«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
статья (старшая группа) на тему

Тырышкина Альфия Наильевна

 

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше отводим внимание наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и культурных традиций.

К одним из основных направлений своей работы с детьми я отношу приобщение к русской народной культуре, главной целью которого является развитие

духовно-патриотических чувств дошкольников.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей, а также любви и гордости за свою страну.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении патриота.

В современной жизни мы всѐ меньше отводим внимание наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и

культурных традиций.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой (матрешка, дымковская, филимоновская и др.), такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира?

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Поэтому мной был организован и проведен проект «Русская матрешка».

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Цель проекта: Создание условий для приобщения детей к традиционной отечественной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1 Познакомить с историей матрешки как народного промысла.

2 Создать условия для развития умения детей составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.

3 Способствовать обогащению кругозора детей об игрушке как образе материнства, семьи.

4 Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

5 Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

6 Обогащать словарь детей.

7 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Описание проекта:

 Работая над этим проектом, я хотела расширить круг представления у детей о разнообразии этой игрушки, дать исторические сведения, приобщить к красоте народно-прикладного искусства. Целенаправленное ознакомление с русской народной игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Этапы реализации проекта.

На подготовительном этапе я определила цели и задачи проекта. Подбирали методическую литературу по теме: стихи, рассказы о матрешке; иллюстрации. Разрабатывали тематические беседы о матрешках. Подбирали художественную литературу, презентации об изготовлении матрешек о том какие матрешки бывают (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, авторская), также музыкальный репертуар для прослушивания.

Определила участников проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Внутри данного проекта были организованы индивидуальные (мини-проекты) с родителями.

В которых родители вместе с детьми по желанию изготавливали матрешек, учили стихи о матрешках, частушки, загадки.  Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, приносили деревянные матрешки).

Весь этот материал был использован мной во время проведения проекта.

 

На основном этапе реализация проекта проходила через разные виды деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность.

Проводили организованную образовательную деятельность по темам «Откуда появилась матрешка?» - где дети знакомились с историей матрешки. «Матрешка-как символ семьи» «Русские посиделки» - создавали условия для развития. интереса у детей к народному творчеству, девочки наряжались в костюмы матрешек вместе с воспитателем, водили хоровод. Сравнивали матрешек в хакасском костюме и в русском.

Беседы по теме «Матрешка-национальное культурное наследие России». Просматривали презентации о появлении первой матрешки в разных районах России, о том ка изготавливают матрешку.  Изучали свойства дерева (экспериментирование).

Коммуникативная деятельность.

Составляли творческие рассказы о матрешке, которую дети сделали вместе с родителями (из чего делали, как делали). Читали стихи, загадки о матрешке. Разучили стихотворение Л. Некрасовой «Веселые матрешки»

Продуктивная деятельность

Рисовали матрешке платьице, клеили бусы для матрешки, лепили посуду. Украшали фартук матрешке, используя природный материал (семенами)

Музыкально-художественная деятельность

Сотрудничали с музыкальным руководителем: разучили танец «Мы-веселые матрешки»

Прослушивали русские народные песни, частушки о матрешках.

  Игровая деятельность.

Изготовили дидактические игры «Собери матрешку», «Посчитай матрешек», «Найди такую же». Разучили пальчиковую игру.

На заключительном этапе была оформлена детско-родительская выставка «Семейная матрешка»

В ходе проекта у детей обогатились знания о русском народном прикладном творчестве, об истории возникновения куклы матрешки на Руси, о разновидностях матрешек. Дети и родители с интересом принимали участие в образовательном проекте, охотно взаимодействовали со всеми участниками проекта.

 

Литература

 

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005,205с.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300с.

С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003,192с.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Современные дети мало знают о родном городе...