Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
материал (средняя группа) по теме

шубина елена александровна

Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

                      Опыт работы по теме:

«Нравственно – патриотическое воспитание детей  младшего дошкольного возраста»

                                                        Воспитатель:  Шубина Елена Александровна

                                                         

                                                            г. Горняк

                         1. Условия  возникновения и становления опыта.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям

– непременное условие нормального здоровья ума и сердца.

Ибо для человека естественно любить свою землю,

 свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей,

 другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев.

      Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

                                          2. Актуальность темы:

      Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.     Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

3. Теоретическая база опыта.

     Методологической и теоретической основой опыта  являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности,  о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.).

 В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». 

      Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитания уважения к труду;
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы ознакомить детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом помогает музей русского быта в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй.

      Для выполнения поставленных задач я  разработала перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

      Мною были определены основные принципы, которые легли в основу моего педагогического опыта.

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.

3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.

5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6.  Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, быстрее развиваются.

7. Принцип прочности. Я стремлюсь к  тому, чтобы знания, полученные во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

Для детей

Воспитанники должны:

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать, где работают их родители.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.                                                                    
  • Знать название своего города, название некоторых улиц.

Для педагога

Создать развивающую среду в группах детского сада. Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. Организация взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому  воспитанию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

                                 4. Новизна опыта.

      Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем  все виды деятельности дошкольника, начиная  с младшего возраста. 

      Концепцию  моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем                                                                                                знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.

                                 5. Технология  опыта.

      Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала  следующую  технологию:  М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (12 детей) не могут назвать членов семьи,  дом и улицу на которой проживают,   имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 30 %  (8 детей) – средний уровень; у 15% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество  знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; оформление семейных альбомов.

Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

1блок «Моя семья. Мой дом»

      Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:«Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница»,  ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряжения и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»,А. Яковлев «Мама»;Дора Габе «Моя семья»;  Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей» и др. При чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе»,  акцент делала  на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала  основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка»,  помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Вместе с детьми играли в дидактические игры:  «Чей малыш»,  «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку».С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», « Лохматый пес»,«Лиса и гуси» , «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки»,  «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка-хохлатка»,которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.    Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями оформили  семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи.

Рисовали посуду для кукол, портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.

      Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

Провела открытое занятие на районном методическом объединении «Моя семья».

2 блок «Мой детский сад».

      Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей  группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).

      Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой), показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Ирина Николаевна рассказала детям,  для чего необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окончании экскурсии детей угостили витаминами.

      Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником,   рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.

      Провела экскурсию по территории детского сада с целью  ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных местах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.

3блок «Мой родной город»

Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что  такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.

      Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания. Были проведены экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись по улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой  улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.

 Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.

В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.  

Познакомила детей с жилищем русского человека; разъяснила  понятие «горница»,  рассказала  о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям. Закрепляли полученные знания, в  музее детского сада «Русская изба», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную  методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью. Основная цель создания мини-музея «Русская-изба» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.

Представление о деревянной, соломенной, тряпичной игрушке, способах изготовления соломенной игрушки дети получили во время беседы при посещении мини – музея старшей группы «Куклы наших бабушек».

Совместно с родителями была организована экскурсия в краеведческий музей города, где детям в доступной форме рассказали об истории нашего города, о воинах – героях, о быте русской семьи. Особенно понравился детям зал природы родного края.

              Для развития нравственно – патриотических знаний дошкольников  использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям. Мной разработаны такие проекты как: «Лесная Красавица» -  в этом проекте я старалась развивать интерес к окружающему миру, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного отношения к ней; расширять кругозор детей; «Наши соседи - домашние животные» - в этом  проекте поставила задачу  расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных, их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними животными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому. Проект «Хлеб – всему голова» - у детей появились знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомила детей с профессиями людей, выращивающих хлеб. В ходе работы над проектом «Моя мамочка самая -  самая…»  закрепила знание детьми имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уважения к самому дорогому человеку на земле  - маме. Действующий ещё проект «Краски осени» формирует бережное отношение к окружающей природе; дает элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Правильно организованная развивающая среда -  мощный стимул воспитания любви к родному краю.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей                                                               младшего дошкольного возраста. Оформлены все  уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное  место, большая часть пространства  отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.

      В группе оформлен мини - музей «Хлеб  - всему голова», где представлены различные экспонаты: колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельскохозяйственных машин; альбом профессий и т.д. Оформлен «Уголок природы».  В уголке природы находятся: комнатные растения, аквариум, природный материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В «Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши родители» (профессии ).

      Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.

      Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Лесная красавица» (изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к «Пасхе». Участие в  краевых  конкурсах: «Мой край родной тобой любуюсь»; «Мама, папа, я и ..летние деньки». С помощью родителей был оформлен «Семейный альбом группы». Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.

Мною для родителей были подготовлены консультации: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных  интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа  воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

                                   6. Результативность опыта.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям

взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.

-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.

- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице- «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).

-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.

-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).

-Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

Анализируя свою работу,  на будущее, наметила следующие задачи:

- Пополнить методическую литературу, практический материал;

- Обогащать  и совершенствовать воспитание патриотических чувств, ведь  это было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности; 

- Разработать и провести проект «Мой город Горняк».

                               7. Возможность тиражирования.

Данный педагогический опыт возможно применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

« В воспитании все должно

основываться на личности воспитателя,

потому что воспитательная сила изливается

только из живого источника человеческой

личности. Никакие уставы и программы, никакой

искусственный организм заведения, как бы хитро

он ни был придуман, не может заменить

личности в деле воспитания».                                                      

                                                             

 Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

                        Список литературы.

  • Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников.- Воспитатель ДОУ (практический журнал) №4, 2010,с.4.
  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007
  • М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (методическое пособие)- М.: ЦГЛ.  2005.
  • Интернет – ресурсы .  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В нашем ДОУ патриотическое воспитание  является  приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой а...

Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Пояснительная записка:В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребено...

Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй....

Опыт работы «Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Проблема пагубного влияния современного общества на окружающую среду и в связи с этим дискуссии о ценности и необходимости экологического образования на данный момент времени занимают важное место из-...

"Система работы ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Одним из основных направлении реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"  отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социали...

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

С 2019 года  МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...