«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
статья (старшая группа) на тему
Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций. В современной жизни мы все меньше отводим внимание наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и культурных традиций.
К одним из основных направлений своей работы с детьми я отношу приобщение к русской народной культуре, главной целью которого является развитие
духовно-патриотических чувств дошкольников.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.
Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей, а также любви и гордости за свою страну.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении патриота.
В современной жизни мы всѐ меньше отводим внимание наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и
культурных традиций.
Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой (матрешка, дымковская, филимоновская и др.), такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира?
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Поэтому мной был организован и проведен проект «Русская матрешка».
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Цель проекта: Создание условий для приобщения детей к традиционной отечественной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1 Познакомить с историей матрешки как народного промысла.
2 Создать условия для развития умения детей составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
3 Способствовать обогащению кругозора детей об игрушке как образе материнства, семьи.
4 Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
5 Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
6 Обогащать словарь детей.
7 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Описание проекта:
Работая над этим проектом, я хотела расширить круг представления у детей о разнообразии этой игрушки, дать исторические сведения, приобщить к красоте народно-прикладного искусства. Целенаправленное ознакомление с русской народной игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Этапы реализации проекта.
На подготовительном этапе я определила цели и задачи проекта. Подбирали методическую литературу по теме: стихи, рассказы о матрешке; иллюстрации. Разрабатывали тематические беседы о матрешках. Подбирали художественную литературу, презентации об изготовлении матрешек о том какие матрешки бывают (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, авторская), также музыкальный репертуар для прослушивания.
Определила участников проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Внутри данного проекта были организованы индивидуальные (мини-проекты) с родителями.
В которых родители вместе с детьми по желанию изготавливали матрешек, учили стихи о матрешках, частушки, загадки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, приносили деревянные матрешки).
Весь этот материал был использован мной во время проведения проекта.
На основном этапе реализация проекта проходила через разные виды деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность.
Проводили организованную образовательную деятельность по темам «Откуда появилась матрешка?» - где дети знакомились с историей матрешки. «Матрешка-как символ семьи» «Русские посиделки» - создавали условия для развития. интереса у детей к народному творчеству, девочки наряжались в костюмы матрешек вместе с воспитателем, водили хоровод. Сравнивали матрешек в хакасском костюме и в русском.
Беседы по теме «Матрешка-национальное культурное наследие России». Просматривали презентации о появлении первой матрешки в разных районах России, о том ка изготавливают матрешку. Изучали свойства дерева (экспериментирование).
Коммуникативная деятельность.
Составляли творческие рассказы о матрешке, которую дети сделали вместе с родителями (из чего делали, как делали). Читали стихи, загадки о матрешке. Разучили стихотворение Л. Некрасовой «Веселые матрешки»
Продуктивная деятельность
Рисовали матрешке платьице, клеили бусы для матрешки, лепили посуду. Украшали фартук матрешке, используя природный материал (семенами)
Музыкально-художественная деятельность
Сотрудничали с музыкальным руководителем: разучили танец «Мы-веселые матрешки»
Прослушивали русские народные песни, частушки о матрешках.
Игровая деятельность.
Изготовили дидактические игры «Собери матрешку», «Посчитай матрешек», «Найди такую же». Разучили пальчиковую игру.
На заключительном этапе была оформлена детско-родительская выставка «Семейная матрешка»
В ходе проекта у детей обогатились знания о русском народном прикладном творчестве, об истории возникновения куклы матрешки на Руси, о разновидностях матрешек. Дети и родители с интересом принимали участие в образовательном проекте, охотно взаимодействовали со всеми участниками проекта.
Литература
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005,205с.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300с.
С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003,192с.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/30/dsc08209.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/30/dsc08270.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/30/dsc08297.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728291-1450772888.jpg)
опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-671982-1590680660.jpg)
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают русскую народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-671982-1590680660.jpg)
Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821892-1475043706.jpg)
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065502-1538648162.jpg)
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-884051-1485434062.jpg)
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1243621-1595853049.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Современные дети мало знают о родном городе...