ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
методическая разработка (старшая группа)

Щеглова Анна Александровна

Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya-_3.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

А.А.Щеглова, воспитатель МКДОУ Вознесенский детский сад

«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего! » (М.Горький)

  Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали?  

  Отторжение подрастающего поколения от русской культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.   Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции  народной  культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.

 Идея духовно-нравственного, патриотического воспитания приобрела сегодня государственное значение, о чём свидетельствуют государственные документы: программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» от 30.12.2015г. №1493, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04.10.2000 №751,  «Концепция содержания  непрерывного воспитания граждан РФ (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г. №271, где вопросам повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений, проблеме гражданско-патриотического воспитания уделяется большое внимание. 

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.  Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования.

Поэтому  одной из    целей своей педагогической деятельности считаю,  формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской  народной  культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими  людьми.

       Работая по данной теме,  я поставила    перед собой следующие задачи:

  • познакомить детей с историей русского быта;  
  • развивать интерес к культурным традициям русского народа;
  •  эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;
  • привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

 Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса и приобщение детей к истокам   русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

  • знакомство детей с устным народным творчеством; (сказки, песенки, потешки, поговорки, считалки)
  • знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа;
  • знакомство  детей  с декоративно-прикладным искусством;
  • приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре.

 

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации

 В группе имеются:

Музыкальный уголок «Весёлые нотки»  – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки,  барабан);

 Книжный уголок «В гостях у сказки», где находятся детские книги – русские народные сказки;

Центр изодеятельности «Радуга творчества» -  книжки-раскраски;

Уголок ряжения – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки;

Театральный уголок «Волшебный театр» –   куклы, настольный театр.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, трудолюбие. Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей имеет огромное значение. Поэтому в своей практике использую   его во всех   проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.) Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т.д.

Пословицы – это древнейший жанр русского народного творчества. В них собран жизненный опыт многих поколений.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Используя пословицы и поговорки  в различных  видах деятельности и в повседневной жизни учу детей умению ясно выражать свои мысли, лучше понимать жизненные ситуации. На прогулках и во время наблюдений   применяю поговорки, знакомлю дошкольников с народными приметами. Чтобы моим ребятам было легче запомнить и понять смысл пословиц и поговорок, я создала картотеку мнемодорожек по пословицам.

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. В совместной деятельности с дошкольниками  читаем и  обсуждаем  русские народные сказки, а также ребята с большим  интересов участвуют  в театрализации русских народных сказок.    

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день.   Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных.  Знакомятся с элементами,   орнаментами, сюжетными композициями. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки,   дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. В группе организуем выставки детских работ «Красота дымки», «Матрёшки любят разные одёжки», «Сказочная гжель». Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре.  

Русские народные игры привлекли моё внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в организацию двигательной активности детей.  

 Мною была  разработана картотека народных игр для детей старшей группы. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.    

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом. Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень, встречать Новый Год и Рождество,   закликать Весну. Рассказываю   о праздновании Нового Года  и  Рождества на Руси , о проведении Святок. Разучиваем колядки.  

   Всю работу с детьми я провожу в форме  НОД, бесед,     рассматривание картин, иллюстраций;   хороводных игр; сказочных путешествий, театрализованных представлений, ознакомление с художественной литературой.

Таким образом, моя  комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:

- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

 - обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

- умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Работая с детьми в данных направлениях, я не исключаю и работу с родителями. Они являются активными участниками пополнения

развивающей среды, принимают непосредственное участие в разнообразных

мероприятиях (развлечениях, праздниках,  досугах).

Вместе с родителями в группе были проведены выставки совместного творчества:

  «Пасхальные забавы», «Ёлочка -  красавица», «Цветы для мамы», «Мастерская Деда Мороза»

Неоценимый вклад в развитие нравственно-патриотических способностей детей оказывает взаимодействие с социумом: сельской библиотекой, Домом Культуры,  Вознесенской СОШ (здесь находится  краеведческий музей).

  Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...