ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Чекунова Екатерина Владимировна
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл siminar.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

-создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в

педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.

Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приобретения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

   В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Учитывая эти особенности, программа поэтапного социально-личностного развития ребенка-дошкольника под редакцией М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой, представляется в следующих разделах: «Я среди других», «Что я могу?», «Я и другие». Базисной для всех этапов является идея: «К познанию мира - через познание себя».

В первом разделе «Я среди других» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.

Во втором разделе: «Что я могу?» представлены игры, занятия и тре- нинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

В третьем разделе: «Я и другие» совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я-концепции».

Организация и методика проведения занятий с детьми:

С младшими дошкольниками работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых бесед, игровых упражнений. Для малышей рекомендуется использовать отдельные игры и упражнения из раздела для средней группы, по усмотрению воспитателя.

Для детей средней группы рекомендуется проводить игры и упражнения, включая их в другие виды занятий по курсам: «синтез искусств», «окружающий мир» и др., а также раз в месяц проводить итоговую игру- занятие. Его целью является выявление результативности формирования у детей опыта самопознания, уровня самоотношения; возможна коррекция личностных затруднений дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте проводится одно занятие в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками, взрослыми.

В отличие от традиционных учебных занятий занятия по самопознанию проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по комнате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что занятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка.

Часть материала можно использовать в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. В ходе игр и деятельности по собственному выбору воспитатель корректно управляет ею, не нарушая ее задуманного хода. И в то же время умело пользуется ситуациями, в которых фиксирует внимание детей на их чувствах и поступках, отношении к окружающему предметному и социальному миру. Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Дневники «Это Я», дети заполняют на занятиях, а также дома вместе с родителями. Затем в форме индивидуальных или групповых бесед их содержание может обсуждаться в детском саду. Одной из главных задач программы является профилактика психологического неблагополучия детей, которое в дальнейшем может проявиться в виде неврозов, комплексов, стрессов. Педагог должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя его на тот, который дается фронтально, и тот, который требуется объяснить небольшой подгруппе или индивидуально — одному ребенку.

Педагогам дошкольных учреждений, создающим условия для социального развития и воспитания детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие положения:

1.        Содержание эмоционального образования включает две стороны: собственно-эмоциональное развитие (развитие эмоционального отклика  (реагирование), эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений об эмоциях, словаря эмоциональной мысли); опосредованно-эмоциональное развитие (преднамеренное воздействие на эмоции и чувства детей посредством эмоционально-сенсорных игр, эмоциональных этюдов, тренингов, психогимнастики и т.д.). На этом этапе психотерапевтический эффект имеет арт-педагогика (сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, библиотекотерапия, игровая драматизация, эмоционально-экспрессивные тренажи и т.п.).

2.        Формирование эмоциональной сферы предполагает понимание и уважение чувств (эмоций) ребенка. Американский психолог Хайм Джайнотт подчеркивает, что для детей признание их чувств оборачивается воспитанием чувств.

3.        Условием эмоционального образования является взаимоотношения с детьми и взрослыми. Во взаимоотношениях проявляется высокая чувствительность ребенка к тому, что думают о его действиях, поступках, словах сверстники и взрослые. Одобрение или не одобрение, эмоциональные реакции являются индикатором эмоциональных переживаний. Здесь важна педагогическая поддержка как мягкая форма взаимодействия с детьми. Во взаимодействии рождается уверенность в том, что его принимают и любят таким, каков он есть.

4.        Педагогам необходимо предоставлять детям условия для развития автономности и самостоятельности. Для этого представлять детям выбор деятельности, друзей, игрушек, по собственному усмотрению использовать личное время, иметь собственное мнение, иметь личные вещи. К пяти годам у ребенка должно быть сформировано чувство свободы поведения, осознания своих прав и свобод.

5.        Эмоциональное образование опирается на формирование (и проявление) чувства эмпатии, искренности, уважения, отзывчивости, теплоты, милосердия.

6.        Взрослые создают условия для развития «разумных эмоций»(Л.С. Выготский). В связи с этим педагог должен признавать наличие у детей эмоций, не отрицать их. Позиция взрослого заключается в объяснении, почему нужно сделать как-то иначе. В развивающую деятельность входит коррекция, предупреждение (профилактика), преодоление отрицательных эмоций, развитие положительных сторон эмоциональной сферы. Признавать право детей на эмоции, но не допускать их разрушительного действия.

7.        Важно учитывать роль социальной установки, использование различных видов мотивации (игровой, общения, познания, личностной), использовать разнообразные методы и приемы эмоционального развития (эмоциональные качали, эмоциональное переживание, рефлексия занятия, дня, введение ритуалов, речитативов, приветствий, прощаний, введение традиций, педагогическая предупреждающая и коррективная оценка, использование шутки, юмора и т.п.).

8.        При организации различных видов деятельности педагог не должен забывать о партнерском характере совместной деятельности, где происходит становление социального опыта, его обогащение и устраняются неконструктивные формы поведения (агрессивность, замкнутость, застенчивость и т.п.).

9.        Большую роль играет построение предметно-развивающей среды, где формируются различные эмоции, где информативность тесно сочетается с личностными проявлениями детей. личностно-ориентированный подход при построении среды опирается на интересы детей, их самореализацию (альбом «Они живут среди нас», полочка красоты, экран добрых дел, панорама добрых поступков, пиктограммы эмоциональных проявлений, демонстрационные маски эмоций, альбомы «Страна Эмоция», уголки творческой самореализации).

10.        Эмоциональный компонент социально-эмоционального развития и воспитания тесно связан с формированием социальных навыков поведения, с формированием «внутренней позиции» ребенка (Л.И. Божович). Педагогам важно помочь детям распознавать эмоциональные переживания других, побуждать к мотивированной самореализации, т.е. развивать оценочный компонент эмоций («Как бы ты поступил в этом случае?», «Какие бы ты взял игрушки, чтобы порадовать товарища?» и т.д.). Обучение детей правилам этикета, безопасности поседения дома, на улице помогает развить чувства сопричастности к общественной, социальной жизни, различать подобающее и неприемлемое поведение.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Патриотическое воспитание является одним из путей социально – нравственного развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Конкретное выражение содержательной характеристики патриотизма заключается в любви к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. Патриотизм, как личностное образование, включает в себя чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своему народу, проявления эмоционально – положительного интереса к  прошлому и настоящему Отечества, людям труда.

Объектом патриотизма выступает место (страна, Родина, край, государство, квартира семьи, место, где живешь); люди (народ, свой народ; защитники Отечества, Родина, близкие люди и т.д; достижения культуры (язык, вера, традиции, обычаи); природа.

Социализация как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности осуществляется под влиянием различных факторов. Патриотическое воспитание, как фактор социализации, связано с формированием трех компонентов – когнитивного (познавательного); эмоционально-оценочного; поведенческого.

Цель патриотического воспитания – формирование патриота, гражданина с активной внутренней позицией «Я – гражданин России», «Я – россиянин».

Успешность работы по патриотическому воспитанию возможно в том случае, если мы будем понимать его как составную часть нравственного воспитания, воспитание патриота – гражданина. Пути и средства патриотического воспитания многообразны и взаимодополняют друг друга: это приобщение к культурно – историческим традициям, фольклору, народному творчеству, использование декоративно – прикладного, изобразительного искусств, семейной традиционной культуры, элементов музейной педагогики, приобщение к природоведческим традициям.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида второй категории № 316 Октябрьского района города Ростова-на-Дону

Консультация для воспитателей

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                Провела: Ковалева Е.В.

Ростов – на – Дону

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Продуктивная деятельность стоит на позициях развивающего обучения,  помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Поиск путей эффективности процесса ...

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Выступление "Сетевое взаимодействие ДОУ как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста"

Опыт работы взаимодействия детского сада  с социальными организациями....

статья «Физические упражнения (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста»

Аннотация. Целью статьи является актуализация знаний педагогов использованию физических упражнении (в виде подвижных игр), как фактор социализации детей дошкольного возраста Ключевые слова: разви...

Духовно-нравственное воспитание в процессе социализации детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание в процессе социализации детей дошкольного возраста...

«Нравственно – патриотическое воспитание – важный фактор социализации воспитанников. Технология «Дети – волонтеры»

Нравственное - патриотическое воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей ...