Главные вкладки

    Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
    презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Перейма-Миргородская Татьяна Вячеславовна

    Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)

    Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описания жизни животного. Метод исследования построен на теории психомоторной связи.

    Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

    Процедура проведения: методика проводится по стандартной процедуре. Вначале мы установили доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщили ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием». Мы уточнили, что нежелательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят. Время рисования не ограничивается. Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро заточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый, но не глянцевый.

    После рисования мы проводили с ребенком беседу о животном, уточняли: как животное называется, какой у него характер, чем питается, с кем дружит. Анализируя рисунок ребенка, мы получили информацию об индивидуальных эмоциональных реакциях ребенка, степени его эмоциональной зрелости и психической уравновешенности.

    Для исследования особую ценность представляют особенности рисунка, которые характеризуют агрессивные тенденции личности. Такие как, рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Импульсивность ребенка диагностируется по характеру линий рисунка – прерывистые линии, резкие штрихи, линии, выходящие за контур рисунка, сильный нажим. Интерпретация рисунков проводилась на основе данных критериев.

    Нами были выведены уровни агрессивности и импульсивности:

    Высокий уровень - наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки; линии рисунков прерывистые, резкие, выходят за контуры рисунка; большое количество острых углов при рисовании животного; образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей).

    Средний уровень - наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного; образ жизни животного не носит агрессивного характера или имеет защитный характер; ряд линий прерывистые, резкие, в сочетании с плавными линиями, не всегда выходящими за контур рисунка;

    Низкий уровень - отсутствие агрессивных деталей в изображении животного, все линии рисунка имеют плавный характер.

    Поскольку гиперактивность не влияет в особой степени на интеллектуальную и коммуникативную активность детей, мы ограничились диагностикой по карте оценки моторной активности детей.

    Организация исследования предполагала максимальную приближённость экспериментальных условий к таким, в которых изучаются показатели активности в дифференциальной психологии. Так, интенсивность и склонность к продолжению деятельности (эргический показатель) мы измеряли в ситуациях свободного выбора приёмов и способов деятельности, а скоростной показатель – на основании предоставленной возможности использовать свой темп выполнения действий.

    Карты индивидуальной активности мы заполняли на основе наблюдений и простых экспериментальных занятий с детьми, в ходе которых ребёнок проявляет свою активность, способность вариативного выполнения.

    В карте мы отмечали степень выраженности показателей. Поскольку цифры с левой стороны шкалы свидетельствуют о повышенной активности, при обработке они учитываются со знаком +. Цифры справа свидетельствуют о пониженной активности, соответственно при обработке они учитываются со знаком -. Например, цифра 3 с левой стороны – яркое проявление быстроты движений, цифра – 2 значительная скорость, а цифра 1 – выраженная скорость; 0 – разделительная графа, за которой идёт уже степень выраженности противоположного показателя. Цифра 3 справа обозначает выраженную медлительность, цифра 2 – медлительность значительную, а цифра 1 – незначительную медлительность.

    Выводы об уровне моторной активности дошкольников:

    Высокий уровень – от 30 до 28 баллов

    Средний уровень – от 27 до 10 баллов

    Низкий уровень – от 9 и ниже баллов

     

    Психологическое сопровождение гиперактивных дошкольников

    в образовательном пространстве дошкольного учреждения

    Необходимость психологического сопровождения гиперактивных дошкольников в образовательном процессе ДОУ определяется результатами проведённого нами констатирующего психодиагностического исследования, согласно которым значительная часть гиперактивных детей имеют выраженные нарушения развития и поведения. Для уменьшения нарушений поведения детей, прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в семье, детском саду и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций и, в частности, внимания.

    Данные положения послужили основанием для реализации коррекционно-развивающей работы с гиперактивными дошкольниками, при построении которой мы опирались на основные положения и содержательные компоненты «Программы психолого-педагогической коррекции гиперактивных детей старшей группы» (Кайзер О.М.).

    Цель программы – коррекция нежелательных особенностей поведения, настроения гиперактивных детей через раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей.

    Задачи коррекционно – развивающей программы:

    1. Создание возможностей для самовыражения.

    2. Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

    3. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

    4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

    5. Развитие мыслительных операций, коррекция дефицитарных функций.

    6. Повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.

    Коррекционно-развивающие занятия проводились 2 раза в неделю. На первом этапе занятия длились до 20 минут. На втором - продолжительность увеличилась от 15 минут до 25 минут. На последующих продолжительность зависела от качества внимания, состояния детей, занятие длилось от 25 минут до 1 часа. Релаксационные упражнения обычно сопровождались музыкой.

    Работая с гиперактивными детьми, мы каждый раз анализировали конкретную ситуацию, характерную именно для данного случая. И уже опираясь на это, выработали индивидуальную линию поведения. От подбора стратегии и тактики совместных усилий педагогов, психологов зависело положение ребёнка в детском коллективе и дома и успех всей помощи ему.

    Основными методами выступали игровая поведенческая терапия и психогимнастика, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как на познавательную, так и на эмоциональную сферу), а так же двигательные функции. Воздействия на каждую из названных форм заключались в следующем.

    - познавательная (когнитивная, индивидуальное осознание). Работа велась по развитию мыслительных операций, коррекции дефицитарныхфункций (прежде всего внимания);

    - эмоциональная сфера. Ставилась задача помочь ребёнку ощутить собственную ценность через оказанную эмоциональную поддержку со стороны участников группы. Ребёнок учился свободе и выражению собственных эмоций, учился словами выражать те чувства, которые возникали в процессе общения.

    Создаваемые в процессе занятий игровые ситуации помогали ребёнку почувствовать неадекватность его эмоциональных ответов и производили их эмоциональную коррекцию;

    - поведенческая сфера. Главная задача состояла в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, чтобы затем он смог перенести скорректированную на занятиях линию поведения на повседневное поле, главным образом выражаемую в виде взаимопомощи, сотрудничества, ответственности.

    При этом мы руководствовались следующими правилами:

    -своевременное прерывание нарастающих нарушений поведения;

    -целесообразная организация игрового поля;

    -прямая однозначная оценка поведения ребёнка немедленно после поступка;

    -чёткие и краткие (не более 10 слов) инструкции, предъявляемые ребёнку;

    -стимулирование самоконтроля и контроля за деятельностью.

    Групповые занятия (см. приложение №5) были направлены на развитие навыков общения, социального взаимодействия. Важным являлась социальная адаптация путём целенаправленного и длительного воспитания у детей социально поощряемых норм поведения, так как поведение детей носило асоциальные черты.

    Индивидуальные занятия были направлены на преодоление нарушений внимания, дефектов наглядно – образного мышления, ориентировка в пространстве.

    Процесс коррекционной помощи был построен на тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.

    Мы считали необходимым проведение работы с гиперактивными детьми в естественной среде детского коллектива, так как дети с синдромом служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других детей, «часто в нежелательном направлении». Также одной из задач психологической коррекции являлось формирование социальных навыков, которые отсутствовали в поведенческом репертуаре ребёнка. В этом случае мы использовали поведенческую терапию, например, учили, как попросить о чём – либо.

    На первом этапе решались задачи знакомства с детьми и формирования доверия и готовности к работе. На втором этапе, когда мы лучше познакомились друг с другом, осуществлялись научение элементам мимической гимнастки и приёмам саморегуляции. На третьем этапе шло закрепление навыков общения и способов аутогенной тренировки. На четвёртом этапе организовались общие развивающие игры.

    В процессе коррекционно-развивающей работы предполагался щадящий режим обучения в ДОУ: минимальное количество детей на занятии (по подгруппам), меньшая продолжительность занятия, контакт глаз ребёнка и взрослого, улучшающий концентрацию внимания. Мы старались, чтобы в детском саду и дома соблюдался режим дня гиперактивного ребёнка, представлялась возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулок, беге. При выполнении заданий создавались условия для снижения утомления, так как утомление усиливает проявления гиперактивности.

    Наша программа коррекции в условиях ДОУ включала изменение окружения (место ребёнка в группе – рядом с воспитателем, изменение режима занятий с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений со сверстниками); создание положительных мотиваций, ситуаций успеха; коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии; реагирование ожиданий, так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.

    Поведенческие программы требуют значительного умения, нам приходилось прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянного отвлекающегося ребёнка.

    На заключительном этапе психокоррекционная работа осуществлялась с помощью дифференцированных циклов игр, специальных и комбинированных занятий, через реализацию методов и приёмов коррекции, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей. Среди них этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе, упражнения и игры, направленные на развитие у ребёнка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания, на преодоление двигательного автоматизма, упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации (см. приложение №6).

    Очень важным было применение психомышечной тренировки в работе с гиеперактивными детьми, так как они учились саморегуляции и контрасту напряжения и расслабления, что позволяло удерживать, разумно контролировать поведение. В основе психомышечной тренировки лежала мышечная релаксация. С помощью определённых приёмов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения) дети учились произвольно расслаблять мышцы. Из всех психотерапевтических методик аутогенная тренировка применялась самостоятельно. Она не имеет противопоказаний у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

    Одним из интереснейших и перспективных методов являлась музыкотерапия, под которой подразумевалось создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей. Это направление носило как коррекционную, так и профилактическую направленность. С возбуждёнными детьми мы периодически прослушивали музыкальные произведения с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающие общее гипервозбуждённое состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка (см. приложение №7).

    Коррекционные воздействия было эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и ДОУ, которое обязательно включало обмен информацией между родителями и педагогами посредством совместных консультаций, бесед, активных диалогов и рекомендаций (см. приложение №8). При организации этих форм работы мы использовали методические разработки воспитателей МДОУ №10 г. Озёрска, иллюстрирующие различные варианты решения повседневных вопросов, связанных с воспитанием гиперактивных дошкольников (см. приложение №9).

    К сожалению не все родители были готовы к сотрудничеству. Кто – то не придавал большого значения такому поведению детей, списывая всё на их возраст, кого – то пугали откровенные беседы с воспитателями и психологом. Но всё же, большинство родителей гиперактивных детей выразили готовность к сотрудничеству, и эффективность этой работы скоро стала видна и родителям, и воспитателям.

    В начале работы с гиперактивными дошкольниками нам показалось, что научить гиперактивного ребёнка чему – либо чрезвычайно просто: дети охотно и уверенно брались за любое дело, смело, без колебаний приступали к нему, даже не дослушав до конца задание. В случае неудачи большинство детей лишь слегка удивлялись, быстро забывали о ней и результате всё время повторяли одни и те же ошибки. Однако мы заметили, что такие дети редко по несколько раз возвращаются к той же задаче, им свойственно браться за новое задание независимо от результатов предыдущего.

    Непоседливость, невнимательность, неумение сосредоточиться, неспособность просидеть 20 -30 минут в одной позе определяли поведение гиперактивных детей на занятии. Нужно отметить, что причиной неправильного выполнения задания была и неспособность детей понять словестную инструкцию воспитателя. Поэтому давая им большие задания, мы разбивали их на последовательные части, контролируя выполнения каждой из них. Нами было замечено, то гиперактивные дети не способны к выполнению заданий с отдельным результатом (Например: построить дом, в котором будет жить кукла). Им трудно удержать «образ цели», поэтому при строительстве дома она могла меняться у этих детей несколько раз. Не видя цели, дети не могли держать в памяти определённую последовательность действий, отсюда хаотичность, отвлечение на другие занятия, неумение работать по образцу. С гиперактивными детьми мы всё делали вместе: обсуждали задание, проговаривали все действия. Мы стремились к тому, чтобы ребёнок как можно больше действовал самостоятельно собственными руками: примерял, ощупывал, прикладывал и только потом делал вывод.

    Гиперактивные дети не в состоянии поддерживать активное внимание в течение занятия, поэтому нагрузка ребёнка должна соответствовать его возможностям. Нами было отмечено, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняла психологический настрой ребёнка, помогла переключить его внимание на нужный предмет.

    Большое внимание гиперактивным детям мы уделяли на физкультурных занятиях. Занятия состояли из нескольких блоков, которые давали нагрузку разной интенсивности (см. приложение №10). Подбирались упражнения, требующие точности движений, что для гиперакивных детей особенно важно. Хороший результат давал «сухой бассейн», в котором шарики, массируя тело ребёнка, снимали напряжение мышц. Из – за того, что этим детям нужно ограничивать упражнения скоростного характера, в подвижных играх мы им давали роли, требующие активного торможения. Использовались и спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, которые задействовали детскую энергию и в тоже время активно регулировали поведение благодаря правилам, содержащимся в каждой игре.

    Ещё одним аспектом нашей работы являлась организация повседневной деятельности гиперактивных детей, стимулирование их возможностей через предметно – развивающую среду. Мы приучали гиперактивных детей к усидчивости постепенно, часто предлагали занятия и игры, требующие терпения. Поэтому в предметно – развивающую среду группы мы внесли раскраски, мозаики, пазлы, настольные игры на несколько участников, так как в этом случае соревновательный мотив способствовал поддержанию интереса к игре у гиперактивного ребёнка. Одним из условий регулирования двигательной активности гиперактивных детей на прогулке являлась частая смена деятельности. Для того чтобы ребёнок не перевозбуждался, мы чередовали подвижные игры с играми с природным материалом, индивидуальной работой с детьми, трудовыми поручениями. В конце прогулки проводились наблюдения, дыхательная гимнастика, игры малой подвижности. После прогулки до обеда детям предлагалось сделать массаж рук, пальчиковую гимнастику, помыть руки до локтя холодной водой.

    Наши наблюдения показали, что гиперактивные дети с трудом засыпают днём. Для решения этой проблемы во время засыпания мы использовали спокойный музыкальный фон, аромотерапию, чтение книг. Для гиперактивных детей важен тактильный контакт, поэтому укладывая ребёнка спать, мы садились рядом с ним, говорили ему ласковые слова. Благодаря этому мышечная напряжённость и эмоциональное беспокойство снижалось, ребёнок засыпал, а проснувшись отдохнувшим, становился менее импульсивным и непредсказуемым. Подъём после сна был спокойным и постепенным, с лёгкими поглаживающими упражнениями под тихую музыку, а гимнастика обязательно заканчивалась релаксирующими упражнениями.

    Существенным направлением работы являлась организация межличностного общения детей. Подбирая игры, мы учитывали следующие особенности гиперактивных детей: очень высокую активность, импульсивность, а так же неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им, как правило, трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других детей, поэтому в коллективную игру мы включали таких детей постепенно.

    При взаимодействии детей нередко возникали конфликтные ситуации. Конечно, мы старались их не допускать и своевременно предотвращать. Но если конфликтная ситуация возникала, то старались её предотвратить на стадии нарастания. Например, во время нарастания напряжённости между двумя гиперактивными детьми, мы предлагали поручить им выполнение какого – нибудь совместного задания, связанного с физическим трудом или спортивной игрой. Мышечные нагрузки помогали выплеснуть «отрицательную» энергию и сгладить конфликтную ситуацию.

    Важным моментом в общении с детьми являлось подведение итогов дня, где дети вспоминали прожитый день, что нового, интересного они узнали, что их сегодня порадовало или огорчило. Мы отмечали каждого гиперактивного ребёнка. Подчёркивали его успехи, вспоминали положительные моменты его поведения.

    Динамика поведенческих характеристик гиперактивных дошкольников отмеченная воспитателями и родителями в ходе формирующего эксперимента, свидетельствует о том, что возможности образовательного процесса ДОУ в решении проблемы гиперактивности достаточно велики. Ищущий педагог всегда может предложить свой подход к гиперативному ребёнку.

    О результативности проведенной нами коррекционно-развивающей работы свидетельствуют результаты контрольного этапа нашего исследования.

    учёных, их необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет жизни ребёнка. Однако в практике организации образовательного процесса в ДОУ возникает противоречие между необходимостью индивидуального подхода к гиперактивному ребёнку и преобладанием коллективных и групповых форм построения современного дошкольного образования;

    В настоящем исследовании мы постарались приложить усилия по разрешению данного противоречия. Для достижения цели (снижение выраженности показателей гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста) было произведено подробное, детальное рассмотрение психолого – педагогической литературы по этой теме, проведена диагностика выраженности показателей гиперактивности, а также был осуществлён формирующий эксперимент.

    Феномен гиперактивности в психологии был рассмотрен с точки зрения ведущих зарубежных психологов – Клементс С.Д., Кинг П. Поппер К. и др. Также рассмотрены подходы к коррекции развития и психотерапии гиперактивности в отечественной психологии (Брязгунов И.П., Зимарева Т.Т., Касатикова Е.В., Липай Н.Е., Токарь О.В.). Анализ имеющихся исследований в этой области доказал важность освещённой темы, ведь в группе детей детского сада именно дети с синдромом гиперактивности служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других детей, часто в нежелательном направлении.

    В экспериментальном исследовании на констатирующем этапе было выявлено, что среди детей старшего дошкольного возраста, отнесенных педагогами к группе гиперактивных (23 человека), высокий уровень проявлений симптомов гиперактивности имеют 43,5%;средний уровень - 56,5% детей; низкого уровня гиперактивности не выявлено.

    На формирующем этапе эксперимента нами была апробирована и реализована коррекционно – развивающая программа, направленная на создание возможностей для самовыражения гиперактивных дошкольников, обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, развитие лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире а самим собой, развитие мыслительных операций, коррекцию дифицитарных функций (внимания, волевой регуляции), развитие потенциальных возможностей гиперактивных дошкольников, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение чувства вины.

    В результате реализации программы эксперимента была отмечена явно положительная динамика степени выраженности показателей гиперактивности. Количество детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем гиперактивностиснизлось до 30,4%; со средним уровнем гиперактивности увеличилось до 69,6%. Однако добиться полного исключения проявлений данного синдрома в ходе экспериментального исследования нам не удалось.

    Результаты исследования позволяют утверждать, что специальные коррекционно-развивающие занятия и упражнения помогают достичь значительных положительных сдвигов в снижении проявлений гиперактивности у старших дошкольников при условии включения этих форм работы в современный образовательный процесс. В связи с этим тема настоящего исследования представляется нам весьма актуальной и перспективной, требующего постоянного поиска совершенствования форм работы.

    Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

     

    1.Подвижные игры

    Найди отличие” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

    Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

    Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

    Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

    Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

    Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)

    Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

    Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

    Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)

    Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

    Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

    Менялки” (Автор неизвестен)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

    Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

    Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

    Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

    Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1).

    Говори!” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

    Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

    Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

    Рис. 1. “Разговор с руками”:

    (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

    Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

    Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997)

    Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

    Час тишины и час “можно”” (Кряжево Н.Л., 1997)

    Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

    Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

    С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).

    Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)

    Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

    Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997)

    Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

    Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

    Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

    Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

    Колпак мой треугольный” (Старинная игра) Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (напри мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

    Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

    Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

    Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

    Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

    Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

    Король сказал...” (Известная детская игра)

    Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

    Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

    Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

    Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

    Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

    Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    Замри” (Чистякова М.И., 1990)

    Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

    Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

    Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

    Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

    1 хлопок — здороваемся за руку;

    2 хлопка — здороваемся плечиками;

    3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

    Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

    Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

    2. Игры за столом (за партой)

    Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

    С этой целью полезно использовать “Пальчиковые игры” (М. Рузина “Страна пальчиковых игр”). Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как “Лестница в небо”, “Кукольный веер”, “Гонки” и др.

    Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут “превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

    Многоножки”

    Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

    Двуножки”

    Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

    Слоны”

    Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

    Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры “Кричалки — шепталки — молчалки”.

    Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

    Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

    По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.

    Ловим комаров” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

    Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

    Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стой!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”... “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”



     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатель Перейма-Миргородская Татьяна Вячеславовна

    Слайд 3

    ЦЕЛЬ РАБОТЫ теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплексной программы психокоррекции гиперактивности детей дошкольного возраста.

    Слайд 4

    Объект исследования – феномен гиперактивности у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности психологической коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста.

    Слайд 5

    Задачи выпускной квалификационной работы Провести анализ основных категорий исследования; Дать психолого-педагогическую характеристику гиперактивным дошкольникам; Проанализировать методы психокоррекции гиперактивного поведения дошкольников; Исследовать уровень гиперактивности дошкольников, разработать программу психокоррекции гиперактивности дошкольников и проверить результаты опытно-экспериментальной работы.

    Слайд 6

    Выводы по первой задаче 1. Провести анализ основных категорий исследования: Феномен гиперактивности (синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ) определяется как нарушение, вызванное минимальной мозговой дисфункцией, которое характеризуется чрезмерной активностью, дефектами концентрации внимания, импульсивностью в социальном поведении, проблемами в коммуникации, академическими трудностями и низкой самооценкой.

    Слайд 7

    Выводы по второй задаче Признаки гиперактивности у дошкольников постоянная двигательная активность; нарушение внимания эмоциональная лабильность; неспособность выполнять задание до конца вспыльчивость, непереносимость стресса, импульсивность

    Слайд 8

    Выводы по третей задаче Методы коррекции гиперактивности дошкольников: Медикаментозная терапия Методы психокоррекционного воздействия 1. Когнитивно-бихевиариальная терапия; 2. Тренинги родительской компетентности; 3. Арт–, музыко – и сказкотерапия;

    Слайд 9

    Выводы по четвертой задаче: Констатирующий этап 1 этап (скрининговый) 1. Схема наблюдения за ребенком для воспитателей; 2. «Анкета для родителей» 3. «Сравнительное наблюдение для родителей и воспитателей» 2 этап 1. Г.Р. Немов – «Запомни и расставь точки», «Найди и вычеркни», «Какой я?»; 2. З.С. Карпенко – анкета для определения уровня агрессивности; 3. Анкеты для определения уровня импульсивности у дошкольников

    Слайд 10

    Программа психокоррекции гиперактивности дошкольников Орагнизованная работа с детьми Просветительская работа с родителями гиперактивных дошкольников

    Слайд 11

    Динамика показателей детей с СДВГ в экспериментальной группе

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр для работы с тревожными детьми ( рекомендации педагогам)

    Представлен систематизированный набор игр для работы с тревожными детьми. Игры могут быть использованы во время режимных моментов в детском саду, или на переменке в школе, а также как релаксация ...

    Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

    Игры помогут воспитателям детских садов в работе с гипеактивными детьми...

    Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников.

    Музыкотерапия как метод психологической коррекции у дошкольников....

    Презентация "Особенности коррекционной работы с гиперактивными дошкольниками"

    СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) -- серьезная проблема. Своевременное обнаружение и оказание коррекционной помощи, позволит избежать многих негативных последствий, поможет ребенку ко...

    Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

    Материал содержит  информацию: Что такое гиперактивность?, как играть с гиперактивными детьми, правила работы с гиперактивным ребенком и и непосредственно игры....

    Картотека игр для работы с тревожными детьми и детьми с ОВЗ

    Материал содержит правила работы  с тревожными детьми, методы снятия детской тревожности, игры на снятия напряжения и повышения уверенности в себе....

    Статья - "Психологическая коррекция личности дошкольников методом сказкотерапии"

    представлена поэтапная система работы по коррекции личности дошкольников...