Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к их народной культуре
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Участие в семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании патриотизма у дошкольников
через приобщение их к русской народной культуре

Воспитатель дошкольного отделения ГБОУ  гимназии   №209

«Павловская гимназия»

Сидорова Н.В.

  1.  « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках,  литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачёв.)

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях  народного искусства. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И эту важную задачу должны решать в первую очередь мы с вами в тесной взаимосвязи с семьёй.

    2. Потенциал детей дошкольного возраста уникален. «  Учиться в детстве – резать по камню, учиться в старости – чертить на песке » гласит народная мудрость, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность  эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

   Родина – это и семья, территория, природа, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.

    3. Необходимо широко использовать все виды фольклора для воспитания патриотизма у дошкольников. Жанры  фольклора, которые специально созданы для детей: колыбельные песенки, потешки, хороводные игры, считалки,  сказки, загадки, пословицы и поговорки, частушки.

   Работу по приобщению детей к русской народной культуре я начинаю уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь  маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи.

С этой целью можно организовать занятия с родителями, повышающие уровень знаний о песнях, потешках, сказках и т.д. и дающие практические навыки рассказывания.

  С  песнями ребёнок встречается с первых дней своей жизни : мать, прикасаясь к малышу, тихо, ласково напевает ему. Я,  укладывая ребёнка спать, укрывая его одеялом, погладив его по головке, вижу, как быстро успокаивается ребёнок и, улыбаясь, быстро засыпает. Ненавязчиво народные песенки, потешки  учат ребёнка тому, что от него ожидают:

« Расти коса не путайся, дочка маму слушайся» В них даются нормы поведения, причём  ненавязчиво. Приучают  детей к труду и самообслуживанию «  Водичка, водичка, умой моё личико…» Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим, приобщая детей к истокам собственной культуры.  С помощью данных фольклорных произведений можно использовать такой эмоциональный приём, как обращение к ребёнку по имени. Это позволяет ребёнку стать как бы соучастником действий и через это прийти к пониманию фольклорного произведения. Данный  приём показывает внимание взрослого к ребёнку, уважение к нему. Особые  интонации, ритмичность, напевность позволяют ребёнку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка.

  Игра имеет большое значение в воспитании, развитии коммуникативных навыков у дошкольников.  С игрой непосредственно связаны и считалки. Например,  

 « Ехала телега,

 Сломалось колесо.

 Сколько гвоздей на телегу пошло?»

 Анализируя смысл считалки дети знакомятся с бытом русского народа, культурой.

   На протяжении всего дошкольного возраста знакомлю детей с русскими народными подвижными играми  «  У медведя во бору»,  « Два Мороза»  и считалками.

    В своей работе большое внимание уделяю такому жанру как загадка.

 Загадка – жанр, в котором вещи воспроизводят иносказательно, через сравнения их с отдалённо сходными, даются яркие характерные признаки предметов или  явлений.

 Загадки развивают память, сообразительность. Она по выражению К.Д. Ушинского

 « доставляет уму ребёнка полезное упражнение» Формы работы различны:  отгадывание и загадывание, придумывание загадок.

    Огромной любовью пользуется у детей сказка, которая  вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить с героями такие же чувства: переживает их радости и печали. В сказках содержатся правила общения детей друг с другом, правила вежливого обращения,  отношение  к старшим. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры « Назови сказку», « Узнай из какой сказки герой», и т.д. Желательно привлекать родителей к организации детских постановок по сказкам.

 В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, загадками, а позднее с пословицами и поговорками, я приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

  4.   Большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни.

    Уделяем внимание знакомству с русским народным костюмом. Дети  узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.

 5.   Вместе с родителями мы встречаем такие праздники, как:  Рождество, Масленица, Пасха.

 Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

   6.  На праздник Рождества с детьми разучиваем колядки, русские народные песни.

  7.  Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица.

  8. Всю масляную неделю мы вместе с родителями и детьми говорим о традициях встречи этого праздника.

  9.  Заканчивается неделя праздником и чаепитием с блинами  Кто же нам испечёт блины?

  Конечно ,же родители.

     10. На пасху мы традиционно вместе с родителями готовим пасхальные яйца, куличи.

     11. Обмениваемся рецептами, способами окраски яиц. Предварительная работа проводится заранее в детском саду.

   

   12.  С  родителями проводятся беседы, дискуссии по теме патриотизма. Они принимают участие в организации и проведении экскурсий в музеи города, помогают  шить костюмы..

 Принимают активное участие во всех праздниках воспитанников  в ДОУ.

 Разработаны консультации  и рекомендации для родителей.

    Результатом работы является:

 серия мероприятий с использованием  ИКТ, способствующие приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста,

 оформлены картотеки народных хороводных игр, малых форм фольклора

(потешки, песенки, загадки, колыбельные песни, считалки, пословицы и поговорки)

    Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

  13. Вместе с детьми и родителями необходимо постоянно прослеживать связь между стариной и днём настоящим, дать понять ребёнку, что он хозяин своей Родины, которую нужно любить и гордиться тем,  что он живёт в такой стране, как Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...

«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

"Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...