РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
рабочая программа (старшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА 49.68 КБ

Предварительный просмотр:

Вылковский детский сад «Колосок» структурное подразделение МБОУ Вылковской СОШ

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылкова»

Разработчик:

                                                                                   Макарова Ирина  

                                                                                   Владимировна

Должность: воспитатель

I категории

с. Вылково

Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

1.1

Пояснительная записка, цель, задачи …………………………………

3

1.2.

Принципы региональной  программы ………………………………...

4

1.3.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) ……………………………………..

6

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы……………………...

6

2.

Содержательный раздел ……………………………………………….

8

2.1.

Описание образовательной деятельности……………………………..

8

2.2.

Способы формы и методы реализации программы

13

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативности………

16

2.4.

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников….

17

3.

Организационный раздел……………………………………………….

19

3.1.

 Материально-техническое обеспечение программы,

19

3.2.

Методические  обеспечения программы

20

3.3.

Место региональной программы в режиме дня

20

3.4.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды………………………………………………

Презентация программы на диске

20

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

                                                              «Человеку никак нельзя жить  без,

Родины, как нельзя жить без сердца!»

К. Г. Паустовский

  Воспитание нравственно – патриотических чувств, включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, улице, селу и родной стране.

   В последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы. В настоящее время выходит много методической литературы по данной теме.

     Проанализировав, рекомендуемый объём знаний и умений детей по нравственно – патриотическому воспитанию поставила для себя задачу, создать условия, чтобы воспитанники легко, доступно усваивали полученные знания по нравственно – патриотическому воспитанию.

     Выбранная тема является актуальной,  так как затрагивает одну из важнейших и животрепещущих проблем в воспитании ребёнка как личности. Так как успешное воспитание ребёнка невозможно без любви  к семье, к родному дому, к селу, к краю, к стране.

    Разработка нашей рабочей программы обусловлена в создании благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания по  ознакомлению с родным селом Вылкова - это обеспечение психолого – педагогической поддержкой, позитивной социализации и индивидуализации ребёнка в процессе приобщения к ценностям родного села, его истории, героическим поступкам людей.

    Цель данной рабочей программы: Сформировать у детей нравственно – патриотические чувства к родному селу на основе исторических и природных особенностей своего села.

    Задачи программы:

  1. Формировать у детей интерес к познанию своего ближайшего окружения, учитывая природные, экологические, социальные, культурно – исторические особенности села Вылкова.
  2. Способствовать пробуждению чувства уважения к семье, людям, хранящим историю нашего села и работающих в нём.

  1. Пробуждать нравственно – патриотические чувства в тесном взаимодействии с семьёй.

       4.Поощрять возникновение детской инициативы к участию в жизни села.

  5.Формировать желание у детей сохранять и приумножать богатство своего села.

1.2 Принципы рабочей программы

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

  • Регионализация нравственно-патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

  • Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  • Целостность.

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

  • Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные

и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев) развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).

  • Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  • Преемственность.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  • Стимулирование активности.

Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории села, воспоминания старожилов, сведение из архивов и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.

  • Культуросообразности.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.3 Психолого-педагогические особенности детей старшей группы

   В группе находятся дети с 5 до 6 лет. Уровень развития соответствует норме.  Воспитанников с нарушениями психики умственного развития нет.

     Большинство детей правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. У них активно развивается наглядно – образное мышление, произвольное внимание, способность управлять своим поведением. Дети стремятся выполнять более сложные по своему содержанию задания, доводить начатое дело до конца.

   Применяют полученные знания и умения в самостоятельной игровой, театрализованной, художественно – изобразительной деятельности. Проявляют творчество и активность в исследовательской деятельности, проведении опытов.

    Для развития интеллектуальной активности детей в группе постоянно обновляется дидактический и сенсорный материал, повышающий интерес и любознательность у воспитанников.

     Дети интересуются общественной жизнью. Особенно значимо для них знакомство с близким окружением:  животным и растительным миром, историей и  будущим своего села.

    Проявляют активность и любознательность при знакомстве со школой, общение с будущим учителем. Это находит отражение в сюжетно – ролевых играх на школьную тематику.

   Дети осознанно владеют основными видами движений.

1.4 Планируемые результаты

  • Фотовыставка, выставка детских рисунков на тему «Моя семья»;
  • Участие родителей в составлении генеалогического древа, герба семьи;
  • Оформление фото-стенда «Моё село Вылково», выставка детских рисунков на тему «Моё село, моя  Родина»;
  • Составление мини рассказов «Что я знаю о моей улице»;

  • Исследовательская деятельность по изучению природы села;
  • Целевые прогулки: по главной улице села, в музей, в школу, в библиотеку, почту, пекарню, к памятнику участникам ВОВ и боевых действий в горячих точках и т. д.
  • Показ презентаций на тему «Моё село и его достопримечательность», «Я знаю, Родина жива пока  живёт её глубинка», «День победы» «Мой детский сад» «Природа села»;
  • Викторина «Моя малая родина – с. Вылково»
  • Оформление в группе макета «Моя улица от дома до детского сада»  
  • Составление фото альбомов о селе: «Уголок Старины», «День победы», «Профессии села», «Символы России», «Я знаю, Родина жива пока  живёт её глубинка», «Моя семья», «Мой детский сад», «Защитники Отечества».
  • Создание картотеки о развитии навыков труда и знакомства с профессиями на селе (пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки, загадки).
  • Составление каталога подвижных дидактических и сюжетно – ролевых игр, направленных на обогащение культуры и традиций родного села.
  • Разработка планов – конспектов развивающей предметно пространственной среды по развитию нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

  • Бережно относиться к достопримечательностям  села (Памятники, старинные здания, сооружения). К окружающей природе села (Река Кулунда, ленточный Кулундинский бор).
  • Проявлять познавательный интерес и нравственно – патриотические чувства к родному селу Вылково.
  • Создавать рассказы о родном селе: его истории символике, достопримечательностях, основных профессиях села, знаменитых

      людях, о местном ландшафте.

  • Проявлять уважение  к защитникам Отечества;
  • С большим желанием принимать участие в мероприятиях села: праздники, выставки, конкурсы.

II Содержательный

2.1 Описание образовательной деятельности

Календарно-тематическое планирование

  В календарно-тематическом планировании по теме «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылкова» целесообразно использовать следующие формы образовательного сотрудничества:

  • Тематические и музыкальные вечера отдыха;
  • Проведение экскурсий, викторин, подвижных и дидактических игр о культуре и традиции села;
  • Творческие конкурсы, выставки;
  • Встречи с  ветеранами ВОВ и военными служивших горячих точках;
  • Презентации о родном селе, профессиях жителей села, природы;
  • Составление фотоальбомов о селе.
  • Оформления лэпбуков.

Месяц

Тема: (Организованной образовательной деятельности)

Цель:

                 Средства реализации

Пространственное планирование

Сентябрь

«Мой дом – моя семья»

Цель: Пробудить интерес  совместной деятельности детей и родителей в составление генеалогического древа семьи, герба  своей семьи. Воспитать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – родителям, бабушкам и дедушкам. Развивать уважение к повседневному труду родителей их жизненному опыту.

Создание семейных альбомов; чтение детских художественных произведений о семье; консультативная помощь в составлении генеалогического древа и герба семьями воспитанников; организация выставки рисунков «Моя семья». Аппликация «Мой дом»; беседы о дружной семье; составление мини рассказов о семье; сюжетно-ролевые игры «Семья»; организация вечера отдыха на тему  «Мы за чаем не скучаем» Показ презентации «Мой дом»,  «Моя Семья»; проведение выставки с родителями и детьми «Умелые руки, не знают скуки»

Октябрь

«Природа с. Вылкова»

Цель: Создать условия для бережного отношения и развития детей к окружающей природе села; расширить  знания у детей через экологическую культуру личности;

Показ презентации природы села (реки Кулунды, ленточный Кулундинский бор); беседы, чтение рассказов, разучивание стихотворений о природе, произведения малого фольклорного жанра; рассматривание альбомов по правилам безопасности в природе; рассматривание картин о  природе, доступный труд детей в цветнике, поделки из природного материала; игры с природными материалами. Целевая прогулка в осенний парк. Организация праздника «Здравствуй осень золотая»; экологические подвижные и дидактических игры; наблюдения за изменениями родной природы осенью; создание паспорт деревьев села, паспорт растений комнатных, лекарственных луговых, садовых.

Ноябрь

   «Улицы моего села»

Цель: Познакомить детей с понятием « Улица» «Переулок», особенностями расположения улиц в селе, с историей возникновения названия улиц;    

Организация целевой прогулки по центральной улице; показ видео презентацию «Моя родная улица»;  оформление фото стенда  «Мы здесь живём»; составление мини рассказов «Что я знаю про свою улицу»; беседы с детьми об истории названий улиц. Рисование, аппликация на темы: «Дом» «Улица» детские постройки из строительного материала «Наше село»; экскурсия по улице В. М. Макарова названной в честь героя ВОВ Василия Маркеловича Макарова. Конструирование макетов «Улица села»

Декабрь

«История моего села»

Цель: Развивать интерес у детей к истории возникновения села, его символикой; пробуждать интерес и любовь к родному селу; воспитывать культурные ценности и традиции села; Познакомить и обобщить знания детей об истории села Вылкова, с его особенностями и достопримечательностями. Воспитывать чувства любви и уважение к малой Родине.

Проведение экскурсии по селу; встречи с творческими людьми села, показ видеофильмов о селе, составление и рассматривание фото альбомов о селе, выставка рисунков детских «Моё село», просмотр презентации о выдающихся личностях, знакомство с символикой села (герб и схема). Сюжетно-ролевая игра – путешествие «Экскурсия на автобусе по селу»

Январь

«Культурные традиции села»

Цель: Пробудить интерес у детей знакомства с жанрами изобразительного, музыкального искусства; развивать эстетические чувства и эмоции; обогащать представления детей о творческих профессиях.

Участие детей в выставках, в концертных программах, в культурно – массовых мероприятиях села, чтение произведений, рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций, посещение школьного театра кукол «Варежка», беседы о культуре и традиций села, создание фото альбома «Уголок старины», посещение музея в модельной библиотеке «Уголок старины». Проведение народных подвижных игр.

Февраль

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Цель: Познакомить детей с нелёгкой службой в армии. Воспитывать

интерес и уважение к Российскому солдату и желание детей бороться за мир. Развивать чувство гордости за нашу армию.

Экскурсия в школьный музей боевой славы; сюжетно-ролевые игры в пограничники, подвижные игры на участке «Полоса препятствий». Чтение книг З. Александровой «Дозор»,            Я. Длуголенцкого «Не потеряй знамя»; изготовление подарков для пап и дедушек показ видеоматериалов, иллюстраций, беседы по картинам, составление фото альбома «Мой папа служил», фильм «Защитники отечества», выставка поделок «Военная игрушка».

Март

«Наш дом – д./с. «Колосок»»

Цель: Познакомить и обобщить знания детей про детский сад. Воспитывать уважение и хорошее отношение к работникам и воспитанникам детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Организация разновозрастных встреч, праздников, развлечений; экскурсии по детскому саду; чтение рассказов на тему «Мой детский сад»;  Подготовка рисунков, поделок для стенда «Наш детский сад»; труд детей по склеивание книг. Показ презентации «Наш детский сад» беседы о труде  работников детского сада; экскурсия на кухню, ознакомление детей с трудом повара; рассматривание картин из серии «Мой детский сад» проведение беседы, составление рассказов; составление фото альбома «Наш дружелюбный детский сад»

Апрель

«Встреча с ветеранами ВОВ»

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа в годы ВОВ; Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа; Развить чувство уважения к старшему поколению.

Чтение стихов, художественной литературы о подвигах ветеранов ВОВ; экскурсия к памятнику героям  ветеранам ВОВ; беседы о ветеранах; организация встреч с ветеранами ВОВ; изготовление поделок для ветеранов. Рассматривание репродукций, фотографий военных; просмотр видеозаписей концерта школьников 4 класса «День победы»; составление рассказов родителей с детьми на тему «Ваш подвиг будет жить в веках»; подготовка поздравлений ветеранов.

Май

Викторина «Моя малая Родина»

Цель: Обобщить представление детей о проделанной работе по нравственно – патриотическому воспитанию со средствами ознакомления с родным селом Вылково.

Разработка съёмки, видео - зарисовки, составление текста или вопросов. Разработка сценария и проведение  викторины. Подведение итогов. Приглашение почётных гостей.

2.2 Способы формы и методы реализации программы

Задачи

Механизм реализации

Формы работы

Образовательные

Наблюдения развития знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста.

Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, обобщающие беседы.

Создание необходимой материально- технической, учебно-методической базы.

Приобретение методической литературы дидактических и наглядных пособий, современных средств ТСО. 

Оформление картотеки подвижных народных игр.

Консультации, практикумы, тренинги, семинары с педагогами, родителями.

Взаимосвязь в работе воспитателя,  музыкального руководителя.

Взаимодействие  филиалом школы искусств, музеями     «Уголок старины» и «Боевой славы», модельной библиотекой, СДК,  МСОШ №2

Воспитательные

Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному селу                      

Проведение комплексных, интегрированных занятий.

 Изготовление коллажей. Оформление уголков родного края. Оформление подборки газеты « Вперёд» по теме «История и современность села Вылкова».

Оздоровительные

Изучение физического развития и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка.

Организация системы оздоровительных мероприятий.

Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов.

Совместные с родителями экскурсии по экологической тропе, выезды на экскурсию в Кулундинский ленточный бор, к реке Кулунде.

Взаимосвязь в работе медицинской сестры, воспитателей, родителей.

Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений

Пропаганда здорового образа жизни.

2.3 Способы и направления детской инициативы.

   Данные  задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – что способствует воспитанию в детях не только нравственно – патриотических чувств, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

   Диапазон объектов, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста, повышается  - это знания о селе, его достопримечательность, исторические памятники, дома, музеи, природные места.

   Для этого проводятся экскурсии по селу: к памятникам,  в  музей, к старинным домам, в библиотеку. Целевые прогулки на природу: в парк, к реке, клумбе цветов в центре села. Внимание детей привлекается зданиями: школы, дом культуры, почтой, пекарней и другими достопримечательностями.

  • При организации непосредственно образовательной деятельности используются: методы, активизирующие детей к деятельности – это игровые ситуации, вовлекающие детей в активный поиск. Моделирование, экспериментирование, дидактические игры и упражнения. Практическое (создание макета), беседа – размышление, художественное слово.  
  • Изобразительная деятельность – как вид художественно – творческой деятельности способствует развитию креотивного мышления ребёнка.
  • Речевая деятельность – воспитанники упражняются в чётком произношении слов, учатся правильно формулировать свою речь и отвечать на поставленные вопросы правильно высказывают своё представление.
  • Познавательно – исследовательская деятельность развивает разнообразные способы познания, воспитывает правильные отношение к объектам, предметам окружающего мира, даёт  представление о людях – тружениках. У детей развиваются различные психологические познавательные процессы: память, мышление, воображение, речь.
  • Игровая деятельность – в процессе игр: сюжетно – ролевых,

дидактических, театрализованных, подвижных дети включаются в систему социальных отношений, формируются нравственные отношения, патриотические чувства

  • Дети участвуют в фотовыставках, выставках детских рисунков, развлечениях организованными в детском саду, выступлениями на сцене дома культуры. Вместе с родителями участвуют в конкурсах КВН, викторинах на знания истории селе и его достопримечательностей, памятников, вечеров отдыха.

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

    Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение  сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Формы работы с семьей

Особенности, рекомендации

Посещение семьи ребенка

Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с  ДОУ, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов).

Совместная экскурсия

Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные.

                                     Нетрадиционные формы работы с семьей

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

III Организационный

  1. Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации рабочей программы «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» в группе нами были разработаны и оборудовано:

  • составлены фотоальбомы о селе Вылкове;
  • мини – музей «Моё село Вылково» (старинные предметы быта);
  • выставки детских рисунков;
  • уголок родной природы: паспорт деревьев, паспорт комнатных, лекарственных и садовых  растений нашего села, паспорт диких животных; макеты по временам года, лэпбуки по временам года.
  • макет села;
  • подбор художественной литературы, пословиц, загадок, поговорок, стихов;
  • картотеки игр;
  • медиаресурсы: презентации, конспекты непосредственной образовательной деятельности, видеофильмы.

   Непосредственная образовательная деятельность проводится в группе ДОУ, на прогулках детского сада, экскурсиях по селу, целевые прогулки в природу.

3.2 Методическое обеспечение программы

    При разработке программы использовались следующие нормативно – правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17. 10.2013 № 1155); Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012года. Устав МКДОУ Вылковского детского сада «Колосок» Тюменцевского района Алтайского края утверждён 24.10.2011 года. А так же общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

3.3 Место региональной программы в режиме дня

     Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет. Содержание и организация образовательного процесса выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.  

   Содержание программы реализуется в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Непосредственно – образовательная деятельность реализуется через игровую, двигательную, познавательно – исследовательскую, музыкально – художественную, трудовую, чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов.

       Продолжительность непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственно – патриотическим  воспитанием составляет в старшей группе 20 – 25 минут и один раз в неделю, во второй половине дня.

      Проводятся вечера отдыха, развлечения, викторины, КВН, музыкально – художественные вечера, праздники на закрепление пройденного материала один раз в месяц.

3.4 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

       Развивающая среда является одним из важнейших условий развития. Для реализации рабочей программы «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» в группе созданы мини – уголки, стимулирующие деятельность детей в освоении нравственно – патриотических ценностей к родному селу.

  • Мини – музей «Моё село Вылково»: в него входит карта Тюменцевского района, план – схема и герб  села Вылкова; старинные предметы быта и в годы войны; материал об истории создания села, знаменитых людях села, достопримечательностях села.
  • Фото альбомы: «Ваш подвиг будет жить в веках»; «Моё село и его достопримечательности»; «Государственная символика»; «Моя семья»; «Мой детский сад» «День защитника отечества»; «Профессии села»; «Уголок старины».
  • Подбор художественной литературы З. Александровой «Дозор»,               Я. Длуголенцкого «Не потеряй знамя», «Маша растеряша»  и другие произведения.   Пословицы  о Родине, о родном крае, о дружбе и доброте, о солдатской службе, о труде.  Загадки про орудия труда, дворовое хозяйство, средства передвижение, военное оружие;   Поговорки про труд, мастерство, орудия труда, человек и семья. Стихи: И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», М. Карем. «Мирная считалка», А. Плещеев. «Осень наступила...»; И. Суриков. «Вот моя деревня».
  •   Выставки  детских рисунков  и аппликаций на темы «Мой двор», «Моя семья», «Природа села».  
  • Уголок  родной природы: паспорт деревьев, паспорт комнатных, лекарственных и садовых  растений нашего села, паспорт диких животных. Включает  фотоальбом «Кулундинский ленточный бор», растения, река Кулунда, животные, лекарственные травы, цветы, ягод, грибов. Книги о природе Алтайского края, про правила безопасности в природе.
  • Макет села, сделанный из бумаги и картона;
  • Подобрана  картотека игр: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые;
  •  Подобраны  и разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, презентации, видеофильмы;
  • В островок технического сопровождения входит ноутбук, МФУ, музыкальный центр, аудио и видеодиски, фотоаппарат, видеокамера.
  • Островок информационный. Здесь расположены передвижные стенды для взрослых с информацией о возрастных возможностях детей, рекомендации по нравственно – патриотическому воспитанию детей дома.
  • Полочка умных книг. Используются вырезки, заметки из газет о селе Вылково.

При реализации  программы используется активное вовлечение родителей в образовательный процесс:

  • Тематические экскурсии по селу в музеи, целевые прогулки в природу;
  • Оформление генеалогического древа и герба семьи;
  • Составление  рассказов «Мой прадедушка»;
  • Участие в выставке «Умелые руки, не знают скуки», оформление экспозиций в мини – музей, викторинах, вечера отдыха  «Мы за чаем не скучаем»;
  •   Природоохранные акции: «Чистый двор», «Растут цветы для души», «Помогите природе», «Акция добрых дел – скворечник для птиц»,  мастер класс с родителями «Покормите птиц зимой».

Список литературы

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92
  2. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, М., 1991
  5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
  6. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
  7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  8. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru
  9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
  10. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
  11.  Приказ от 17. 10. 2013 № 1155 об утверждении ФГОС
  12.  Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Ведущая педагогическая идея     Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...

Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

Статья "Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной"

Полагаю, воспитание у старших дошкольников уважения к обычаям, традициям малой Родины, гордости за землю, на которой живешь, является одним из действующих средств формирования бережного отношения к ку...

Проект Совместной деятельности с родителями На тему: «Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»

Тема проекта:«Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»Тип проекта: Информационно-практико-...