беседа о правилах перехода улицы. | Рисование «Город моей мечты». | Проект совместно с родителями «Путешествие по улицам родного города». | ||||||
4 неделя | Речевая; Социально – коммуникативная; Познавательная | «Городские здания» Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и не жилые. Пополнить словарь : школа, кафе, аптека, почта, магазин. | 1.Рассматривание слайдов городских зданий. 2.Загадки о городских зданиях. 3.Игра «Из чего построен дом». | Рисование «Моё любимое место в городе». | |||||||
5 неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно - эстетическая | «Городские здания» Закрепить знания детей о городских зданиях. Познакомить с сооружениями досуга и культуры, их назначениями. | 1.Экскурсия в библиотеку, дом творчества. 2.Рассматривание иллюстраций зданий города. 3.Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». | Рисование «Книжкин дом». | Рисование совместно с родителями на тему «Самое красивое городское здание» | ||||||
Ноябрь | |||||||||||
1.неделя | Познавательная; Речевая; Художественно - эстетическая | «Городские памятники» Познакомить детей с памятниками А. С. Пушкина, В. И. Ленина, Минина. Формировать познавательный интерес к исторически значимым людям. | 1.Экскурсия к памятникам А. С. Пушкину, В. И. Ленину, Минину. 2.Чтение сказок и стихов А. С. Пушкина. | Рисование по сказкам А. С. Пушкина. | |||||||
2.неделя | Познавательная; Речевая | «Исторические памятники города» Познакомить детей с историческими памятниками архитектуры города Кеми. Пополнить словарь: памятник, собор, архитектор, культура. | 1.Экскурсия к Благовещенскому собору и Успенскому соборам. 2. Рассказ воспитателя о памятниках архитектуры. | ||||||||
3 неделя | Познавательная; Речевая; Художественно - эстетическая
| «Наземный транспорт родного города» Познакомить детей с разными видами наземного транспорта города, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть значимость их труда. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте. | 1.Беседа «Наземный транспорт нашего города». 2.Дид. игра «Профессии». 3.Загадки о наземном транспорте. 4.Чтение стихов «Нужные машины» Е. Павловой, В. Нестеренко. 5.Чтение стихов «Безопасная дорога» Г. Косовой. | 1.Рисование на тему «Разные автомобили». 2.Проект «Путешествие автомобильчика». | Участие родителей в проекте «Путешествие автомобильчика». | ||||||
4 неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно - эстетическая | «Железнодорожный транспорт нашего города». Познакомить детей с профессиями людей, работающих на жд. транспорте. Пополнить словарь: машинист, помощник машиниста, проводник, электровоз, вагон, станция, вокзал. Воспитывать уважение к труду людей. | 1.Беседа «Железнодорожный транспорт». 2.Рассматривание иллюстраций: железнодорожная станция, вокзал, депо. 3.Сюжетно – ролевая игра «Отправляемся в путешествие на поезде». 4.Чтение стихотворения Э.Успенского «Голубой вагон». | Коллективная аппликация на тему «Паравозик из Ромашкова» | Рассказ папы – машиниста о своей профессии. | ||||||
Декабрь. | |||||||||||
1неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; | «Водный транспорт родного города» Поддерживать интерес детей к разным профессиям. Познакомить с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнить словарь: моряк, капитан, юнга, флот, Белое море, корабль, катер, лодка. | 1.Беседа «Расскажи, что ты знаешь о водном транспорте нашего города». 2.Рассматривание иллюстраций на тему «Виды водного транспорта». 3.Сюжетно – ролевая игра «Морские путешественники». 4. Чтение рассказа Г. Цыферова «Пароходик». | Рисование на тему «По морю плывёт пароход». | Рассказ папы или дедушки о службе на флоте. | ||||||
2 неделя | Познавательная; Речевая. | «Знакомство с музеем «Поморье». Познакомить детей с историей города, историческим прошлым его горожан, как жили, чем занимались. Воспитывать чувства любви и уважения к малой родине. | 1. Экскурсия в музей «Поморье». 2.Беседа «Что в музее мне понравилось больше всего». | Рисование на тему «Что я увидел в музее». | Экскурсия в музей вместе с родителями. | ||||||
3 неделя | Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая. | «Новый год у ворот». Формировать представления детей о традициях и обычаях разных народов, в том числе карельского, в подготовке к новогоднему празднику. | 1.Беседа «Как встречают Новый год разные народы». 2.Чтение и заучивание стихов о зиме и новогоднем празднике. 3.Украшение группы к празднику. | Аппликация на тему «Новогодняя ёлка». | |||||||
4неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Новогодний праздник». Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, нарядной ёлке. Воспитывать желание дарить подарки своим близким. | 1.Беседа «Где живёт Дед Мороз?» 2.Разучивание стихов песен и танцев к Новому году. | Изготовление подарков для родных. | Новогодний утренник для детей и родителей. | ||||||
Январь. | |||||||||||
3неделя | Мониторинг. | ||||||||||
4неделя | Познавательная; Речевая; Художественно эстетическая | «Из прошлого нашего края». Формировать представления детей о жизни древних людей Карелии. Воспитывать желание знать и уважать прошлое своего народа. | 1.Рассказ воспитателя «Как жили древние люди нашего края». 2.Рассматривание иллюстраций по теме. | Лепка «Глиняная посуда». | Предложить родителям вместе с детьми найти информацию о народных приметах. | ||||||
5неделя | Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая. Социально –коммуникативная. | «Карельская деревня». Формировать представления детей о жизни и быте карельского крестьянина. Мужчины ловили рыбу, охотились, заготавливали лес, сеяли хлеб. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Пополнить словарь: карельская изба, лавка, русская печка, люлька, прялка, ухват, полати, невод. | 1.Рассказ воспитателя о карельской избе. 2.Беседа «Быт и занятия карельской семьи». 3.Рассматривание иллюстраций предметы утвари карельской семьи. 4.Дид. игры «Что выращивают в огороде». | Рисование на тему «Карельская изба». | Помощь родителей в создании «мини музея» предметов быта карельской семьи. | ||||||
Февраль. | |||||||||||
1неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Что готовили в печи» (карельские национальные блюда). Познакомить детей с традиционными карельскими блюдами. Пополнить словарь: каша, щи, калитки, шаньги, рыбники, блины. | 1.Беседа «Что готовили карелы в печи». 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Разгадывание загадок о еде. 4.Театрализованная игра «Колобок». | Лепка из солёного теста «Карельские пироги для кукол». | Родителям вместе с детьми предложить подобрать пословицы и поговорки о еде, хлебе и нарисовать к ним картинки. | ||||||
2неделя | Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая. Социально – коммуникативная. | «Знакомство с карельским народным фольклором». Познакомить детей с малыми формами карельского фольклора: загадками, пословицами, закличками, считалками. Развивать смекалку, память, творчество. | 1.Словес. игра «Придумай загадку». 2.Знакомство с пословицами о труде и их смысловыми значениями. 3.Заучивание закличек и считалок. | Рисование «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». | |||||||
3неделя | Познавательная; Речевая; Художественно –эстетическая; Социально – коммуникативная. | «Знакомство с карельскими народными сказками». Продолжать знакомить детей с карельским народным творчеством – сказками. Пополнить словарь: купец, водяной, важенка, красавица Насто, ведьма Сюоятор. | 1.Чтение сказок: «Красавица Насто», «Ольховая чурка», «Голубая важенка», «Чёрная уточка», «Сума дай ума». 2.Разыгрывание карельских сказок через театрализованные игры. | Рисование на тему «Моя любимая сказка». | |||||||
4неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Физическое развитие. | «День защитника Отечества» Формировать патриотические чувства на основе ознакомления детей с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | 1.Заучивание стихов к празднику. 2.Чтение худож. Литературы о защитниках Отечества. 3.Соревнование между мальчиками старших групп. | Рисование на тему «Мой папа – солдат»; Изготовление подарков для пап. | КВН «Будем в армии служить» с участием пап. | ||||||
Март. | |||||||||||
1неделя | Речевая; Художественно -эстетическая | «Мама - первое слово». Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Воспитывать уважение к женщинам и девочкам, желание проявлять заботу о них. | 1.Раучивание стихов к празднику. 2.Чтение. 3.Разучивание сценок – миниатюр и частушек к празднику. 4.Составление рассказа из личного опыта «Моя мама». | Аппликация «Букет для мамочки». | Конкурс для мам и девочек «Хочу похожей быть на маму». | ||||||
2неделя | Познавательная; Речевая; Художественно - эстетическая | «Карельский национальный костюм». Познакомить детей с особенностями карельского национального костюма. Пополнить словарь: сарафан, кокошник, фартук, лапти. | 1.Рассматривание национального костюма: одежда, украшения. 2.Беседа об особенностях одежды жителей Карелии. 3.Рассматривание карельского орнамента, украшающего одежду. | Декоративное рисование «Украсим полотенце». | |||||||
3неделя | Познавательная; Речевая; | «Город Петрозаводск – столица Карелии». Познакомить детей с городом Петрозаводском. Дать понятие о том, что столица – это главный город нашей Республики. Формировать чувства любви и гордости за свою Родину. | 1.Рассматривание иллюстраций с видами города Петрозаводска. 2.Рассказы детей, побывавших в Петрозаводске. 3.Чтение стихов и слушание песен о Петрозаводске и Карелии. | Рисование на тему: «Что я узнал о Петрозаводске». | |||||||
4неделя | Познавательная; Речевая; Художественно –эстетическая, Социально – коммуникативная. | «Карельская кукла». Познакомить детей с карельской народной куклой, её многообразием, историей возникновения и предназначением в жизни детей и взрослых. Пополнить словарь: Пеленашка, Крупеничка, оберег. | 1.Рассказ воспитателя о происхождении и назначении кукол: «Пеленашка», 2.Рассматривание материала (мочало, ткани) из которых изготавливали кукол. 3.Игры с карельскими куклами. | Изготовление куклы «Пеленашки», лошадки, оберега. | |||||||
Апрель. | |||||||||||
1неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная, Художественно – эстетическая. | «Карельские народные игры» Познакомить детей с карельскими народными играми, забавами. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям. Пополнить словарь детей карельскими словами. | 1.Рассказ воспитателя о том, как возникли карельские игры. 2.Разучить игры: «Веркко да калат» (Сеть да рыба); «Яной да хукка» (Заяц и волк); «Кукот» (Петухи); «Имушка» (Жмурки), «Догонялки» и др. | «Нарисуй любимую игру». | |||||||
2неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «День космонавтики». Дать знания детей о том , что 12 апреля День космонавтики, о первом космонавте Ю. Гагарине. Воспитывать в детях гордость за свою страну. Пополнить словарь: космос, планеты, космонавт, ракета, учёный – конструктор, механик. | 1.Беседа «Первый полёт в космос». 2.Рассматривание иллюстраций спутников Земли, ракеты, портрета первого космонавта Ю. Гагарина. 3.Сюжет. – ролевая игра «Полёт в космос». | Рисование на тему «Космос». | |||||||
3неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Растительный мир родного края». Расширить представления детей о природе родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать желание восхищаться родной природой, беречь её. | 1.Беседа «Природа родного края». 2. Просмотр фильма «Карелия с высоты птичьего полета». 3.Беседа «Правила поведения в лесу» , рассматривание картинок на эту тему. 4.Загадки о деревьях и растениях. | Рисование на тему «Весна в лесу». | Составление фото альбома «Природа родного края». | ||||||
4неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Карельская береза» Дать детям знания о карельской берёзе: отличительные особенности от обыкновенной берёзы, ценность её древесины. | 1.Рассмотреть и сравнить карельскую березу и обыкновенную. 2.Дид. игра «Как зовут тебя деревце?». 3.Чтение карельской народной сказки «Берёзовый сок». | Рисование «Карельская берёзка». | |||||||
5неделя | Познавательная; Речевая; Социально - коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Животный мир родного края». Расширить представления детей о животном мире родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. | 1.Беседа «Хозяин леса». 2.Рассматривание иллюстраций «Животные Карелии». 3.Чтение карельских сказок «Медведь – дровосек», «Про куницу, как она в гости к снегирям | Лепка «Животные карельского леса" | |||||||
ходила». | |||||||||||
Май. | |||||||||||
1неделя | Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая. | «9 Мая – День Победы». Активизировать знания детей о российской армии. Развивать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины. | 1.Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время Великой Отечественной Войны. 2.Разучивание стихов к празднику. 3.Составление фото альбома «Российская армия». | Изготовление поздравительных открыток. | Праздничный утренник для родителей. | ||||||
2неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Государственные символы родного города и Республики Карелия». Формировать представления детей о государственных символах – флаге, гимне, | 1.Рассмотреть флаг Карелии, рассказать о значении его цветов. 2.Рассмотреть и сравнить герб Карелии и Кеми. | Аппликация «Государственный флаг Карелии». | Предложить родителям вместе с детьми собрать информацию на темы: «Почему на флаге Карелии три цвета?», «Как медведь на герб Карелии попал?», «Что означает рисунок на гербе города Кеми?». | ||||||
гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам. | 3.Слушание гимна Карелии. | ||||||||||
3неделя | Мониторинг. | ||||||||||
1неделя | Познавательная; Речевая; Социально – коммуникативная; Художественно – эстетическая. | «Знакомство с карельскими сказками». Познакомить детей с карельскими народными сказками, добрыми и злыми сказочными героями. Пополнить словарь детей: купец, водяной, чужбина, красавица Насто, ведьма Сюоятор, важенка. Развивать творческие способности. | 1.Чтение сказок «Голубая важенка», «Красавица Насто», «Сума дай ума», «Чёрная уточка», «Ольховая Чурка». 2.Беседа «Чему учат карельские сказки». 3.Разыгрывание карельских сказок через театрализованные игры. | Рисование на тему «Моя любимая сказка». | |||||||
2 и 3 недели | Познавательная; Речевая; Художественно – эстетическая. | «Знакомство с малыми формами карельского фольклора». Продолжать знакомить детей с карельским фольклором: загадками, пословицами, закличками, считалками. Развивать смекалку, память, творчество. | 1.Придумай загадку. 2.Знакомство с пословицами, их смысловым значением. 3.Заучивание карельских народных закличек и считалок. | Рисование на тему «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне
Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...
План самообразования воспитателя по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...
Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициям...
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Люби и знай, свой родной край".
В проекте раскрывается как, какими средствами , способами воспитывать духовно-нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников....
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через культурные наследия родного края»
Актуальность выбранной темы: Дети - будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них ...