Статья: Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Формы работы с родителями в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формы работы с родителями в ДОУ21.79 КБ

Предварительный просмотр:

     Статья: «Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста»

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуально го развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности . Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья ,заставляют искать новые формы взаимодействия .Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единственную цель – помочь ребёнку раскрыть свои способности и таланты.
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.
Таким образом, именно на них лежит основная ответственность . Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение

 Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные . К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.  В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.  Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. . Наглядно-информационное форма дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Включает в себя:
- Родительские уголки
- Папки-передвижки
- Фотовыставки
Однако, нельзя забывать, что родители - это суть дети, только старше и опытнее. Поэтому при оформлении объявлений, конкурсов, папок и другой информации в уголках для родителей необходимо использовать яркую цветную бумагу, картинки, наклейки - все то, что может привлечь внимание родителя, делать ставку на рефлекс "Что это". Также яркая красочная подача информации привлечет внимание не только взрослого, но и ребенка. А ребенок потребует у своего родителя рассказать, что это там такое яркое и интересное. Это вдвое увеличивает шанс донести информацию до родителя. Также в современном мире считаю целесообразным дублировать всю информацию в электронном виде на страничке группы в сети Интернет. Это позволяет родителям заболевших детей быль в курсе жизни группы, возможность удаленно участвовать в жизни группы, а также заниматься с ребенком дома тем, что проходят дети в детском саду, так сказать, удаленное обучение.
Хочется добавить на счет оформления фотовыставок. В эру цифровой фотографии не так легко расшевелить родителей идти и печатать фотографии. У всех цифровые архивы. Педагоги, цените родителей, которые не ленятся сделать фото и принести его на выставку, отметьте участие грамотой, повесьте ее на видное место и в следующий раз к участию в фотовыставке прибавится еще 3-4 человека.  

В настоящее время существует многообразие нетрадиционных форм, где выделяются информационно-аналитические,  досуговые,  познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Изучение семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Можно выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального , личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.
 Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным , востребованным, полезным. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах праздников и досугов, выставки совместных работ детей и родителей, помощь в создании мини-музеев и другое. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
- тренинг / открытое занятие
- консультация
- семинар
- мастер-класс
- совместные конкурсы
- библиотека
Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными . Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Открытые занятия дают родителю возможность не только увидеть поведение ребенка в среде сверстников, но и перенять некоторые навыки взаимодействия с детьми у педагогов.
Мастер-классы и семинары.
У родителей не всегда есть возможность посетить детский сад со время организации мастер-классов или семинаров. Поэтому наиболее удобная форма работы - это видео презентация или пошаговая фото инструкция. Опять же ее можно выложить в сеть интернет и каждый родитель сможет посмотреть ее в удобное ему время.
Библиотека для родителей. Подобрать  книги , содержащие практические советы по воспитанию ребенка, а также игры, направленные на развитие оного. Это книги и по сюжетно-ролевым играм, и по играм на развитие речи и ЗКР, и по подвижным играм на улице и др.  Родители могут  их и читать во время ожидания ребенка, некоторые, даже просят домой. Это значит, что информация подобрана правильно и востребована.

«День открытых дверей» В тот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам
посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам

Наглядно – информационные формы дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности . Специфика наглядно-информационных форм заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через информационные листы, буклеты, организацию выставок и т.п.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работ
е.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей дошкольного возраста

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания,  общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с ...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста

Эффективные формы работы с родителями детей дошкольного возраста...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста

Акция- это эффективная форма работы с родителями  детей раннего возраста....