Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет.
статья (средняя группа) по теме

Лучун Татьяна Валерьевна

Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет.

Виды театральной деятельности С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

Основой театрального занятия является театрализованная игра.

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra_dlya_srednego_doshkolnogo_vozrasta.odt39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет.

                С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

Основой театрального занятия является театрализованная игра.

            Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

        Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Классификация театрализованных игр.

        Дошкольники, как правило, бывают рады сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

        Театрализованные игры дошкольников – это  две основные группы:режиссерские игры и игры-драматизации.

         К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

        Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

        Л.В. Артемова предлагает обширную  классификацию режиссерских игр:

  • Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
  • Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
  • Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
  • Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

        Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

  • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
  • Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
  • Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

           Классификация Артёмовой Л.В. Наиболее распространена на практике многих воспитателей  ГБДОУ 26 г. Санкт- Петербурга, но каждый из педагогов в праве сам себе выбрать или составить классификацию, в зависимости от сложности и заинтересованности детского контингента.

        В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

        Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

        Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

        игры в кукольный театр:

  • настольный театр
  • театр на руке
  • напольные куклы
  • стендовый театр
  • верховые куклы
  • театр живой куклы

        игры-драматизации:

  • инсценирование потешек
  • инсценирование небольших
  • инсценирование песен, сказок
  • инсценирование небольших литературных текстов
  • творчество детей

        игры-спектакли:

  • драматический спектакль
  • музыкально-драматический спектакль
  • детская опера
  • спектакль на хореографической основе
  • спектакль ритмопластики
  • пантомима
  • мюзикл

        театрализованное действие:

  • праздники
  • развлечения
  • театрализованные шоу

        Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

         Независимо от классификации педагогу дошкольного воспитания необходимо осуществлять дополнительную подготовку  средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада, как это происходит у на в ГБДОУ 26 г. Санкт- Петербурга .В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

 Спасибо за внимание!Успехов  в нашем нелёгком труде ,коллеги!С уважением к вам, Лучун Т.В., воспитатель ГБДОУ 26 Г.СПБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллект...

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 3 – 5 лет

Актуальность: Тему считаю актуальной, так как театрализованная игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Театр– это благоприятные условия для ...

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально...

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста» ...