Главные вкладки

    Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Шмакова Елена Алексеевна
    Методическая разработка
    2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
     
        Игра – это огромное светлое окно, 
    через которое в духовный мир ребенка 
    вливается живительный поток представлений, 
    понятий об окружающем мире.                                                                                                                          В.А.Сухомлинский
     
    3 слайд «Условия формирования личного вклада в развитие образования» представлены на слайде. 
    4 слайд Одно из направлений  отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
    5 слайд В последние три года я для себя выбрала одно из приоритетных направлений своей работы – это духовно-нравственное и нравственно-патриотическое развитие детей через игру.   Разработала следующий инструментарий:  
    - планирование 
    - картотека игр
    - система активных занятий с детьми 
    - система активных занятий с родителями
    - комплект серии книг «Чтение для души»
     
             6 слайд Основная цель моей  работы  это  формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и культурным ценностям России.
    Отбор духовно-нравственных и культурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществляла с учетом физических и психических особенностей дошкольников. Основывалась на культурно-исторической теории Л.С Выгодского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником.
     
    Формы работы по данному направлению представлены на экране, это:
    Формы работы: НОД, игры; чтение художественной литературы; праздники, досуги, развлечения; выставки; театрализованная  и проектная деятельность . 
    Методы и приёмы работы: организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и совместная деятельность с воспитателем, наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском  саду, игры -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры, окружающая действительность в ИЗО деятельности.
    7 слайд Мне хотелось бы отметить существенную особенность.
    Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развить у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
    Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные традиционные ценности, поэтому в своей работе я применяю игры разной направленности: 
    - игры на сплочение коллектива ( Например,«Что я хочу получить от сегодняшнего дня»);
    -игры на снятие напряжения , тревоги ,дискомфорта(Например, «Молекулы», «Приветливое слово»);
    -игры, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы.
    А так же провожу дидактические  игры: «Я знаю вежливые слова» , «Ласковое прикосновение», «Дерево добра» , «Как друг другу помогаем» , «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т.д.. Проводятся систематически с целью углубления  представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
    8 слайд Через игру ребенок лучше понимает и принимает ценности родной культуры. На экране представлены формы работы в данном направлении.
     
    НОД: проводится 1 раз в месяц с целью закрепления материала по развитию духовно- нравственных качеств.
    Взаимодействие с родителями: организация «Недели открытых дверей», родительских собраний, проведение практикумов- семинаров, консультаций, бесед, оформление информационных стендов с целью создания партнерского взаимодействия (дети-родители-педагог).
    Чтение художественной литературы: проводиться ежедневно, с  целью раскрытия  перед ребенком богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождения чувство гармонии, красоты, способности понимать прекрасное в жизни, формирования в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности.
    Праздники, досуги, развлечения: служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.
    Проектная деятельность : «Зачем творить добро?», «Помоги птицам зимой» ,  проводиться неоднократно по инициативе детей и воспитателя, с целью налаживания атмосферы доброты, доброжелательных отношений в группе и доверительных отношений между детьми и родителями.
    9 – 10 слайд  Фрагменты разных форм работы.
    11 слайд  Самым эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностных чувств у детей является – проектная деятельность.
    Работа с детьми:
    -опрос детей «О доброте!»;
    -чтение художественной литературы, обсуждение поступков героев;
    -заучивание пословиц и стихов о доброте;
    -этюды, интерактивные беседы;
    -оформление «Дерева Добра»,шкатулки «Добрых слов»;
    -работа в парах, рисование на тему «Духовная доброта» .
    Взаимодействие с семьей:
    - Интервьюирование взрослых детьми «Что такое доброта? Что такое зло?»;
    -анкетирование родителей «Добрый ли вы человек?»;
    -оформление информационно- наглядной информации. 
    Распространение педагогического опыта:
    -выступление на региональной конференции «Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности»;
    -выступление на районном методическом объединение «Создание и развитие интерактивной образовательной среды в ДОУ»;
    - Участие в  региональный конкурс 
     «Лучшие инновационные практики»  проводимый Учебно- методическим объединением  по педагогическому образованию Нижегородской области
     
    12 слайд  Прогнозируемый результат:
    В результате системной работы духовно- нравственной направленности были достигнуты следующие результаты: 
    более доброжелательны ,заботливы и внимательны по     отношению  друг к другу;
    научились прощать нечаянно причиненную боль;
    научились извиняться, если виноваты;
    научились считаться с желаниями и интересами других;
    появилась способность следовать нравственным нормам и правилам;
    стали чувствовать эмоциональное состояние окружающих;
     научились навыкам познавательного и личностного общения.
    способность быть благодарными, заботливыми, внимательными к близким людям;
    выстраивается целостный образ Семьи. 
     
    13 слайд
    Мои практические достижения были представлены следующим образом:
     Для педагогов  ДОУ: Открытый просмотр НОД, консультативный материал, проведение практикумов- семинаров, круглого стола, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства. 
    Выступления на методических объединениях: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста», «Дидактические пособия по развитию речи», «Создание и развитие интерактивной среды в ДОУ», «Развитие речи детей дошкольного возраста  в режиме дня». 
    Сетевые педагогические сообщества: публикации на сайтах maam.ru, nsportal.ru, divmdou3.ucoz., netedu.ru, участие в конкурсах  педагогического мастерства на www.o-gonek.com, maam.ru. 
     
    14 слайд. 
    Литература.
     Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. 
    Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 
    Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. -М., 2002. 
    Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 1999. 
    Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.
    Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. -М.: Сфера,20011.
    Кокуева Л.В. «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа -М.: Аркти,2005.
    Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.- М.: Линка Пресс,2009.
    Панова Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ- Воронеж: Учитель,2007.
    Степаненко Э.Я. Методика проведения подвижных игр.- М,: Мозаика-Синтез, 2009.
    Шуть Н. «Волшебные ключи игромастера»-М.: Образовательные проекты, 2008.
     
    15 слайд. Спасибо за внимание!
     
     
     
     
     
     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность

    Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педаг...

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных зад...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через самостоятельную изобразительную деятельность

    Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы педагоги осознаем, что это является важным средством всестороннего развития ребенка. С решением задач нравственного воспитания тесно связана и изоб...

    Духовно - нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей в культурно - досуговой деятельности

    Очень важный период формирования моральных и нравственных установок детей - это период детства. Ребенок учится строить свои отношения с другими людьми, правильно совершать поступки, реагировать на тру...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность «Весёлая матрёшка»

    quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".  Е. ФлёринаВоспитатели: Едемская Ларис...

    Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

    Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звен...

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

    Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи....