«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
консультация (старшая группа) на тему

Коптелова Ирина Иосифовна

 

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

 

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое  в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

 

Василий Александрович Сухомлинский.

 

             Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

 

Целью работы воспитателя является:

-Формирование у детей осознания, понимания добрых дел и поступков.

-Учить анализировать, делать выводы.

-Отличать плохих и хороших героев по поступкам.

-Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.

 

Задачи, которые ставим перед собой:  

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;

-Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

 - Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

 - Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

 - Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других) .

 - Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней.

Из поставленной цели и задач можно сделать вывод: игра – одно из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

В работе с детьми используют следующие виды игр:

 -сюжетно–ролевые игры

 -дидактические игры

 -подвижные игры

- строительные

 -театрализованные игры

 

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты:

 Сюжет – то есть деятельность, которую отражают дети в своих играх.

 Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

 В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

 

Дидактические игры

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.

 Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного результата.

У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными.

 Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

 

Подвижные игры

            Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность.

 Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие, как в роли ведущего, так и в роли игроков, они с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить.

 

Строительная игра,

Это игра с использованием строительного материала, которым может быть как конструктор, так и песок, и глина. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.

 

Театрализованная игра

Особо хочется выделить значение театрализованной игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

 Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.

Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, улучшается диалогическая речь.

 Также, театрализованная деятельность, направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Существует еще один класс игр: традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.


            Из всего вышесказанного можно сделать вывод.  Что, игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности ребенка. Каждый вид игры будь то дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная или театрализованная, оказывает огромное влияние на духовно-нравственное  развитие ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_igra-formir._duhovno-nravstv.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое  в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский.

             Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Целью работы воспитателя является:

-Формирование у детей осознания, понимания добрых дел и поступков.

-Учить анализировать, делать выводы.

-Отличать плохих и хороших героев по поступкам.

-Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.

 

Задачи, которые ставим перед собой:  

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;

-Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

 - Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

 - Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

 - Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других) .

 - Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней.

Из поставленной цели и задач можно сделать вывод: игра – одно из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

В работе с детьми используют следующие виды игр:

 -сюжетно–ролевые игры

 -дидактические игры

 -подвижные игры

- строительные

 -театрализованные игры

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты:

 Сюжет – то есть деятельность, которую отражают дети в своих играх.

 Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

 В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.

 Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного результата.

У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными.

 Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

Подвижные игры

         Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность.

 Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие, как в роли ведущего, так и в роли игроков, они с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить.

Строительная игра, 

Это игра с использованием строительного материала, которым может быть как конструктор, так и песок, и глина. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.

Театрализованная игра 

Особо хочется выделить значение театрализованной игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

 Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.

Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, улучшается диалогическая речь.

 Также, театрализованная деятельность, направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Существует еще один класс игр: традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.


                Из всего вышесказанного можно сделать вывод.  Что, игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности ребенка. Каждый вид игры будь то дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная или театрализованная, оказывает огромное влияние на духовно-нравственное  развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной  жизни. Об этом говорят:  высокая детская преступность,   искажен...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...

Место педагога в системе взаимоотношений семьи и государства при формировании духовно-нравственных основ личности дошкольника

Взаимодействие участников образовательного процесса при воспитании духовно-нравственной основы  личности ребенка...