Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".
материал на тему

Арсенова Юлия Сергеевна
За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожалению, материальные ценности теперь доминируют над духовными, людьми искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети и молодежь отличаются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар по теме:

"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами

духовно-нравственной культуры".

За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир.

Православная культура для малышей»

СЛАЙД 1. Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожалению, материальные ценности теперь доминируют над духовными,  людьми искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети и молодежь отличаются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью.

Эти проблемы послужили идеей для организации духовно-нравственного воспитания начиная с детского сада, что позволяет обеспечивать его преемственность, систематичность, непрерывность, ведь дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов. В этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.

СЛАЙД 2.В результате сложившейся работы нашего педагогического коллектива, с учетом государственной политики, особенностей контингента детей и кадрового состава детского сада, с учетом запроса родителей и особенностей региона одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ стало духовно-нравственное воспитание детей.

СЛАЙД 3. В 2011 году вышел в свет Учебно-методический комплект Л.Л. Шевченко по духовно-нравственному образованию в детском саду «Добрый мир. Православная культура для малышей». Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию выстроено с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Кроме этого, особенность программы Л.Л. Шевченко в том, что она содействуют развитию и сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, обеспечивает взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Осуществляя работу по духовно-нравственному направлению, наш коллектив частично взял за основу программу Л.Л. Шевченко «Добрый мир».Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка, материал из программы разрешено использовать частично, включая его в традиционные формы работы с детьми.        

СЛАЙД 4. Так же воспитатели активно используют литературу по программе "Детство", которая освещает формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию (описание литературы).

СЛАЙД 5-6. Педагоги включают в работу дополнительную литературу, периодические издания, которые содержат информацию ознакомительного характера ("Православные Храмы", "Православная радуга"), практические задания, рассказы, загадки и другие формы, адаптированные специально для работы с детьми дошкольного возраста.

СЛАЙД 7. Так что же заложено в понятие духовно-нравственное воспитание? Конечно, понятия «духовность» и «нравственность», которые  определяются следующим образом:

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;

Нравственность - принятие на себя ответственности за свои поступки.        Духовно-нравственное воспитание понимается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

СЛАЙД 8. К системе общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации наш коллектив относит:

Патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

Социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

Семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Здоровье  — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

Наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

Природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

СЛАЙД 9. Учитывая в своей работе данные определения и значимость овладения базовыми ценностями, мы поставили перед собой основную цель по внедрению основ духовно-нравственного воспитания в работу с детьми дошкольного возраста:

Создание условий для развития гармоничной личности ребенка, обладающей системой национальных базовых ценностей.

СЛАЙД 10.Достижению основной цели способствует решение ряда задач по духовно-нравственному воспитанию детей:

- организация предметно-развивающей среды, способствующей становлению духовных и нравственных качеств личности ребенка;

- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина Российской Федерации;

- расширение социального опыта ребенка по принятию общепринятых норм и правил жизни через организацию разнообразных видов детской деятельности и привлечение родителей к процессу социализации;

- формирование у ребенка основ духовно-нравственного воспитания посредством приобщения к традиционной праздничной культуре русского народа;

- развитие воображения и творческих способностей ребенка посредством вовлечения в активный процесс познания культуры русского народа.

СЛАЙД 11. Для решения данных задач были проведены консультации с педагогами по темам:

«Духовно-нравственное воспитание в семье» (цель: определение основных направлений взаимодействия с семьями детей по духовно-нравственному воспитанию),

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (цель: повышение теоретических знаний педагогов о нравственном, духовном и патриотическом воспитании дошкольников, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности),

«Концепция духовно-нравственного воспитания (За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир)» (цель: определение основных концепций духовного и нравственного воспитания детей по программе «Добрый мир»),

«Духовно-нравственное воспитание на основе Православной культурной традиции» (цель: определение основных задач в работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей),

«Социальное восприятие и духовно-нравственное здоровье личности» (цель: повышение теоретических знаний педагогов о духовно-нравственном здоровье личности);

«Приобщение детей к традиционной праздничной культуре русского народа» (цель: актуализация представлений педагогов об активных формах работы с детьми по приобщению детей к традиционной праздничной культуре русского народа).

СЛАЙД 12. Так же были организованы семинары-практикумы по темам:

«Внедрение основ духовно-нравственного воспитания в работу ДОУ» (цель: создать условия для профессионального самосовершенствования участников семинара и формирования у них представлений о многообразии направлений их педагогической деятельности в области духовно-нравственного воспитания детей); «Приобщение дошкольников к традиционной русской культуре через знакомство с народной куклой» (цель: знакомство педагогов со способами и приемами изготовления народных кукол).

СЛАЙД 13. По результатам анкетирования педагогов по внедрению основ ДНВ в работу ДОУ: 100% педагогов считают актуальной тему внедрения ДНВ в работу ДОУ, применительно к детям дошкольного возраста. 100% педагогов считают нужным увеличить запас собственных знаний об истории и географии России, народов, населяющих РФ, города, в котором они живут. В работе с детьми по ДНВ педагогами указываются: игры, беседы о духовности и нравственности, православных праздниках, традициях, ЧХЛ, прослушивание музыки, заучивание пословиц, поговорок, дидактические игры, направляющие детей на совершение добрых и нравственных поступков. Большинство педагогов указывает дополнительную литературу, что говорит об интересе педагогов к данной проблеме и об их желании развивать свою компетентность в вопросах ДНВ. Работа с детьми по формированию основ ДНВ ведется с письменного разрешения родителей, и что приятно - 100% родителей считают это направление значимым в воспитании детей.

СЛАЙД 14. Источниками духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

СЛАЙД 15. СТРАНА. Взрослые должны знакомить детей с историей развития страны, в котором они родились и живут. Поэтому педагоги знакомят детей в доступной форме с адаптированным для их понимания материалом о культуре и традициях нашей страны, наследии предков. Проводятся НОД и готовятся презентации по темам: "Путешествие в Древнюю Русь", "Россия - родина моя!", "В гостях у русской избы", "Выборы президента леса", серия мероприятий на тему "Я помню, я горжусь", посвященных Дню Победы над фашизмом. В августе 2013 года была организована экскурсия в Храм, посвященная 1025-летию крещения Руси. А зимой 2014 года проходила настоящая сочинская Олимпиада!

СЛАЙД 16-17. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД. Расширить кругозор ребенка помогает масштабность и многонациональность нашей страны, причем наши воспитатели осуществляют знакомство не только с народами России, но и народами всего мира, в легкой игровой форме. Они знакомят детей с особенностями мест проживания того или иного народа, особенностями одежды, со сказками и играми людей разных народов.  Вместе с тем прививают детям чувство толерантности, уважения к обычаям и традициям людей не похожих на нас. Нашими педагогами проводятся такие мероприятия как: "Дети России", "Знают дети всей страны, как друг другу мы важны", "День толерантности", "Ты, я, он, она - вместе целая страна", "Праздник дружбы".

СЛАЙД 18-19. МАЛАЯ РОДИНА. Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Воспитатели знакомят детей не только с нашим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются наши памятники. Так же мы знакомим детей с храмами нашего города.

СЛАЙД 20-21. ОБЩЕСТВО. Стоит отметить, что современные дошкольники знают гораздо больше об обществе, нежели дошкольники поколением раньше - картинки в журналах, фильмы и мультики, радиопередачи, музыка. К сожалению, не цензуру показывают уже не только поздно вечером, и ребенок имеет доступ ко всем источникам ненужной информации. Это может иметь непредсказуемые последствия. Поэтому наш коллектив активно включает детей в общественное взаимодействие со школой, мы организуем посещение музеев. Уже 4 года наш коллектив активно взаимодействует с Приходом в честь Богоявления Господня в лице настоятеля Храма иерея Дионисия Куваева. Наших воспитанников пригласили на освящение храма схиархимандритом Илием. Совместно с родителями (и только с их письменного одобрения), мы проводим экскурсии в храм, где Отец Дионисий доступным для детей языком рассказывает о значении храма и веры в Бога в жизни людей, тем самым приобщая детей к основам православной культуры. Так же организуются семейные конкурсы, посвященные православным праздникам, по результатам которых отец Дионисий награждает семьи дипломами и призами.

В 2014 году были организованы экскурсии в Храм, посвященные празднику светлой Пасхи и Рождества Пресвятой Богородицы.

Наши воспитанники и их родители с большим удовольствием принимают участие в мероприятиях оздоровительного характера (Спартакиада 2012г., 2014г. Папа, мама, я – спортивная семья) и в мероприятиях организованных сотрудниками ВДПО, ПЧ 40, ГИБДД. С достижениями нашего коллектива мы неоднократно знакомили общественность через СМИ.

СЛАЙД 22-23. СЕМЬЯ. В дошкольном возрасте у ребенка формируются многие качества, он познает мир и учится говорить, выражать свои мысли и понимать других людей. Главное в эти годы для них - семья. Именно семья помогает закладывать фундамент знаний в своего ребенка. Сила семейного воспитания заключается в его непрерывности, постоянстве. На ребенка оказывают влияние особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Семья для ребенка - основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Поэтому мы всегда организуем совместные мероприятия, посвященные семье и семейным ценностям, досуги и развлечения, гостями которых становятся родители.

В прошлом учебном году нам представилась возможность оказать помощь семье Куваевых в подготовке к участию в областном фестивале-конкурсе "Семья года", где семья стала лауреатом в номинации «Многодетная семья». Примерами таких семей воспитатели закладывают в сознание детей значимость семьи, поддержание добрых традиций, ее сохранение для счастливой семейной жизни.

СЛАЙД 24-25. ПРИРОДА. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Мы организуем мероприятия: "Юные спасатели Земли", "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", "Покрова", "Великая Троица", "Синичкин календарь", "Встречаем птиц".

СЛАЙД 26-27. ТРУД. Несмотря на то, что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Трудовая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, будь то помощь маме или взрослая трудовая деятельность.

СЛАЙД 28-29. НАУКА. 10 ноября весь МИР отмечал день науки! Одна из самых главных характеристик, которая отличает одаренного человека – это любознательность. А любознательность или любовь к познанию начинается с любопытства. Это жажда новых знаний, потребность в  интеллектуальных впечатлениях, которые свойственны каждому нормально развивающемуся ребенку.

Для развития любознательности мы не только проводим образовательные мероприятия с детьми, но и организуем для них предметно-развивающую среду, которая включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);

развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);

развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).

8 февраля наша страна будет праздновать День науки, и конечно же наши ребята будут знакомится с выдающимися русскими ученными. Благодаря которым мы не только умеет читать и писать, но и, если хорошо подготовиться, то отправиться в космос.

СЛАЙД 30-31. ИСКУССТВО. Ни для кого не секрет, что художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее очень конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими наглядно-конкретными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма.

Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам. Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение, поэтому любое образовательное мероприятие яркое и насыщенное.

Педагоги внимательно следят за содержанием материалов в центрах искусства и театрализованной деятельности:

для изобразительной деятельности готовят материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей;

для музыкальной деятельности - фонотеки музыкальных произведений;        для театрализованной деятельности - материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом.

Основой для НОД становиться народное творчество — первооснова, на которой строится приобщение детей к искусству. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием. И уже наши воспитанники выступают перед родителями, но уже в стенах клуба Машиностроительного завода.

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальные темы. Они очень близки нашим детям, понятны их образы живой современности. Поэтому наши ребята с удовольствием перевоплощаются в любых героев и каждый праздник для них большой сюрприз.

СЛАЙД 32. В работе нашего коллектива видны значительные изменения по внедрению основ духовно-нравственного воспитания в работу с детьми. Создан кружок «Гармония» под руководством музыкального руководителя А.В. Куваевой, который дети посещают с письменного разрешения родителей. Принимая участие в деятельности кружка, педагоги стараются повышать психолого-педагогическую компетентность в вопросах внедрения основ духовно-нравственного воспитания, стремятся сохранить духовно-нравственное здоровье личности каждого ребенка, считают необходимым осуществлять внедрение духовно-нравственных основ во все возрастные группы с обязательным привлечением семей воспитанников, так как уже за первый год работы видны значительные изменения в поведении и игровых предпочтениях детей.

Для работы кружка стал традицией показ театрализованных представлений православных праздников, таких как Рождество и Красная Пасха.

СЛАЙД 33. Конечно же при проведении всех мероприятий мы не забываем об основных методах и формах работы с детьми, родителями и педагогами. Они всем Вам хорошо известны и представлены на следующем слайде. Основными  методами ознакомления детей с основами духовно-нравственной культуры являются:

Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом-воспитателем  рассказов;
  • экскурсий, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа иллюстраций к сказкам, моделирования сказок
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр.

СЛАЙД 34. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми и воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

СЛАЙД 35. Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекции для занятий;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

СЛАЙД 36. Формы работы с детьми:

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных мероприятий.
  • Просмотр слайд - фильмов, мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок, мюзиклов духовно - нравственного содержания.
  • Организация совместных семейных досугов.

СЛАЙД 37. Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • совместное посещение Воскресной школы и прогулки к Храмам;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

СЛАЙД 38. Формы работы с педагогами и специалистами ДОУ:

  • консультации;
  • педсоветы, семинары-практикумы;
  • научно-практические конференции;
  • курсы повышения квалификации;
  • встречи с интересными людьми;
  • мастер-классы специалистов;
  • выставки методической, духовной, коррекционной литературы;
  • экскурсии по святым местам, в Храмы;
  • подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
  • анкетирование и тестирование;
  • совместные беседы с учителями начальных классов школы;
  • подготовка и проведение праздников.

СЛАЙД 39-40. Используя в своей работе данные методы и формы мы стремимся прививать каждому ребенку определенные качества, при этом мы ориентируемся на духовно-нравственный портрет ребенка. Таким образом, мы считаем, что выбрали правильное направление работы, о чем и свидетельствует душевный отклик родителей и детей.



 

Комментарии

Алексеева Валентина Анатольевна

Хороший материал. Я тоже изучаю проблемы формирования ценности личности. На данный момент разрабатываю "Программу гражданско-патриотическое воспитание дошкольников "Наш край - Уральский регион". Взяла на вооружение материалы Вашего семинара. СПАСИБО!