Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
материал (старшая группа)
Ведущая педагогическая идея
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей и традиций в быту.
Заглянув в глаза ребёнку, можно многое увидеть, понять и помочь ему выйти из трудных ситуаций. Но кроме ДОУ есть семья, где не всегда понимают ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вылковский детский сад «Колосок» структурное подразделение МБОУ Вылковской СОШ
Тема по самообразованию
«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Разработчик:
Ф. И. О:
Макарова Ирина
Владимировна
Должность: воспитатель
I категории
село Вылково
оглавление
Условия возникновения опыта……………………………………………2
Актуальность работы……………………………………………………….4
Теоретическая база опыта………………………………………………….5
Новизна опыта……………………………………………………………….7
Ведущая педагогическая деятельность…………………………………...8
Результативность опыта…………………………………………………...12
Адресная направленность…………………………………………………..9
Технология опыта……………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………13; 26
Приложения…………………………………………………………………..14
Условия возникновения опыта
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному краю и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному селу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является
накопление ими социального опыта жизни о своем селе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине –
месту, где родился человек.
Работа по теме самообразования: «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылкова» проходила в МКДОУ «Колосок».
Детский сад «Колосок» работает по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. По данной теме в детском саду никто не занимался. По выбранной теме подобрала и проработала специальную методическую литературу для детей старшего дошкольного возраста.
Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии села, в котором они живут, своего адреса, о достопримечательностях села, о профессиях сельских жителей, предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном селе. (Приложение № 1)
В ходе обследования было выявлено, что 70 % детей не имеют достаточно
знаний и представлений о родном селе, о детском саде и его ближайшем
окружении, о правилах поведения на улице. И только 25% смогли рассказать, что им нравится в родном селе, но их отношения были ещё неосознанны.
А ведь край, в котором мы живём неповторим. И наше село Вылково имеет богатую историю, которую должны знать наши дети.
За последние годы наше село преобразилось: построилась новая школа, появились новые предприятия, магазины, стали благоустраиваться дороги села на главной улице появился асфальт, преобразовалась сельская библиотека в модельную библиотеку, где работники библиотеки создали музей старины. А какая природа села - это Кулундинский бор, река Кулунда, бескрайные поля, луга. Мне захотелось, чтобы дети увидели красоту родного села, преобразования, происходящие в нем каждый год, и начали гордиться своей малой родиной.
Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине,
воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения –
не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления
заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по
отношению к своему селу было проведено анкетирование родителей
(Приложение № 2). Результаты анкетирования дали возможность выявить
настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и
очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию, встала задача как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми» (Д. Б. Эльконин). В шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н. И. Непомнящая), по-видимому, связанных и с его национальной принадлежностью.
Таким образом, была организованна и проведена система мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.
В соответствии с возрастом детей разработала рабочую программу по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково».
Для реализации данной рабочей программы в группе была разработана и оборудована развивающая среда.
Актуальность работы
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли
большие перемены. Но, как бы, ни менялось общество, мы не должны
переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности.
В данный момент материальные ценности стали все больше
доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически
исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение
людей разной национальности. Однако в последние годы наука стала
возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования
воспитания патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали
изучаться вопросы основ гражданственности (Е. А. Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям
К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному как к базе
патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если
оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан
с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом,
сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Работая над проблемой патриотического воспитания у детей
дошкольного возраста, обнаружила следующие противоречия:
- недостаточное использование знаний дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;
- отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
- педагогической некомпетентностью родителей по данной теме.
Ведущая педагогическая цель: заключается в создании
условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к
родному селу на основе обогащения социальных представлений детей.
Длительность работы над темой
Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным
селом стала разрабатываться с 2013 года в средней группе.
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2018г. – октябрь
2013г. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на
основе анализа воспитания гражданских чувств путем беседы с целью
определения представлений о родном селе и отношения к нему.
2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2018г. – май 2019г. На
данном этапе разработала рабочую программу по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково».
Был разработан перспективный план работы с детьми
по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с
историей села, его достопримечательностями, проводилась апробация
системы работы.
3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2019 года – май
2019 года. На заключительном этапе будут проводиться итоги работы для решения обозначенной проблемы, анализ своей работы.
Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной
деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации
усилий педагога и родителей.
Теоретическая база опыта
В своей работе опираюсь на положения концепции модернизации
дошкольного образования. При разработке темы по самообразованию использовались следующие нормативно – правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17. 10.2013 № 1155); Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012года. Так же общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как
составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на
познание ребенком своей страны. В это время появляются исследования,
опирающиеся на эмоциональную сферу ребенка. Этими исследованиями вплотную занимались наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Современные исследователи отводят значительное место разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – А.М. Виноградова, М.В. Воробьёва, Р.С. Буре, и др.; формирование любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И.Жуковская, Э.К. Суслова; воспитание нравственно-волевых качеств – А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре).
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова).
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Педагогические идеи патриотического воспитания содержатся в работах
С.И.Ожегова, он определял патриотизм как «…преданность и любовь к
своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не
доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда
уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А.
Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины
неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости,
способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский обращал
внимание на то, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя
своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости,
никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
При составлении перспективного плана работы (приложение №3)
опиралась на свою рабочую программу, результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Опиралась на рекомендации Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой, М.П. Постниковой, Г.П. Поповой, в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ».
Можно сделать вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному краю, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей.
Материалы данных разработок легли в основу целевых прогулок, бесед, подвижных и дидактических народных игр.
Для формирования основ правового сознания у дошкольников
посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы
следующие понятия:
Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.
Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и
близкие.
Достопримечательности – место, или предмет, заслуживающие особого внимания.
Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на
флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных
документах.
Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных
размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.
Новизна опыта
Заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Это разработанная рабочая программа по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылкова».
Для реализации данной рабочей программы в группе была подобранная разработанная и оборудованная развивающая среда:
- составлены и оформлены фотоальбомы о селе Вылкове: «Уголок Старины», «День победы», «Профессии села», «Символы России», «Я знаю, Родина жива пока живёт её глубинка», «Моя семья», «Мой детский сад», «Защитники Отечества»
- разработанные лэпбуки: «Россия – наша Родина», «День Победы», «Земля наш общий дом», «Народный быт», «Добрый волшебник Дед Мороз», «Детям про космас»,
- мини – музей «Моё село Вылково» (старинные предметы быта) фотоальбомы «Уголок старины», «Куклы в национальных костюмах» «Одежда народов мира»;
- выставки детских рисунков;
- уголок родной природы: паспорт деревьев, паспорт комнатных, лекарственных и садовых растений нашего села, паспорт диких животных, оформления макета по временам года, разработки лэпбуков по временам года – «Осень», «Зимушка-зима»,
- схема села;
- подбор художественной литературы, пословиц, загадок, поговорок, стихов;
- картотеки игр;
- медиаресурсы: презентации, конспекты организованной образовательной деятельности, видеофильмы.
- Организованная образовательная деятельность проводится в группе ДОУ, на прогулках детского сада, экскурсиях по селу, целевые прогулки в природу.
Взаимодействия с родителями разрабатываю и оформляю: информационно-педагогические материалы, консультации, рекомендации в папках – передвижках, индивидуальные беседы, собрания, выставки детских работ, провожу мастер-класс «Волшебница осень», «Покормите птиц зимой»; провожу акции добрых дел – «Поможем перелётным птицам смастерить скворечник».
Продолжительность организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственно – патриотическим воспитанием составляет в старшей группе 20 – 25 минут и один раз в неделю, во второй половине дня. Проводятся выставки рисунков, вечера отдыха, развлечения, музыкально – художественные вечера, праздники на закрепление пройденного материала один раз в месяц.
Выше перечисленные, разработанные оформления и мероприятия, помогут каждому воспитаннику лучше узнать своё село и ответственно относиться к истории села.
Ведущая педагогическая идея
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей и традиций в быту.
Заглянув в глаза ребёнку, можно многое увидеть, понять и помочь ему выйти из трудных ситуаций. Но кроме ДОУ есть семья, где не всегда понимают ребёнка.
Ведущей моей педагогической идеей является повышение качества жизни воспитанника в социуме, развитие взаимоотношений детей между педагогом и родителями через нравственные чувства. «Дети – это небесный дар, доверенный нам на воспитание» (Я. А. Коменский).
Адресная направленность
Свою работу хотела порекомендовать начинающим воспитателям, которые ведут поиск новых сторон развития детей дошкольного возраста.
Возможности развития детей как личностей с помощью нравственно-патриотических чувств, через общение детей с педагогом по личностно-ориентированной технологии.
Технология опыта
Целью педагогической деятельности является организация
педагогического процесса, способствующего формированию
патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным
селом.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному селу;
- предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя
маленьким гражданином, участником в жизни села;
- знакомство с селом, его историей и достопримечательностями;
- взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению
и сохранению богатств родного села.
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко,
но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю
начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом,
улицей, селом, с его достопримечательностями.
Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.
В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:
- незнание детьми названия села, района, края, улицы, где они живут;
- неумение вести себя на улицах родного села;
- неуважение к результатам труда людей;
- непонимание родителями важности знаний у детей о родном
селе и чувства патриотизма;
- отсутствие гордости за своё родное село, осознания своей гражданской принадлежности;
- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-село) в
сознании дошкольника и родителей.
Наличие этих проблем позволило взяться за последовательную,
поэтапную работу с детьми старшей группы. Был составлен перспективный план мероприятий, включающий экскурсии – живые впечатления, путешествия по родному селу в процессе образовательной деятельности, игры для закрепления знаний и рисование.
Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло им
устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в
нём. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли
собой целостную картину сведений о родном селе Вылково.
Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности
воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который нельзя
уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное
общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое
сложное образование, как чувство любви к родному селу.
Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным краем
являются: экскурсии, беседы, рассматривание фотоальбомов о селе, рисование достопримечательностей села. Дети постепенно получают новые знания о родном селе, крае, обогащают свои знания о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и взрослыми.
Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой села, дошкольники узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.
Все прогулки и путешествия были организованы определенной
последовательности, и здесь ведущим был принцип: «От простого к
сложному». Первые экскурсии были организованны, знакомством детского сада «Колосок» детьми среднего дошкольного возраста (приложение №4).
Рассматривая здание детского сада, его особенности строения,
оборудование детских площадок, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на территории детского сада. Дети предлагали разные варианты: завести собаку, вызвать полицейского, заставить всё сломанное ремонтировать и т. д. Эти детские высказывания вызывают улыбки, и мне приятно, что мои воспитанники не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему территорию детского сада. Это были первые представления детей о нравственных чувствах.
После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена
выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где дети запечатлели
здание детского сада, который для них стал родным. Экскурсия по территории детского сада не прошла даром.
Когда при подготовке к новому учебному году в июне был организован субботник по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Просмотрев презентацию субботника и прослушав беседу, дети с гордостью неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила качели!», «Мой папа сделал домик, а мой папа построил сказку: это Лунтик, Пчелёнок и Мила».
А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило
путешествие к альпийской горке, расположенной на территории ДОУ.
Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой
родного края, узнавали, что многие растения приносят человеку пользу.
Экскурсия к мемориалу в память погибших воинов, возложение живых цветов советским воинам способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Пыталась донести до детей мысль: что спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Показав видеоконцерт «День Победы», подготовленный учениками 1- 4 классов для ветеранов ВОВ, пыталась закрепить такие важные
понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой
подвиг”. Детей подводила к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и в нашем селе есть улица в честь ветерана ВОВ. Улица В.М. МАКАРОВА .
Следующее путешествие было в историческое прошлое нашего
села: дети рассматривали фотоальбомы, прослушали беседы: о истории села, о тружениках села. Дети узнали о том, как появилось и развивалось село Вылково с момента своего рождения, вспомнили важные события, которые произошли в селе, обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, а также-то новое, что появилось за последние годы.
При ознакомлении с историей малой родины была организована
поисковая деятельность: детям было предложено расспросить
родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они
живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией,
предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.
В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории села.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установлены тесные связи было посещение модельной библиотеке фотовыставки «Село моё, родимое моё» и знакомство в музее с «Уголком старины». Дети были удивлены увиденными старинными предметами. В результате решили в группе оформить свой уголок старинных вещей в этом помогли родители.
Первое сентября день знаний, экскурсия в школу на линейку. Дети проявляли интерес к школе. Часто спрашивали: «Мы пойдём ещё в школу? А когда?». Провела образовательную деятельность по рисованию на тему «Школа», дети с удовольствием изображали школьный двор, на котором было много красочных цветов, солнечного цвета.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без
установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих
выставок «Папа, самый, самый, самый…» «Давайте познакомимся». Создание фотоальбома «Я знаю, Родина жива пока живёт её глубинка», «Профессии села», «Моя семья». При создание альбомов объединило родителей и детей в группе.
Планируемые результаты на 2018г. – 2019г.
- Фотовыставка, выставка детских рисунков на тему «Моя семья».
- Участие родителей в составлении генеалогического древа, герба семьи.
- Оформление фото-стенда «Моё село Вылково», выставка детских рисунков на тему «Моё село, моя Родина».
- Составление мини рассказов «Что я знаю о моей улице».
- Исследовательская деятельность по изучению природы села.
- Целевые прогулки: по главной улице села, в школьный музей, в библиотеку, почту, пекарню, к памятнику участникам ВОВ и боевых действий в горячих точках и т. д.
- Показ презентаций на тему «Моё село и его достопримечательность», «Я знаю, Родина жива пока живёт её глубинка», «День победы» «Мой детский сад» «Природа села».
- Оформления лэпбука «Моя малая Родина» с помощью родителей и детей старшей группы.
- Вечер отдыха «Село моё родное»
Оформление в группе макета «Моя улица от дома до детского сада»
Результативность опыта
Результативность опыта показала, что проведенная работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным селом были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном селе.
Было выявлено, что 80 % детей знают название села, в котором живут, имеют представление о названии улиц села. Могут назвать адрес дома где проживают и детского сада, который посещают, знают как правильно называть родителей.
В ходе анализа исследовала, что у детей только начинают проявляться знания нравственно-патриотических чувств. Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса патриотического воспитания проводился в начале учебного года. Естественно, что для сопоставимости результатов формирования нравственно-патриотических чувств узнаем только, в конце учебного года.
Подводя итог, можем говорить о том, что в ходе работы с детьми наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников на начальной стадии изучения.
Таким образом, считаем, что систематическая работа по воспитанию
нравственно-патриотических чувств детей к родному селу в условиях
дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. Формирование созданных условия для реализации у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».
После реализации темы по самообразованию дети научатся.
- Бережно относиться к достопримечательностям села (Памятники, старинные здания, сооружения). К окружающей природе села (Река Кулунда, ленточный Кулундинский бор, поля, луга).
- Проявлять познавательный интерес и нравственно – патриотические чувства к родному селу Вылково.
- Создавать рассказы о родном селе: его истории, символике, достопримечательностях, основных профессиях жителей села, знаменитых людях, о местном ландшафте.
- Проявлять уважение к защитникам Отечества.
- С большим желанием принимать участие в мероприятиях села: праздники, выставки, конкурсы.
Список литературы
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92
- Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
- Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
- Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – Учеб. Пособие для студентов –М.: издательский центр «Академия» 1998г. – 432 с.
- Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http:
- Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
- Приказ от 17. 10. 2013 № 1155 об утверждении ФГОС
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
(приложение №1)
Анализ беседы, проводимый с детьми дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном селе (автор Н. Г. Зелёнова, Л. Е. Осипова)
Ф.И. ребёнка | Контрольные задания | |||||
Родное село | Умение называть адрес домашний и детского сада | Родная природа | Умение называть достопри-мечатель-ности села по фотогра-фиям | Умение называть профессии родителей и жителей села | Моя семья |
Задание 1. «Родное село»
Цель: название своего села,
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть
фотографию.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда узнает и называет город, село
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не уверенно называет город, село
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает названия города, села
Задание 2. «Домашний адрес»
Цель: знание домашнего адреса (в старших группах адрес детского сада)
Методы: Беседа, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на
вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада?)
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не уверенно называет адрес, путается.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада)
Задание 3. «Родная природа»
Цель: знание растительного мира, животных родного села, правила
поведения на природе.
Методы: Беседа, рассматривание фото, рисунков, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на
вопрос «Как называется это растение, животное», «Как нужно себя вести в
лесу, возле водоема»
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет растения и животных, а также правила
поведения на природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не уверенно называет растения и животных. Называет не все
правила.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.
Задание 4. «Достопримечательности»
Цель: умение узнавать достопримечательности родного города, села.
Методы: Беседа, показ фотографий, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с детским
Отдыхом.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не узнает и не называет достопримечательность.
Задание 5. «Профессии родителей, жителей села»
Цель: знание и называние профессий родителей, жителей села.
Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на
вопрос «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще
профессии в нашем селе ты знаешь?»
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие
профессии.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы,
называет мало других профессий.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других
профессий.
Задание 6. «Моя семья»
Цель: умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников,
знает родственные связи, увлечения своей семьи.
Методы: Беседа, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи,
Увлечения.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает фамилию, родственников.
(приложение № 2)
Анкета для родителей
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического
воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое
воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, района, села, с традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема
ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашей семье семейные
традиции?
(приложение № 3)
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
с детьми 5-7 лет
Месяц | Тема: (организованной образовательной деятельности) Цель: | Средства реализации | ||
Педагога | Детей | Родителей | ||
Сентябрь | «Моя семья» Цель: Пробудить навыки совместной деятельности детей и родителей в составлении родословной семьи, герба семьи. Воспитать уважение, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. Развивать уважение к повседневному труду родителей их жизненному опыту. | Создание семейных альбомов; чтение детских художественных произведений о семье; консультативная помощь составление родословной и герба семьи; выставки рисунков, «Моя семья». Аппликация «Мой дом»; беседы о дружной семье; составление мини рассказов о семье; сюжетно-ролевые игры «Семья»; организация вечера отдыха на тему «Мы за чаем не скучаем» Показ презентации «Мой дом», «Моя Семья»; проведение выставки с родителями и детьми «Умелые руки не знают скуки»
| Рассматривание семейных альбомов; рассказ о семье, родственниках; рисование «Моя семья». Аппликация «Мой дом»; участие в составление родословной и герба своей семьи; подготовка к вечеру с родителями ««Мы за чаем не скучаем». | Участие в выставке «Моя семья». Аппликация «Мой дом», «Умелые руки, не знают скуки»; составление родословной и герба семье; совместная деятельность. |
Октябрь | «Родные просторы села Вылково» Цель: Формировать у детей интерес и окружающей природе. Создать условия для бережного отношения и развития детей к природе села; расширить знания у детей через экологическую культуру личности. | Показ презентации природы села (реки Кулунды, ленточный Кулундинский бор); беседы, чтение детям рассказов, разучивание стихотворений о природе, произведения малого фольклорного жанра; создание альбомов по правилам безопасности на природе; просмотр фотографий о природе, познакомить детей с трудом по озеленению участка своей группы; поделки из природного материала; игры с природными материалами. Целевая прогулка в осенний парк. Организация праздника «Здравствуй осень золотая». Экологические подвижные и дидактические игры, наблюдения за изменениями родной природы осенью. Создание паспорта деревьев села, паспорта растений - комнатных, лекарственных луговых, садовых. Выставка рисунков «Природа нашего села». | Участие в исследовательской деятельности, в экскурсиях, в беседах, прослушивание рассказов, разучивание стихотворений о природе, произведения малого фольклорного жанра; изучение правила безопасности в природе; рассматривание фотографий о природе; доступный труд детей в цветнике; принятие участие в изготовления поделки из природного материала; активное участие в подготовке праздника «Здравствуй, осень золотая»; рассматривание и знакомство с паспортом деревьев села, паспортом растений комнатных, лекарственных луговых, садовых; рисование «Природа нашего села». | Участие в организации экскурсий; в подготовке организации праздника «Здравствуй осень золотая»; подбор фотографий о природе села; участие в озеленение участка детского сада; помощь детям в изготовление поделки из природного материала. |
Ноябрь | «Улицы нашего села» Цель: Формировать у детей интерес к социальной жизни в селе; уточнить и расширить представления детей о том, что находится на главной улице села, пробуждать у детей интерес к родному селу; учить замечать красоту окружающего; познакомить с понятием «Улица» «Переулок», особенностями расположения улиц в селе, с историей возникновения названия улиц. | Организация целевой прогулки по центральной улице; просмотр видео презентации «Моя родная улица»; оформление фото стенда «Мы здесь живём»; составление мини рассказов «Что я знаю про свою улицу»; беседы с детьми об истории названий улиц. Рисование, аппликация на темы: «Дом» «Улица» детские постройки из строительного материала «Наше село»; экскурсия по улице В. М. Макарова, названной в честь героя ВОВ Василия Маркеловича Макарова. Конструирование макетов «Улица села». | Участие в целевых прогулках по улицам; исследовательской деятельности, связаной с историей возникновения названий улиц; разучивание домашнего адреса, а также адрес детского сада. | Составление мини рассказов «Что я знаю о моей улице?»; заучивание детьми домашних адресов; в помощи организации экскурсии по главной улице; конструирование макета «Улица села». |
Декабрь | «Как появилось наше село» Цель: Познакомить и обобщить знания детей об истории села Вылково, с его особенностями и достопримечательностями. Воспитывать чувства любви и уважение к малой Родине. Воспитывать чувство уважения к различным профессиям, любовь к труду. Развивать познавательную активность и любознательность | Проведение экскурсии по селу; встречи с творческими людьми села, показ видеофильмов о селе, составление фотоальбомов о селе, выставка детских рисунков «Моё село», просмотр презентации о выдающихся личностях, знакомство с символикой села (герб и схема). Сюжетно-ролевая игра – путешествие «Экскурсия на автобусе по селу» | Участие в непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с селом Вылково, с символикой (герб и схема); участие в игровой деятельности, в экскурсиях по селу; рассматривание фотоальбомов о селе, рисование «Моё село», «Герб села Вылково»; | Помощь в поиске и подборе исторических сведений и информаций о селе; совместное творческое рисование «Герб села Вылкова»; составление сочинений «Моё село Вылково» |
Январь | «Знакомство с бытом и культурными традициями села» Цель: Познакомить детей с жанрами изобразительного, музыкального искусства; развивать эстетические чувства и эмоции; обогащать представления детей о творческих профессиях. | Организация встреч с творческими людьми села. Посещение модельной библиотеки, фотовыставки «Село моё, родимое моё», знакомство в музее с «Уголком старины». Чтение произведений, рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций. Пополнение группы художественно-эстетических центров материалами о творческих людях села, оформление фотоальбома «Уголок старины», беседы о культуре и традиций села, приглашение школьного театра кукол «Варежка». Знакомство с народными подвижными играми. | Участие детей в выставках, в концертных программах, в культурно – массовых мероприятиях села, чтение произведений, рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций, посещение школьного театра кукол «Варежка», беседы о культуре и традиций села, рассматривание фотоальбома «Уголок старины», посещение музея в модельной библиотеке «Уголок старины». Проведение народных подвижных игр. | Помощь в организации встреч с интересными людьми села, посещение музея в модельной библиотеке. |
Февраль | «Наши защитники отечества» Цель: Познакомить детей с особенностями нелёгкой военной службы в армии. Сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подрожать им в ловкости, быстроте, в смелости, в стремлении быть похожими на них. Воспитывать интерес и уважение к Российскому солдату и желание детей бороться за мир. Развивать чувство гордости за нашу армию. | Экскурсия в школьный музей боевой славы; сюжетно-ролевые игры в пограничники, подвижные игры на участке «Полоса препятствий». Чтение книг З. Александровой «Дозор», Я. Длуголенского «Не потеряй знамя»; Приглашение в гости военных, изготовление подарков солдатам, служившим в горячих точках. Просмотр видеоматериалов, иллюстраций; беседы по картинам, составление фотоальбома «Мой папа служил»; организация праздника «День защитника отечества». | Участие в составлении фото альбома «Мой папа служил» тематические беседы; Экскурсия в школьный музей боевой славы; разучивание сюжетно-ролевых игр в пограничники, подвижных игр на участке детского сада «Полоса препятствий». Беседы по прочитанным книгам З. Александровой «Дозор», Я. Длуголенского «Не потеряй знамя»; встреча с военными, изготовление подарков солдатам, служившим в горячих точках; рассматривание иллюстраций; беседы по картинам; подготовка к празднику «День защитника отечества». | Рассказ родителей о военной службе: «Уроки мужества». Помощь в составлении фотоальбома «Мой папа служил»; проведение экскурсии в школьный музей боевой славы; разучивание военных стихотворений; активное участие пап в празднике «День защитника отечества». |
Март | «Наш родной детский сад «Колосок»» Цель: Создать условия для знакомства и обобщение знания детей о детском саде. Способствовать внимательному и заботливому отношению к работникам детского сада. Воспитывать уважение и хорошее отношение к работникам и воспитанникам детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. | Организация разновозрастных встреч; проведение бесед с проблемными ситуациями; просмотр видеоматериалов, иллюстраций. Организация праздников, развлечений; экскурсии по детскому саду. Чтение рассказов на тему «Мой детский сад». Подготовка рисунков, поделок для стенда «Наш детский сад»; труд детей по склеиванию книг. Показ презентации «Наш детский сад», беседы о труде работников детского сада; экскурсия на кухню, ознакомление детей с трудом повара; подборка картин из серии «Мой детский сад» составление рассказов на тему «Мой детский сад»; составление фотоальбома «Наш дружный детский сад». | Участие в разновозрастных встречах; подготовка к праздникам, развлечениям; участие в экскурсиях, беседах; рисование «Наш детский сад». Склеивание книг, рассматривание картин из серии «Мой детский сад», фотоальбома «Наш дружный детский сад». | Оказание помощи в организации тематических мероприятий праздниках, развлечениях, составление фотоальбома «Наш дружный детский сад». |
Апрель | «Ваш подвиг будет жить всегда!» Цель: Сформировать у детей чувство гордости за ветеранов ВОВ. Познакомить с героическим прошлым нашего народа в годы ВОВ; Воспитывать у детей уважение к старшим, к тем, кто защищал Россию; Развивать нравственные чувства ответственности к старшему поколению. | Подбор стихотворений, художественной литературы о подвигах ветеранов ВОВ; организация экскурсии к памятнику героям ветеранам ВОВ; беседы о ветеранах; организация встреч с ветеранами ВОВ; изготовление поделок для ветеранов. Составление репродукций, фотографий военных; показ видеозаписей концерта школьников 4 класса «День победы»; оформление рассказов родителей на тему «Ваш подвиг будет жить в веках»; подготовка поздравлений ветеранов. | Чтение стихотворений, художественной литературы о подвигах ветеранов ВОВ; экскурсия к памятнику героям ветеранам ВОВ; участие в беседах о ветеранах; встреча с ветеранами ВОВ; изготовление поделок для ветеранов. Рассматривание репродукций, фотографий военных; просмотр видеозаписей концерта школьников 4 класса «День победы»; составление рассказов родителей с детьми на тему «Ваш подвиг будет жить в веках»; подготовка поздравлений ветеранов. | Помощь в изготовление подделок, в сборе реликвий, в организации встреч, в экскурсии к памятнику; мини-рассказ родителей с детьми на тему «Ваш подвиг будет жить в веках»; |
Май | Вечер отдыха «Село моё родное» Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о проделанной работе по нравственно – патриотическому воспитанию со средствами ознакомления с родным селом Вылково. | Подбор стихотворений, разучивание песен, танцев. Беседа с родителями о участии в вечере отдыха. Приглашение почётных гостей. Разработка сценария презентаций, видеоматериалов и проведение вечера отдыха. Подведение итогов. | Разучивание стихотворений, песен, танцев о селе. Активное участие в народных играх. | Помощь и участие в вечере отдыха. |
(приложение №4)
Моя семья
Программное содержание: Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Методика проведения
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Очень мудрые дедули,
Две бабули красотули.
Папа, мамочка моя –
Это всё моя …..
(семья)
Воспитатель акцентирует внимание на слове «семья», задаёт вопрос, «Из скольких слов состоит «семья»? Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счёт (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребёнок); определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи; рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня –
На кого похожий я?
Глазки – вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос – как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия.
Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Физкультминутка: У меня есть семья –
Очень дружная она.
С мамой мы печём блины (Имитация движений)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем, (Имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений)
С папой мы в футбол играем - (Имитация движений)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками)
Свою милую семью.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчества. Отчество даётся ребёнку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребёнка Сергеевич.
Проводится игра «Назови отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Александр- Александровна – Александрович;
Иван – Ивановна – Иванович;
Олег – Олеговна – Олегович;
После завершения игры каждому ребёнку предлагается назвать своё полное имя, отчество и фамилию.
Далее проходит беседа с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. И когда вы подрастете, то будут заботятся о своих родителях.
Проводится игра: «Профессии моих родителей».
Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задаёт вопрос: «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» - и возвращает мяч воспитателю.
«Дружная семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья», «Счастливая семья» - предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.
Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всём им помогать. А главное, все будут любить друг друга, и относиться друг к другу с уважением.
(приложение №5)
Наш детский сад «Колосок»
Программное содержание: Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому - что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо уважать за их труд, бережно к нему относиться. Материал: Просмотр презентации о работниках детского сада. Показ альбома «Наш детский сад».
Методика проведения
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый …..(сад).
Показ иллюстрации с изображением фруктового сада и закрепляет её на мольберте.
Вопросы детям: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» (ухаживает за деревьями, бережёт их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает).
Далее звучит следующая загадка:
В нём и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы –
Это наш цветочный ….(сад).
Показ иллюстрации с изображением цветочного сада и закрепляет её на мольберте.
Вопросы детям: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» (ухаживает за деревьями, бережёт их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает).
Звучит третья загадка:
Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нём играют, поют песни.
Этот дом – наш детский ….(сад).
Показ фотографии с изображением детского сада «Колосок» и закрепляет её на мольберте.
Вопросы детям: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?». Выслушивает ответы детей, просмотр слайдов о работниках детского сада. Прикрепление цветка ромашку на мольберт, а в кругу помещается фотография детей, и подводит к выводу, что все работники в детском саду работают для вас дети и что вы тоже цветы.
Физкультминутка:
Как под дождиком в саду. (Имитация роста)
Деревца растут-растут.
Ветки расправляют, (Руки вверх, встать на носочках)
Солнцем закрывают.
А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)
Соберём в букете их мы.
Побежим домой с цветами (Бег)
И букет подарим маме.
Беседуя с детьми, выясняем: Почему дети ходят в детский сад? Нравится ли им в саду? Почему? Что по их мнению «хорошо» или «плохо» в детском саду?
«Хорошо»
В детском саду много друзей;
Можно много гулять;
В группе много игрушек;
Можно лепить из пластилина, рисовать, играть.
«Плохо»
Нет телевизора, не посмотришь мультфильмы;
Надо днём спать;
Надо заниматься;
Надо делиться игрушками;
Надо соблюдать правила поведения.
Далее предложить детям нарисовать детский сад.
Рисование самостоятельное детей «Мой детский сад».
Игра: воспитатель читает стихотворные строки, а дети соответствием с текста произносят: «Это всё про нас!» или «Это всё не про нас!»
Все игрушки разбросать -
Ни за что не убирать.
Быть приветливым, учтивым.
Говорить всегда: «Спасибо».
Руки мыть перед едой.
С мылом, тёплою водой.
Куклам платья постирать
И конструктор разобрать.
Воспитателя не слушать,
Кашу ни за что не кушать.
В тихий час лечь в кровать,
Закрыть глаза и тихо спать.
На занятиях болтать,
К взрослым в разговор встревать.
Цветы утром поливать,
Во всём няне помогать.
Итог занятия: Что мы нового вы узнали о детском саде? Кто работает в детском саду? Как надо вести себя в детском саду? Что такое детский сад?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...
План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
Развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку...
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с событиями ВОВ средствами изобразительной деятельности.
quot;Рассказывайте детям о войне, Пусть ваша память к ним в серца стучится.Рассказывайте детям о войне,чтоб никогда войне не повториться"Н.Вербицкая...