« ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Микляева Ирина Сергеевна

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных  им  формах  интеллектуальной  и  активной  практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра –явление  сложное,  но  в  ней  отчетливо  обнаруживается  структура, т.  е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия составляют основу дидактической игры —без них невозможна сама игра. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

« ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных  им  формах  интеллектуальной  и  активной  практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра –явление  сложное,  но  в  ней  отчетливо  обнаруживается  структура, т.  е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия составляют основу дидактической игры —без них невозможна сама игра. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью содержания и воспитательной задачи. Игровые действия —это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения,  сравнения,  припоминания  ранее  усвоенного, —умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в игре в магазин игровые действия покупателя иные, чем продавца; в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются  одни  другими  в  процессе  развития  игры  и  усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся одно-два действия; в старших группах –уже 5—6.Воспитатель  не  всегда  сам  раскрывает  игровые  действия.  После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что  после  чего  делать  и  т.  д.  Педагог  как  бы  привлекает  детей  к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но... не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру .Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры.  Их  содержание  и  направленность  обусловлены  общими  задачами формирования  личности  ребенка  и  коллектива  детей,  познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные и эстетические требования к  взаимоотношениям  детей,  к  выполнению  ими норм  поведения.  В дидактической  игре  правила  являются  заданными.  Используя  правила, воспитатель  управляет  игрой,  процессами  познавательной  деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий и эстетический характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают  способ  действий.  Правила  организуют  познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения  поставленной  игрой  задачи.  Организующие правила  определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми позициями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных отношений.  В  этом  их  воспитательное  воздействие.  Нужно  помнить,  что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоции и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат  радость  от  выполнения  правил.  Дети  сами  осознают  свой  рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей  в  усвоении  знаний,  в  умственной  деятельности,  в  характере взаимоотношений.  Результат  дидактической  игры  выражается  в  решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра участникам. Содержание игры,  игровой  замысел,  игровые  действия  и  правила  взаимосвязаны,  и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.  Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно  игровой  характер.  Воспитатель  является  участником  игры  или  ее организатором. Игра выступает важным способом развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для средней группы по теме "Найди лишнюю птичку"

Дидактическая игра для средней группы по теме "Найди лишнюю птичку"...

Дидактические игры для средней группы.

Дидактические игры для средней группы....

Музыкально-дидактические игры для средней группы

Игры могу рекомендовать и для работы воспитателям...

Дидактическая игра "Семья" средняя группа

Конспект дидактической игры "Семья" для детей среднего возраста....

2017-2018 Дидактическая игра в средней группе «Что хорошо, а что плохо для природы» (Игра с презентацией)

Дидактическая игра в средней группе «Что хорошо, а что плохо для природы» (Игра с презентацией) Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы. Закрепить прави...

Конспект организации подвижной игры в средней группе

Конспект организации подвижной игры в средней группе...

Организация сюжетной игры в средней группе

Игра – основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получа...