Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
рабочая программа (старшая группа) на тему

Барабаш Светлана Юрьевна

Муниципальное дошкольное образовательное

                            автономное учреждение

                        детский сад № 13 «Солнышко».

                                                                                     «Утверждаю»    

                                                                            Заведующая детским садом

                                                                         _____________ Филиппова Э.И. 

  

             

             

                 Рабочая программа.

 

    Кружок «Добро пожаловать в экологию».

 

 

 

 

Срок реализации программы -  1год

Количество часов по программе – 36 ч., в неделю – 1ч.

Старшая возрастная группа.

Возраст обучающихся –  5 – 6 лет.

Руководитель: воспитатель Барабаш Светлана Юрьевна

 

         

                 Пояснительная записка.

Напряжённая экологическая  обстановка заставляет нас искать различные подходы к образованию в области окружающей среды. В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, когда знания преподносятся в увлекательной и доступной форме. В этом возрасте ребёнок уже выделяет себя из окружающей среды,  формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему его миру.

Экологическое воспитание в дошкольном  учреждении включает в себя выработку гуманного отношения к природе, системное её строение, осознанного поведения в природе. Напряжённая экологическая  обстановка заставляет нас искать новые подходы к образованию в области окружающей среды. Вот высказывание доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Верным помощником в данном процессе является игра. Она учит ребёнка правильно воспринимать окружающий мир, увлекает его, ведёт его в свой заманчивый мир. В игре каждый ребёнок раскрывает свои возможности и способности.

Каждый ребёнок сам по себе – маленький исследователь, поэтому участвуя в проектной деятельности, он получает удовлетворение в познавательной активности, в развитии творческих способностей, в средствах самовыражения.

Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники, русские народные традиции, обычаи.

Основная цель работы кружка.

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе.

Использование данного перспективного плана решает основные задачи экологического воспитания дошкольника.

§  Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире.

§  Показать единство живой и неживой природы.

§  Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.

§  Приобщать ребёнка к миру природы.

§  Помочь осознать единство человека и природы как основы экологического сознания.

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Обучение проводится в различной форме: экскурсии в природу; праздники; исследовательская деятельность; игра-путешествие.

Методы проведения.

Словесные: составление описательных рассказов, чтение литературных произведений о природе, беседы, рассказы воспитателя.

Наглядные: драматизация сказок на экологическую тему, экскурсии, наблюдения, прогулки, рассматривание репродукций картин.

Практические: оформление гербария растений, сбор природного материала, исследовательская деятельность, художественная деятельность.

Игровые: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, игр-драматизаций и др.)

Формы подведения итогов по проделанной работе.

§  Проведение мониторинга по проделанной работе.

§  Организация выставки детских работ, фотовыставки.

§  Проведение открытых занятий, праздников, игровых конкурсов, викторин.

Работа с родителями: анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка»; посещение занятий родителями; индивидуальные беседы, проведение родительских собраний, выставок совместной деятельности родителей и детей.

Прогнозируемый результат реализации программы.

§  Имеется большой багаж представлений о природе.

§  Бережное отношение ко всей природе, живой и не живой.

§  Умение восхищаться её красотой.

§  Осознание того, что мы, люди, часть природы, и без всего того, что есть в ней, нам просто не выжить…

§  Правильное взаимодействие с окружающей природой.

§  Доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.

§  Умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

§  Знание условий существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .

Успех реализации программы обеспечивается условиями:

§  готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

§  личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;

§  постоянным общением детей с природой;

§  подготовкой экологически развивающей среды;

§  активным участием родителей в воспитательном процессе.

                                      

                                            

 

 

 

 

План кружка «Добро пожаловать в экологию».

          Тема.

            Программное содержание.

Форма занятия

Сентябрь.

1.Вот и осень к нам пришла.

Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми факторами.

Беседа, чтение худ.произвед., рассматривание картин.

2.Что нам осень принесла?

Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.

Открытое мероприятие.

3. Беседа о насекомых.

Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

Беседа, дид.игры.

4.Берёза белоствольная.

Показать красоту дерева берёзы; вызвать интерес к росту и жизни растений, формировать знания об их пользе.

Наблюдение на прогулки, чтение стихотворений.

Октябрь.

1. Путешествие в осенний лес.

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью. Расширить знания о состоянии растений осенью, особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кустарники.

Экскурсия, наблюдение, дид.игры.

2. « Волшебница вода».

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Исследовательская деятельность.

3. «Грибное царство».

Познакомить детей с грибами. Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогащать словарь детей(подосиновик, подберёзовик, грибница).

Беседа, отгадывание загадок, подвижные игры.

4. Как готовятся звери к зиме.

Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимнее время года. Развивать доказательную речь.

Игра-драматизация.

Ноябрь.

1.Перелётные птицы.

Формировать представление о перелётных птицах. Углублять представления о причинах отлёта птиц. Воспитывать любовь к птицам.

Беседа, чтение худ. литер.,дид.игры.

2.Жители водоёмов.

Закрепить знания детей о жителях водоёмов и условиях их жизни. Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Беседа, подвижные игры.

3.В гости к дубу.

Повторить правила поведения в природе. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Игра-драматизация, худ.деятельность.

4.Комнатные растения.

Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними.

Дид.игры, продуктивная деятельность.

Декабрь.

1.Как живут растения зимой.

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.

Беседа, дид.иргы.

2.Пернатые друзья.

Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Игра-драматизация, худ.деятельность.

3.Кто как зимуют?

Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

Игра-драматизация «Путешествие в зимний лес».

4.Домашние животные.

Формировать представления о домашних животных. Воспитывать интерес к домашним животным.

Беседа, отгадывание загадок, дид.игры.

Январь.

1.Прогулка в зимний лес.

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Наблюдения, беседа, подвижные игры, худ.деятельность.

2. Беседа « Зимушка – зима».

Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона.

Обобщающая беседа, слушание муз.произвед., рассматривание картин, дид.игры.

3. Воздух и его роль в жизни человека.

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

Исследовательская деятельность.

4. Лягушка – зелёная подружка.

 Изменить у детей традиционно негативное отношение к лягушкам. Объяснить, как полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к живым организмам.

Беседа, дид.игры, подвижные игры, конструирование из бумаги.

Февраль.

1.Мы – друзья природы.

Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.  Закрепить  у детей знания о правилах поведения в природе.

Открытое мероприятие.

2. Кто, где живёт?

 

Закрепить знания о среде обитания птиц и зверей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных.

Беседа, отгадывание загадок, дид.иргы, подвижные игры.

3. Как узнать растение (дерево, куст, траву).

Обобщить представление о типичной морфологии растений. Закрепить умение различать и показывать части растений.

Беседа, дид.игры, худ.деятельность.

4. Птицы леса.

Познакомить детей с птицами леса. Вызвать интерес к живой природе.

Игра-драматизация, худ.деятельность.

Март.

1.Здравствуй, весна!

Познакомить детей с разной весной ( полевой, речной, лесной), показать красоту весны.

Открытое мероприятие.

2. Мы посадим огород.

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений. Учить сажать проросший горох. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Беседа, продуктивная деятельность.

3. Жизнь диких зверей весной.

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. Воспитывать интерес к жизни животных.

Беседа, отгадывание загадок, дид.и подвижные игры.

 

4. Составление рассказа о комнатном растении.

Учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении. Развивать связную речь.

Наблюдение, составление рассказа по модулю.

 

Апрель.

1.История одной яблоньки.

Углублять и расширять представления о яблоне. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Игра-драматизация, худ.деятельность.

 

2. Путешествие в весенний парк.

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Экскурсия, наблюдение,чтение стихотворений. дид. игры, подвижные игры.

 

3. День птиц.

Расширить знания детей о жизни птиц. Воспитывать заботливое отношение, интерес.

Открытое мероприятие.

 

4. Первоцветы.

Познакомить с первыми весенними цветами. Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях растения и их функции, о сезонном развитии растения.

Беседа, дид.иргы, худ.деятельность.

 

Май.

1.Берёзка.

Показать красоту дерева берёзы, подробней рассказать о ней. Прививать любовь к прекрасному, к природе.

Наблюдение, чтение стихотворений.

 

2. Цветочный город.

Познакомить детей с лесными цветами. Формировать эстетический вкус, умение беречь природу.

Игра-драматизация, дид.игры, подвижные игры.

 

3. Праздник ветерка.

Учить культуре отдыха. Прививать бережное отношение к природе.

Открытое мероприятие на воздухе.

 

4. Труд людей весной.

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

Беседа, дид.игры, трудовая деятельность.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc1.71 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

"Добро пожаловать в экологию"

Воспитывать бережное отношение к природе....

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...

Рабочая программа кружковой деятельности младшая группа: "Добро пожаловать в экологию".

Рабочая программа кружковой деятельности младшая группа: "Добро пожаловать в экологию"....