Статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
статья (старшая группа) на тему

Малахова Татьяна Николаевна

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника, а потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными,  т. е сверхподвижными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

        Малахова Т.Н., воспитатель

Коновалова О.В. воспитатель

МБДОУ   детского сада общеразвивающего

вида   № 19 «Ласточка» г. Новоалтайска

Алтайского края

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника, а потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными,  т. е сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе.

 Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследований,  количество гиперактивных детей растет. При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.

  У детей с СДВГ мы наблюдаем:

- Беспокойное движение в кистях и стопах                                                                                      

- Неумение сидеть на одном месте

- Легкая отвлекаемость на посторонние раздражители

- Нетерпеливость

- Неумение доводить начатое дело до конца

- Очень быстрая переключаемость с одного дела на другое

- Болтливость

- Неумение играть,  разговаривать тихо и спокойно

-Отсутствие умение прогнозировать последствие своих поступков

- Спонтанность и необдуманность действий

- Суетливость

- Несформированность праксиса и мелкой моторики

- Малая продолжительность сна и трудности при засыпании

С каждым годом в дошкольные учреждения приходит все больше детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

  В детском саду они постоянно нарушают режим в связи со своей активностью и импульсивностью. Но необычность СДВГ не является результатом дурного характера,  упрямства или невоспитанности,  как считают многие взрослые. Это специфическая особенность психики,  обусловленная как физиологическими,  так психосоциальными факторами. Поэтому работа проводится  различными специалистами – врачом, педагогом - психологом,  педагогом,  при активном участии родителей.

Такие дети есть и в нашем  МБДОУ № 19 «Ласточка» г. Новоалтайска. Работу  с этими детьми мы проводим комплексно с учетом режимных моментов и в течение всего дня.

1)В группе ввели знаковую систему оценивания действия ребенка. Стараемся замечать каждый успех, даже незначительныйиспользуя различные оценки (солнышко, звёздочку и т. п.), так как, получив хорошую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся задание.

2) Занятия планируем  в интересной  и увлекательной  форме:  путешествий,  приключений, с сюрпризными моментами, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию. Это  очень важно при проведении  занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям  достигается формированием положительных эмоций в отношении  к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело.

3)Гиперактивный ребенок требуют к себе особого внимания, поэтому всегда находится у нас  в поле зрения,  перед глазами. На занятиях он сидит  напротив педагога.

4)На занятиях проводим  минутки активного отдыха, так как помним,  что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.

5) Энергию ребенка направляем в полезное русло (даем поручения:  раздать карандаши,  краски, полить цветы), мотивируя его на спокойные действия.

6)  Не даем многословных инструкций.

7)  Поощряем позитивное взаимодействие с другими детьми.

8)  Используем тактильный контакт: погладить, успокоить, прижать к себе.        

В работе с детьми используем:

-Игры на развитие внимания:   «Корректор»,  «Только об одном»,  «Лови – не лови»,    «Съедобное не съедобное».

- Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения: «Прикосновения», «Комплимент»,  «Солдат и тряпичная кукла».

-Игры, развивающие навыки волевой регуляции:                                               «Молчу–шепчу – кричу», «Час тишины»,      «Замри»,    «Царевна-Несмеяна».

-Игры способные закреплять умение общаться:                                              «Оживление игрушки», «Разговор через стекло», «Сиамские близнецы»

Вместе с детьми выпустили газеты с фотографиями: «Мои друзья», «Мой любимый детский сад», « Мамочка любимая моя» с высказываниями детей, «Светофорик». Оформили иллюстрированные книги: «Загадки про диких и домашних животных», «Моя любимая игрушка», « Волшебные сказки», «Дети говорят».

Активно используем в своей работе театрализованную деятельность.  Привлекаем  гиперактивных детей к участию в небольших  инсценировках,  играх - драматизациях, в которых они  могут  проявить себя и тем самым направляем их неконтролируемую энергию в нужное русло. Так же вместе с детьми создаем мультфильмы, где героев озвучивают сами дети.

  Большое значение имеет информирование родителей о специфике синдрома и особенностях работы с такими детьми. В начале года провели анкетирование «Давайте познакомимся». Выпустили буклет «Шпаргалка для родителей». Регулярно проводим консультации «Тревожный ребенок. Повышение самооценки»,  «Психологический климат в семье»,  «Как провести выходные».

 По-нашему мнению, одной из наиболее эффективных форм информирования родителей является памятка, содержащая конкретные рекомендации, простые и понятные, позволяющими родителям гиперактивного ребенка осуществлять его  воспитание. Такая памятка содержит следующие реклмендации:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

  • старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка;

  • постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную "территорию". В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов;

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

  • избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)
  • давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия;
  • старайтесь больше времени проводить со своим ребенком: сходить на экскурсию в музей, в городской парк, съездить в театр;
  • очень важен и физический контакт с ребенком. Обнимите его в трудной ситуации, прижмите к себе, успокойте - в динамике это дает выраженный положительный эффект;
  • не опускайте рук, любите своего ребенка, помогите ему быть успешным и преодолевать трудности.

Таким образом, проведенная нами работа и созданная в группе атмосфера дружелюбия и взаимопонимания оказала  благотворное влияние на воспитание детей с СДВГ. В результате дети стали более комфортно чувствовать себя в группе,  стали более внимательные и уравновешенные, усидчивые. У них повысилась самооценка, повысилась познавательная активность. Они  научились играть и   общаться вместе с другими  детьми, стало меньше конфликтных ситуаций.

Литература:

  1. Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие/ М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева . – Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 336 с.
  2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и  практические рекомендации родителям и педагогам./ А. Л. Сиротюк.  -  М.: ТЦ Сфера, 2002. 316 с.
  3. Широкова Г. А.,   Жадько Е. Г.  Практикум для детского   психолога/ Г. А.   Широкова, Е. Г Жадько.   – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314 с.