Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_praktikume.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»

Выступление на региональном семинаре-практикуме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ» , на базе «детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68.

Тема : Формирование  экологичекой культуры дошкольников».

Подготовила : Миндубаева Л.М.

г.Нижнекамск, октябрь 2015 год

Формирование  экологичекой культуры дошкольников .

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый  дом». Моря и реки, леса и горы… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут птицы и звери, насекомые и рыбы, растения. Все ли в порядке в нашем зеленом доме? В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы от машин, и от этого людям стало трудно дышать… Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы – взрослые должны помочь им в этом.

Становление экологически воспитанной личности возможно при решении следующих задач:

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания ответственности за жизнь живых существ.
  2. Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности  в природе (при этом деятельность должна носить природоохранительный характер; побуждать желание охранять ее, при необходимости восстанавливать).
  3. Воспитание гуманного отношения к природе, эмоциональной отзывчивости. Формирование эстетических чувств.

Целью духовно – нравственного экологического воспитания является:

Заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами  неживой и особенно живой природы.

Развитие любознательности, потребность узнавать новое – одна из задач воспитания. Постановка и постепенное усложнение этой задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на умственное развитие. Поэтому я организовала поисковую деятельность детей, воспитание их познавательных интересов через наблюдение и труд в природе. На протяжении двух лет я являлась руководителем кружка «Маленький эколог».

Разработала план:

  1. В процессе непосредственного активного наблюдения явлений природы, бесед, трудовой деятельности в природе, формировать у детей систему знаний.
  2. Использовать приемы, способствующие мыслительной активности, ведущие ребенка от анализа к общению, от сравнения к классификации.

Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой, «Наш дом природа» Н.А.Рыжовой, «Войди в природу другом» З.Ф.Аксеновой, «Уголок природы в детском саду» М.М.Марковской, «Система работы по экологическому воспитанию» П.Г.Федосеевой, «Формирование элементарных экологических представлений» О.А.Соломенниковой.  Опытная деятельность детей проводилась мной по программеВ.Н. Черняковой «Экологическая работа в ДОУ». Надо отметить, что опыты ребятам очень нравиться наблюдать, а затем и самим проводить. На занятиях основной моей задачей является раскрытие экологических связей, без которых трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Сначала систематизируются знания об объекте природы (строение, особенности, питание, средства защиты), формируется понятие того, что без него природе не обойтись. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо и плохо, крапива – хорошо и плохо. Природные факторы рассматриваются также с двух позиций.  В раскрытии связей природы живой – неживой помогают игры, например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка). Как их объединить? Дети охотно играют в такие игры.  На занятиях из серии «Насекомые и птицы» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашей местности, обсуждаем  - почему они улетают в теплые края. На занятиях из серии «Дикие животные» продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых цепях. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи, использую динамические схемы. На фланелиграфе прикрепляю изображения животных и растений, а между ними стрелки. Со старшими детьми осенью и весной ходили на экскурсию в парк, а также по улицам города, где ребята могли наблюдать изменения, происходящие с деревьями. Закрепляли названия новых деревьев, так как на участке сада не такое разнообразие. Наблюдения обязательно после экскурсии заносились  в календарь природы.  

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Природа – лучшее место для первого знакомства с лирической поэзией. Прогулки в парк знакомят не только с признаками времен года, с растениями, но и красотой природы. Во время таких походов дети идут тихо, медленно, боясь нарушить атмосферу тишины и таинственности. В парке я читала детям стихи Пушкина, Есенина, Тютчева. И они слушали внимательно каждое слово. Находясь вне стен детского сада, дети совсем по иному, чем на занятиях в групповой комнате воспринимают лирические стихи. Они сами оказываются способными без толкования взрослого понять образы, созданные поэтами. Объясняется это тем, что слушая стихи в лесу, в парке ребенок становится не только слушателем, но и созерцателем окружающего.

Знакомство детей с изменениями в неживой природе и растительном мире проходит главным образом непосредственным путем. Но при знакомстве с жизнью животных это не всегда возможно. Поэтому мы пользуемся художественной литературой (Бианки, Чарушин). Эта литература формирует мировоззрение ребенка, обогащает его конкретными биологическими знаниями, показывает многосторонние связи, учит делать выводы, воспитывает любовь к природе, дает зачатки материалистического понимания окружающего.  Во время экскурсий мы с детьми собирали природный материал: шишки, листья, ветки, камни, из которого на занятиях изготавливали различные поделки. Такие знания, полученные на занятиях и в ходе  экскурсий закрепляются в подвижных и дидактических играх: «С какого дерева листок», «К дереву беги», «Знаешь ли ты гриб», «Путешествие по лесу», «Узнай и назови», «Птичье лото», «Собери урожай», «Чей детеныш?» и т.д. Также с ребятами мы создали серию мини – музеев «Домик в деревне», « Насекомые», «Животные жарких стран», «Динозавры».

Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделен не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Вместе со мной, первыми проводниками детей в мир природы были родители, бабушки и дедушки. Взрослые способствовали формированию у детей доброго отношения ко всему в природе. Через взрослых дети лучше входят в ее мир, больше начинают замечать, понимать, любить, беречь. Очень важно, как мы сами относимся к природе, насколько чувствуем, понимаем, любим, знаем ее.

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие успешного нравственно-экологического воспитания. Поэтому и работу по обогащению детей знаниями о природе проводила в тесном контакте с родителями.

На родительском собрании я поставили перед родителями задачи:

  1. Учить ребенка бережно относиться к птицам, насекомым, животным.
  2. Призвать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать ветки деревьев и кустарников.

        3) Учить замечать красоту окружающей природы.

        Для тесного сотрудничества и полного взаимопонимания провела анкетирование родителей. Анализ таких анкет нужен для представления об уровне экологических знаний самих родителей, о том,   что интересно мамам и папам, как они представляют процесс экологического воспитания.

Родители активно принимали участие в выставке «Поделки из природного материала» (по сезонам), «Наш край», «Помоги птицам» ( мастерили кормушки и скворечники, и даже заняли 1 место по детскому саду). Также родители участвовали в субботниках, где облагораживали территорию детского сада, сажали деревья и цветы. В старшей группе провела родительское собрание – КВН на тему «Семья и природа» с участием детей, на котором родители и дети узнали интересные экологические факты, а также установился эмоциональный контакт между участниками.

Из заметок в «Родительском уголке» родители узнавали много интересного из жизни живой и неживой природы. На консультациях рекомендовали вопросы, которые можно разобрать во время прогулок с детьми. Советовала,  какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить. Также советовала, как можно общаться с детьми, особенно в выходные дни. Наши дети городские, они меньше сельских детей соприкасаются с природой. Поэтому рекомендовала родителям во время загородных прогулок или во время поездок в деревню, восполнять эти нехватки общения с природой. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер. Тогда можно быть спокойными за природу и новое поколение.

 Вывод

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, с удовольствием ухаживают за растениями, видя их красоту. Многие дети, я заметила, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.  Знания детей о природе выросли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...

Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"

Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...

МО Выступление тема: " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста" 2015 г.

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.Воспитание начинается в семье. Именно в о...

"Использование элементарной поисковой деятельности в формировании у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ экологической культуры"

Наблюдения и дидактические игры о природе широко используются в экологическом воспитании детей. Этот материал доступен детям, так как соответствует особенностям детского мышления и восприятия (нагляде...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»

Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экологическая культура – э...

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...