Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой
консультация на тему

Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию  через знакомство с родной культурой

 

 

Человек, не приученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приживётся. А как ему к ней приурочиться, коли он соком её не питался и едва ли её знает?

В.И.Даль

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития общества, с особой остротой встаёт главная проблема нравственного воспитания: что и как воспитывать в детях – проблема, требующая тщательного рассмотрения в современных условиях.

Духовность, по мнению педагога Г. П. Шевченко, это «интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность».  Современное общество диктует необходимость применения обновлённых подходов к воспитанию и обучению, включающих формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что предполагает изменение содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности. Именно длительность процесса воспитания и невозможность возместить в более зрелом возрасте то, что упущено в детстве, обращает наше особое внимание на самый ранний период жизни человека. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Н.В.Шелгунов). В период дошкольного детства закладываются и развиваются те черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, его языком, песнями, музыкой, впечатлениями, получаемыми маленьким человеком от природы родного края, деталей быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Сквозь века пронёс русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве.

Народное творчество – неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет  приобщать воспитанников к национальным традициям, учит испытывать эстетическое удовольствие от своих чувств, эмоций, даёт возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества у ребенка постепенно складывается образ Родины. Достаточно, чтобы дети понимали связь пословицы с действием, например, «поспешишь – людей насмешишь», «без труда не выловишь и рыбку из пруда» и т. д. Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено только лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребенка ему в равной степени необходима и современная песня, и литература, и искусство.

Задачи работы с детьми по формированию духовно –нравственных чувств через  знакомство  с родной культурой расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания в жизни;

  • развивать чувство сопричастности к народным торжествам;
  • закладывать основы праздничной культуры;
  • совершенствовать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
  • формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;
  • содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребёнка;
  • воспитывать художественно-эстетический вкус.

Для решения данных задач выбрать следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы и оформление помещений способствует развитию у воспитанников любознательности, чувства красоты. Для знакомства детей с традициями русского народа силами родителей и педагогов в детском саду создать мини-музей «Русская изба», в котором собраны подлинные и стилизованные предметы народного быта – иконы, прялка, берда, самовар, керосиновая лампа, глиняные крынки, лапти и др.
  2. В непосредственно образовательной деятельности с детьми широко использовать  различные виды фольклора (сказки, хороводы, пословицы, поговорки, песни). В устном народном творчестве сохранились присущие русскому характеру нравственные ценности, что проявляется в представлении о трудолюбии, добре, красоте, верности, храбрости, правде. В процессе знакомства с фольклором,  постепенно приобщать детей к нравственным ценностям. Рассказанные детям потешки, прибаутки, заклички выражают веру в благополучное будущее, доброту и заботу близких людей, в них ёмко оцениваются жизненные ситуации, восхваляются положительные черты личности людей и высмеиваются их недостатки. Особое место в устном народном творчестве занимают восхищение мастерством людей и уважительное отношение к труду. Благодаря этому, народный фольклор является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей.
  3. Особое место в приобщении детей к народной культуре занимают христианские и народные традиции и праздники. В них отражаются тончайшие наблюдения за различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Примерная тематика праздников и развлечений с детьми:

Январь – Рождество. Просинец. Перелом зимы. Перезимье.
Февраль – Масленица. Снежень. Вьюговей.
Март – Грачевник. Ветронос. Водотек. Протальник.
Апрель – Пасха. Снегогон. Зажги снега.
Май – Красная горка. Пшеничник. Сеятель.
Июнь – Троица. Разноцвет. Хлеборост. Ветренник.
Июль – Жатвенник. Калинник. Целитель.
Август – Параскева пятница. Брусничник. Ветрогон.
Сентябрь – Осенины.  Листопадник. Вересень. Хмурник

  1. Народная музыка – один из методов воспитания. Своей гармонией и ритмом она способна увлечь ребят музыкальным искусством.

     С возрастом усложняются задачи по слушанию и воспроизведению            фольклора, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Детей знакомят с таким музыкальными материалами, как: «Есть надежда» (пасхальная песня), «К нам праздник пришел» (троичная), «Серпы золотые» (жнивная), «Уж ты, прялица» (бытовая), «Про козла» (шуточная), «Заяц Егорка» (прибаутка).

В народе говорят: «нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является русская культура, на которой ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / М.: Просвещение,1968.
  2. Буре Р.С. Воспитатель и дети / М.: Просвещение 1985.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: Педагогика, 1991.
  4. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т / М.: Педагогика, 1986.
  5. Князева, О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / СПб: 1999.
  6. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитие подростков, Автореф. дис. док. пед. наук / Киев: КИИ, 1986.
  7. Эльконин Э. Г. Детство и общество / СПб: Ленато, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСКУРСИЯ В ХРАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РОДОНЕЖСКОГО.

Цель:Воспитание любви к Родине.Дать представление о святых,Рассказать об их жизни, подвигах, перенесенных страданиях.Воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за с...

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры

Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...

Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".

За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей приве...

Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой

Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....

Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"

Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  в процессе  духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...