Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность «Весёлая матрёшка»
проект (средняя группа)

Едемская Лариса Владимировна

 

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".  Е. Флёрина

Воспитатели: Едемская Лариса Владимировна;Симакова Галина Васильевна;

Учитель-дефектолог:  Бурякова Ольга Фёдоровна;

учитель-логопед: Максименко Ольга Лео нидовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vesyolye_matryoshki_2.ppt2.81 МБ
Файл duhovno-nravstvennoe_dokument_microsoft_word_1.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 компенсирующего вида» Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность «Весёлая Матрёшка» Воспитатели: Едемская Лариса Владимировна Симакова Галина Васильевна Учитель – дефектолог: Бурякова Ольга Фёдоровна Учитель – логопед: Максименко Ольга Леонидовна 2016г. г. Мончегорск

Слайд 2

Формирование духовно – нравственной основы личности, через приобщение детей и их родителей к социокультурным ценностям России на примере русской национальной матрёшки. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ 1. Образовательные: - Зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам; - Расширять круг представлений о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке; - Дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о народной игрушке; - Поддерживать естественный интерес и любознательность детей к изучению традиционной народной культуры; Дать представления о своей стране, Родине и её символе – матрёшке. 2. Развивающие: - Расширять и активизировать словарь детей; - Развивать зрительное восприятие, память, творческое мышление, мелкую моторику рук; Развивать эмоциональную сферу; - Совершенствовать умения сотрудничать, уважать свой и чужой труд; 3. Воспитательные: - Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа; Создавать радостную и доброжелательную творческую атмосферу.

Слайд 3

Для детей: 1. Образовательные: - Зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам; - Расширять круг представлений о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке; - Дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о народной игрушке; - Поддерживать естественный интерес и любознательность детей к изучению традиционной народной культуры; Дать представления о своей стране, Родине и её символе – матрёшке. 2. Развивающие: - Расширять и активизировать словарь детей; - Развивать зрительное восприятие, память, творческое мышление, мелкую моторику рук; Развивать эмоциональную сферу; - Совершенствовать умения сотрудничать, уважать свой и чужой труд; 3. Воспитательные: - Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа; Создавать радостную и доброжелательную творческую атмосферу.

Слайд 4

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОСНОВНОЙ ЭТАП Образовательная деятельность; Совместная деятельность взрослого и детей; Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 5

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ «В гости к малышам»

Слайд 6

ЛЕПБУК «РУССКАЯ МАТРЁШКА» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Матрёшкины загадки» «Матрёшкины наряды»

Слайд 7

«Красивая матрёшка» «Матрёшка – игольница» ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 8

«Матрёшка – русский сувенир» МИНИ – МУЗЕЙ «ВЕСЁЛАЯ МАТРЁШКА»



Предварительный просмотр:

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к традициям русской народной культуры.

В наше время, дети ориентированы только на современные игрушки и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и не только дети, но и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Опыт прошлого, содержащийся в народном творчестве, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей. Всё выше изложенное и подтолкнуло нас к созданию проекта «Весёлая матрёшка». Ведь целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – является одной из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Почему у проекта такое название?  Мы долго думали, как назвать наш проект, были разные варианты (Матрёшка – символ России, Матрёшка – русский сувенир, Матрёшка – народная игрушка»), а остановились на самом простом «Весёлая матрёшка».  У нас в группе было две матрёшки, ещё с младшей группы, и мы заметили, как только дети брали в руки эту игрушку, у них радостью загорались глаза, на лице появлялась улыбка. Эта необычная игрушка вызывала веселье и хорошее настроение у детей.

По своему виду проект «Весёлая матрёшка» -  познавательно-творческий. По времени проведения он является кратковременным или краткосрочным (1 месяц). Непосредственные участники проекта – это дети средней группы, все педагоги, работающие на этой группе,  и, конечно же, родители. Ведь в духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».

Мы определили следующую цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки (матрёшки).

 Задачи, которые решались в ходе проведения проектной деятельности, затрагивали всех участников проекта, а именно, детей, педагогов и родителей.

Для детей:

1. Образовательные:

Познакомить детей с историей России, традиционными народными промыслами на примере матрешки, расширить круг представлений о разнообразии этой игрушки; дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о ней;

2. Развивающие:

Развивать интерес к изучению традиционной народной культуры, развивать зрительное восприятие, память, творческое мышление, мелкую моторику рук. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающие:

Воспитывать у детей духовно-нравственные чувства: любовь и уважение к народному искусству, чувство привязанности к своей Родине, к семье. Воспитывать у детей чувство доброты, создавать радостную и доброжелательную творческую атмосферу.

Для педагогов:

1. Способствовать творческой активности детей;

2. Создавать условия для формирования у детей познавательных умений.

3. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

Для родителей:

1. Приобщать к истокам русской народной культуры;

2. Систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;

3. Принимать активное участие в образовательном процессе.

Проект был построен на принципах развивающего обучения и направлен:

• на формирование у детей-дошкольников  практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом.

Реализация проекта прошла в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный (обобщающий).

На подготовительном этапе основная нагрузка пришлась на педагогов. Это -

  • Подбор литературы и иллюстраций о матрешках.
  • Подбор дидактических игр по данной теме.
  • Подбор видеороликов о декоративно-прикладном искусстве.
  • Организация места для создания мини-музея.
  • Подготовка материалов для творческой работы: плотные листы бумаги, картон, пластилин, гуашь, кисти, крупа, семена, клей, ножницы,  шаблоны для матрёшек.
  • Составление перспективного планирования и ознакомление родителей с проектом «Весёлая матрёшка».

Основной этап проекта охватил все образовательные области «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

 Познавательное развитие

Перед вами фотографии с различных занятий.

Интегрированное занятие «Здравствуй, матрёшка!»

Коррекционное занятие «Девочка Матрена – личико белёно».

Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением разных матрешек.

Исследовательская деятельность: «Из чего сделана матрёшка»;  «Сравнение дерева и металла»;

Просмотр презентаций «Откуда к нам пришла Матрёшка», « Такие разные матрёшки»

Речевое развитие

Мы провели несколько бесед о матрёшке, где подробно познакомили детей с разнообразием этой игрушки. Детям была представлена художественная литература по этой теме.

Беседы: «Матрёшка любимая игрушка»; «Такие разные матрёшки», «Матрёшка - символ России», «Как появляется матрёшка»

Чтение: Л.Некрасова «Веселые матрёшки», И.Черницкая «Матрёшки», В.Приходько «Матрёшка на окошке», С.Маршак «О матрёшках», З.Петрова «Ой, да мы матрёшки», С.Вокринцева «Матрёшка», Матрёшкины частушки, И.Булва-Давыдова «Игрушки».

Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.      

Художественно – эстетическое развитие

Особый интерес у детей вызвала продуктивная деятельность, дети предстали в роли настоящих мастеров народной игрушки. Каждый ребёнок имел возможность создать самостоятельно свою авторскую матрёшку. С радостью они дарили своих матрёшек другим ребятам и мамам. Изготовленные детскими руками народные игрушки стали экспонатами мини-музея, который был оформлен в группе.

Лепка «Хоровод весёлый матрёшек», «Угощенье для матрёшки»

Рисование:  « Укрась матрёшку»

Аппликация «Красивая матрёшка – подарок для друзей»

Ручной труд: «Матрёшка – игольница»

Физическое развитие

А сколько положительных эмоций получили ребята на спортивном празднике – не передать словами. Смех и веселье царили на этом мероприятии.  Различные игры и сюрпризы приготовила для детей Матрёшка - гостья этого праздника.

Не прошла тема «Матрёшки» и мимо утренней гимнастики. С огромным желанием и старанием выполняли дети под музыку все физические упражнения.

Подвижные игры тоже были посвящены теме народной игрушки: хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка», «Матрёшки и карусели», «Найди платочек».

Социально-коммуникативное развитие.

В ходе проекта было организовано и проведено развлечение для мамочек, посвященное Дню Матери. Здесь дети читали стихи о матрёшке, подарили мамам игольницы в виде Матрёшки, исполнили танец «Мы весёлые матрёшки», играли, пили чай с баранками.

Особо хочется отметить проведение посиделок «В гости к нам пришли матрёшки». Дети посетили ребят из другой группы, своих сверстников. Посиделки удались на славу! (Дети совместно играли, лепили угощенье для матрёшки, танцевали, дарили подарки, изготовленные своими руками). Теперь будем ждать ответного посещения, познакомим детей с нашим музеем.

Мини-музей «Весёлая матрёшка»

За время проведения проекта в группе создавался мини-музей. Мини-музей -  это результат общения, совместной работы педагоговдетей и родителей, дедушек и бабушек. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. В наш музей мы приглашаем детей из других групп, показываем экспонаты музея, рассказываем о разнообразии матрёшек, показываем презентацию. Гости музея имеют возможность раскрасить матрёшку, обвести фломастером по контуру, поиграть, используя дидактическую папку или, как сейчас принято называть, лэпбук «Русская матрёшка»

  Дидактическая папка «Русская матрёшка»

Изготовлена папка педагогами, она включает в себя комплекс игр и коррекционных упражнений на развитие зрения, зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Дети могут играть совместно с педагогом и самостоятельно.

Игротека музея

В музее находится много дидактических игр («Разрезные картинки», «Сложи из частей целое», «Помоги матрёшке найти свой домик», «Найди такую же матрёшку», «Чья тень?», «Матрёшкины наряды», «Матрёшкины подружки» и другие). Музейная игротека включает в себя ещё детские раскраски, различные обводки (по контуру, по точкам, через кальку), которые необходимы для развития зрения, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

 Эти разные матрёшки

Интересные экспонаты представили в мини-музей родители. Матрёшки, сделанные из разных материалов, обогатили и украсили наш музейный уголок.  Разделочные доски «Времена года» в виде матрёшек удивляют своей яркой красотой. Деревянные ложки превратились в занимательных матрёшек для кукольного театра. Вызывают чувство удивления и восхищения не только у детей, но и у взрослых посетителей музея – это матрёшки, связанные крючком и сшитые из ткани. Традиционные деревянные матрёшки остаются по-прежнему дорогим экспонатом музея. Разные по размеру и по тематике они пользуются большим успехом. Дети с интересом играют с ними.

Формы работы с родителями.

Хочется несколько слов сказать о работе с родителями. Когда мы составляли перспективный план то, уделяли этому вопросу большое внимание. Нам хотелось, чтобы работа с родителями была интересной и плодотворной как для родителей, так и для нас, педагогов. Мы выбрали нетрадиционные формы – это мастер-класс, это смотр стенгазет «Матрёшкина семейка», это творческое задание «Экспонат для мини-музея», это интересные тематические листы-консультации «Что мы знаем о матрёшках», «Влияние матрёшки на развитие детей», «Матрёшка – русский сувенир», «Появление матрёшки на Руси», «Знакомство с матрёшкой».

Заключительный этап.

Создание мини-музея

Презентация «Проект «Весёлая матрёшка» (показ для педагогов ДОУ)

Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети расширили свой кругозор, получили представления о  том, как появилась матрёшка в России, кто был автором чудесной куклы, узнали о различных техниках росписи матрёшек в разных регионах.  Ребята  научились делать матрёшек и расписывать их. Особенно понравилась семёновская матрёшка, она привлекла воспитанников своей самобытностью и ярким цветочным орнаментом.

Цель и задачи проекта реализованы. И ещё не менее важное, чем выше перечисленное. В самом начале проекта мы провели маленький опрос детей, который включал в себя один-единственный вопрос «У вас есть дома матрёшка?». Из всех детей (11 человек) только один ребёнок ответил положительно. А теперь матрёшки есть у всех ребят!  

Трудиться можно весь свой век подряд.

Добиться можно хоть всего на свете.

 Но в чем непредсказуем результат,

 Так это в том, какими станут дети.

.                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педаг...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных зад...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звен...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи....

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....