ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
статья по теме

Дружинина Алина Георгиевна

статья о проблемах формирования личности в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhinina_153.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

А.Г. Дружинина

г .Барнаул, МБДОУ «Детский сад № 153»

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА

НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Мы постоянно говорим о том, что нравственное воспитание подрастающего поколения – актуальнейшая задача нашего общества. В современной России человек часто стоит перед проблемой личностного выбора и морально-нравственной ответственности в ситуации динамически подвижных экономических, политических, социальных условий. Но если нет стабильной системы ценностных ориентиров личности, которая определяла бы позицию человека в той или иной обстановке, то любое жизненное явление становится серьезным испытанием, а социальная среда только усугубляет ситуацию. Данное положение неблагоприятным образом сказывается не только на уровне отдельно взятой личности, но и для развития общества в целом. 

Существование данной проблемы, особенно остро вставшей в нашем обществе в последнее время, обозначалось в свое время такими исследователями как Л.С. Выгоцкий, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина. Имеется в виду проблема становления активной, самостоятельной, творческой и гуманной личности путем формирования основ мировоззрения у подрастающего поколения [1, 3, 4].

В настоящее время сложно выделить четкую позицию общества по отношению к формированию детского мировоззрения. Как отмечает В.С. Мухина, сила воздействия образовательной среды на развитие мировоззрения у детей уменьшилась. В то же время формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, остается конечной целью современного образования [5].

Воспитание, в данном аспекте – есть формирование определённого мировоззрения, совокупность воздействий на развитие личности ребёнка, в результате которых формируемое мировоззрение опирается на социально одобряемые конструкты, необходимые и укладывающиеся в логику развития личности и общества.

Философский словарь дает следующее толкование: «мировоззрение — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей… Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием мировоззрения общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт».

Воспитывая ребенка, или формируя его мировоззрение, как сложную систему знаний, убеждений, взглядов, определяющих отношение человека к себе, к миру, к другим людям, и определяющую его личностные структуры, мы даем ему возможность и всячески подталкиваем к освоению новых знаний и умений. В первую очередь это, конечно, речь. Необходимо отметить, что общение со взрослым человеком, само по себе является одним из решающих факторов такого воздействия. Ребенок должен расти в среде, где окружающие его люди с первых дней жизни активно используют речь для общения с ним. Кроме того, окружающие активно стимулируют развитие у него речевой способности, на основе которой происходит дальнейшее развитие ребенка. Только при условии овладения речью ребенок способен успешно осваивать преподносимые ему содержательные компоненты данной системы, что находит отражение в развитии познавательных процессов, и детский возраст здесь является решающим, сензитивным периодом в их формировании [6-18].

Аналогичная ситуация наблюдается и в развитии ребенка как личности. Как писали Л.С. Выгоцкий, В.С. Мухина, М.И. Лисина, процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка. Уже в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, определяется отношение к миру [1, 4, 5].

Рассматривая данный вопрос, можно выделить у ребенка три вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру. Отношение к самому себе было и до сих пор остается первой выделяемой чертой личности. Отношение к другим людям также описывается как одно из основных образующих личности. Отношения к предметному миру формируются в развитии связей между людьми и предметами, опосредствующих эти отношения.

Важнейшее значение в формировании основных личностных качеств имеет для ребенка тот опыт общения, на основе которого эти три компонента у него и складываются. Описывая психосоциальные стадии развития личности, Э. Эриксон указывал на значимость формы и качества общения ребенка со взрослым с первых дней жизни для решения проблем каждой из стадий, как основы развития здоровой гармоничной личности. Э.В. Ильенков говорил о возникновении первого отношение у ребенка к взрослому, без которого было бы невозможно дальнейшее движение.

Следует отметить, что ребенок, даже маленький, при этом воспринимается взрослым как субъект, как активный участник коммуникативного акта, воздействия которого следует воспринимать и реагировать [4-223]. Если данное условие не соблюдено, результатом  этого становится явление, описанное как «госпитализм», наблюдаемые в дальнейшем задержки психического и речевого развития, а также и другие типы аномального развития, что еще раз подтверждает роль общения как фактора формирования гармоничного мировоззрения. Ведь если содержательную составляющую мировоззрения представляют знания и умения, то ценности, убеждения, внутренняя позиция личности – они эмоционально опосредованы и только через общение, а для ребенка – личный коммуникативный опыт имеет формирующий характер.

Значимость качества общения в раннем возрасте для формирования основ мировоззрения у ребенка можно проследить, например, в явлении эмоциональной привязанности. Об этом писал Джон Боулби, отмечая интенсивность обоюдных чувств и жизненную важность складывающихся эмоциональных связей, которые являются «главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка». Главным источником образа самого себя у младенцев служит общение с близкими  взрослыми. В общении с ними он обретает уверенность в своей абсолютной ценности. Было выделено несколько показателей материнского поведения (Мэри Эйнсворт), способствующих развитию    надежной привязанности в период младенчества: частый и длительный физический контакт между матерью и ребенком; чуткая реакция матери на сигналы ребенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его активности; упорядоченность окружающей ребенка обстановки; взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с другом [2-87].

Исследуя данную проблему, М.И. Лисина отмечала, что уже в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей со взрослыми является личностный мотив. Работы А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой, Г. Х. Мазитовой подтверждают этот вывод. Удивительно, но было доказано, что маленький ребенок воспринимает взрослого и себя в личностном плане. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны, но очень важны для ребенка. Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, личностные [4-217].

Изучение явления привязанности ребенка к матери дает возможность более ярко проследить значение коммуникативного опыта на формирование эмоциональной и мотивационной сферы, составляющих ядро мировоззрения личности.

Известно, что ребенок, имеющий положительный эмоциональный опыт, устойчивый тип привязанности, в дальнейшем успешно адаптируется в социуме, как в детском коллективе, так и в контактах с другими взрослыми.Уверенность, инициативность позволяют ребенку активно исследовать окружающий мир, проявлять себя в нем. Также дети с устойчивым типом привязанности более благополучны в физическом развитии и здоровье, дети же с зависимым типом привязанности находятся в постоянном состоянии напряжения и страха, что нередко приводит к психосоматическим нарушениям. От того,  сформированы ли надежные эмоциональные связи ребенка с близкими взрослыми, зависит его способность адаптироваться в социуме, особенности его реагирования на различные жизненные обстоятельства [2-87].

Эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка как результат коммуникативного опыта в дошкольном детстве в семье, а  затем с другими детьми и взрослыми, отражается в выделяющемся отношении к действительности, а также выбираемой им жизненной позиции и фиксируется как базовое для данной личности.

Позитивный коммуникативный опыт, таким образом, может служить основой для формирования психологически здоровой личности с целостным, непротиворечивым, гармоничным мироощущением, принятием себя и своего места в мире, сознанием собственной аутентичности, активной жизненной позицией. Формирование данного типа мировоззрения дает человеку возможность развиваться как личности, успешно реализовывать себя в обществе, ставить перед собой цели, жить в гармонии с собой.

Если в силу жизненных обстоятельств ребенок не получил должного уровня внимания, заботы, ласки со стороны близких, был реализован вариант патологической зависимости, то это может с большей долей вероятности стать основой формирования неблагоприятного типа мировоззрения личности. Сталкиваясь с социумом, такой ребенок безусловно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, который необходимо каким-либо образом разрешать. И уже в дошкольном возрасте мы видим попытки компенсации формированием защитных механизмов[7].

Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним воздействиям у людей не одинакова. Выделяют нормальную, действующую в повседневной жизни защиту, выполняющую профилактические функции, и защиту патологическую — как неадекватную форму адаптации.

Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх. Однако ребенок без поддержки близких, как правило, испытывает слишком большое напряжение, чтобы успешно контролировать свои страхи и желания. В этом случае защита создает для него множество ограничений, приводит к замкнутости и изоляции, что только усугубляет ситуацию. Значительные затраты энергии на обеспечение работы защитных механизмов могут быть настолько существенными, и даже непосильными для него, что это может привести к появлению специфических невротических симптомов и к нарушениям приспособляемости, не позволяет адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Переживания ребенка, в силу личностной незрелости, могут остаться плохо осознанными и неотреагированными, превратиться в психологические комплексы, которые затем наблюдаются у взрослых людей [7].

Таким образом, формируя мировоззрение ребенка, мы предлагаем принять ему такие компоненты как знания и убеждения. Если знания представляют собой содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения складываются в качестве эмоционального отношения к этим знаниям, к миру и себе, на основе личного коммуникативного опыта.

Подводя итог, можно сказать, что внимательное отношение, терпимость, дружеское сочувствие к ребенку, дает ему возможность получить такой необходимый опыт. Ведь невозможно передать ребёнку в готовом виде понятия ценности, морали. Их он должен пережить сам, только собственный опыт по-настоящему учит человека, перерастает в осознанные убеждения.

Список литературы.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. с.7-39.
  2. Корнеева Т.В. Об эмоциональной привязанности ребенка к матери // Ребенок в детском саду. 2006. - № 2. – с.82 – 87.
  3. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.42-50.
  4. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей./Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.212-228.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с. 17-98.
  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн., кн. 2, Психология образования, 2-е издание - М.: Просвещение,  «ВЛАДОС», 1995.
  7. Никольская И. М., Грановская Р. М.. Психологическая защита у детей.— СПб.: Речь, 2001.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,  «ВЛАДОС», 2001.
  9. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. – с.5 – 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

       На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая лич...

Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»

Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....

"Использование театральной деятельности с семьями воспитанников детского сада как средство формирования иворческой личности ребёнка"

Ребенок-зеркало семьи,как в капле воды отражается солнце,так в детях отражается нравственнаякрасота матери и отца. (В.Сухомлинский)Введите в мир театра малыша,и он узнает, как сказка хороша,проникнетс...

Коммуникативный опыт как фактор формирования мировоззрения личности

Детский опыт коммуникативного взаимодействия как фактор формирования базовых установок личности....

ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника.

данная статья будет полезна для воспитателей ДОУ всех возрастных групп....

Детская йога как способ формирования гармоничной личности

Детская йога как способ формирования гармоничной личности....