Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
презентация на тему

Снопова Елена Леонидовна

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре Автор : Снопова Елена Леонидовна, педагог МКДОУ детский сад № 9 «Солнышко» 2015 г.

Слайд 2

« Красота родного края, открывающая благодаря сказке , фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интере­са к истинной истории нашего государства и общества в целом . Воспитывая детей на национальных традициях , можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Слайд 4

Цель : Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре . Задачи: Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров . Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

Слайд 5

Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Социальный мир История Руси Русский быт, традиции Народный календарь, быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, народные праздники, календарные песни, пословицы Народные игры, считалки, дразнилки Прибаутки, скороговорки. Народные художественные промыслы, игрушки, народные костюмы, народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники Сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, шутки пословицы, дразнилки, загадки

Слайд 6

Уголок русского быта

Слайд 7

Мини музей «Русская изба»

Слайд 8

« Русский самовар и чаепитие на Руси » а

Слайд 9

«В гостях у тетушки Марии »

Слайд 10

«Кукла- куватка » « Изготовление куклы – оберега »

Слайд 11

11 Эх, масленица!

Слайд 12

Роспись по ткани в стиле «Дымковской росписи»

Слайд 13

«ОСЕНИНЫ»

Слайд 14

ПАСХА

Слайд 15

«Расписные подносы»

Слайд 16

«Роспись русской народной матрешки»

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1         «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»  

Автор: Снопова Е.Л.

МКДОУ детский сад № 9 «Солнышко» г.Родники

СЛАЙД 2      «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

Ивановская земля – родина многих известных людей: писателей, поэтов (М.Дудин, Е.Вихрев, К.Бальмонт и др.), замечательных народных умельцев (Леонид и Сергей Частухины. В.М.Коломин, А.В.Аладьин  – приволжские ювелиры), сказителей (М.Кочнев, В.Сперанская), художников (И.Голиков, И.Бакатин, Д.Буторин, А.Котухин, Т.Зубков, С.Мокин). Нам досталось огромное духовное и художественное наследие, из которого необходимо выбрать то, что ближе всего и понятнее детям.

Учитывая это, необходимо создавать условия для формирования у дошкольников представлений о культуре родного края, искусстве, многообразии его выразительных средств.

Знакомство детей с культурным достоянием родного края, области помогает осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним и всего человечества, понять и познать нравственно –эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа. Начиная с раннего детства, приобщение ребенка к культуре своего народа возрождает генетическую и культурную память.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

 СЛАЙД 3        Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

СЛАЙД 4                 Цель: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре.

Исходя их данной цели, определились с задачами:

  1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
  2. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
  3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
  4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность.
  5. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, направленных на развитие нравственно-патриотических, духовно-эстетических качеств у дошкольников, выходящей за пределы непосредственной образовательной деятельности и поэтапном ознакомление и обучение детей. Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое»

В своей работе я руководствуюсь:

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы М.А. ВасильевойТ.С.Комаровой;

Программа «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой;

Методическое пособие М.Б. Зацепиной и Т.В. Антоновой «Народные праздники в детском саду». «

«Непреходящие ценности малой родины» Пчелинцевой Е.В.

СЛАЙД 5         На следующем слайде вы видите возможную интеграцию образовательных областей

СЛАЙД 6,7        Знакомство детей только с устным народным творчеством, с традициями и обрядами без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому в группе оформлен «Уголок русского быта», а в дошкольном учреждении создан мини музей «Русская изба», где собраны предметы быта, которыми пользовались в старину. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой.  Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. 

СЛАЙД 8, 9 «Изба» стала местом проведения занятий по ознакомлению с русской народной культурой, устным народным творчеством, обрядами и обычаями русского народа.

Постепенно, овладевая новыми знаниями о быте и культуре, ребятам стало интересно, чем же раньше играли дети: какими игрушками, в какие игры.

СЛАЙД 10        Совместно с детьми мы провели опрос среди бабушек и дедушек, и узнали, что в давние времена так называемых фабричных игрушек не было вообще. Но, существовало крестьянское искусство. В семьях изготавливали тряпичные куклы:

СЛАЙД 11                По различным наблюдениям, приметам, народом был составлен календарь игр и игрушек. Поэтому, знакомясь с каким-либо народным праздником, мы знакомились с обрядами, традициями, играми, забавами, связанными с этим праздником.

         СЛАЙД 12         Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

СЛАЙДЫ 13,14,15                Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

СЛАЙД 16                 Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно - прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели. На занятиях по изодеятельности используем народно – прикладное искусство.   Рассматриваем росписи, пытаемся сами использовать элементы разнообразных росписей. Детям очень нравится заниматься данной деятельностью.

СЛАЙД 17                 Но что касается народного творчества, связано с русским народным костюмом. Поём ли песни, водим хоровод, проводим ознакомление детей с народными промыслами, играем ли в народные игры, мы всегда используем народный костюм. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в образ, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.

     Не маловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки негативное отношение к природе.

 СЛАЙД 18        Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и         правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

-Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...

«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

"Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...