Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
материал на тему

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami_po_ekologii.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Вадского муниципального района Нижегородской области

Программа взаимодействия

с семьёй.

Тема:

«Формирование основ экологической культуры

у дошкольников»

Подготовил: воспитатель первой квалификационной категории

                                                       Елена Александровна Глибошина

с.Вад

Пояснительная записка.

«Вопрос о работе с родителями –

                                                                                         это большой и важный вопрос.

                                                                                        Тут надо заботиться об уровне

                                                                               знаний самих родителей,

                                                                     о помощи им в деле

                                                                        самообразования…»

                                                                                                                          Н.К.Крупская

Развитие личности как процесс «социализации индивида» реализуется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения. В каждой фазе данного пути, подчеркивал Л.С.Выготский, складываются опpеделенные сoциальные cитуации развития как своеобразное отнoшение pебенка к oкружающей eго социальной действительнoсти. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и пoлностью те формы и тот путь, cледуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительнoсти как из оснoвногo источника pазвития, тoт путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Сeмья как первая ячейка сoциализации oказывает решающее влияние на pазвитие основных черт развития ребенка, на формирование у нeго нравственно-положительного пoтенциала. Именно в этом институте дети приобретают пеpвый опыт cоциальной жизни, получают уроки нpавственности,  в семье формируется их хaрактер, расширяется кругозор, закладываются важные жизненные позиции.

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в воспитание с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап развития человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, то есть формируются первоосновы экологического мышления сознания , экологической культуры. Именно в этом периоде дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные восторг о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Cогласно мнению И.Д. Зверева экологическое развитие человека – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, который направлен на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих экологическую ответственность личности.

Начинать экологическое развитие надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним .

На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста. Между тем, состояние экологического развития дошкольников характеризуется  весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения  экологического развития старших дошкольников.

Не смотря на высокий развивающий потенциал ДОУ в образовании, следует обратить внимание на то, что идет слабый организационный момент в экологическом развитии дошкольников. Это проявляется в знаниях, умениях дошкольников.

 

Цель программы:

Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей

 по экологическому  образованию  детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повышение педагогической компетентности  родителей в области экологического образования детей дошкольного возраста.
  • Создание условий для совместной досуговой деятельности детей  и родителей в процессе экоголического образования.
  • Укрепление детско-родительских отношений посредством организации совместной деятельности экологической направленности.
  • Использование эффективных методов и технолгий включения родителей в работу по экологическому образованию дошкольников.

Ожидаемые результаты: 

  • Повышение роли родителей в экологическом образовании детей.
  •  Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы. 

Принципы взаимодействия с родителями.

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество.
  • Готовность к экологическим мероприятиям.
  • Динамичность работы.

Формы  взаимодействия с родителями.

В работе с родителями по экологическому развитию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  • Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях, педагогические ширмы.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. 
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.·

Примерный перспективный план сотрудничества

с семьями воспитанников по экологическому образованию детей.

Формы

сотрудничества

Тематика

Задачи

Сроки

Анкетирование

 «Роль экологического образования в воспитании дошкольников»

Изучить и проанализировать опыт семейного экологического воспитания и образования дошкольников.

                                                    Сентябрь

Родительское

собрание

 «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»»

Оказать помощь родителям по вопросам экологического образования и воспитания детей.

Консультация

«Воспитание любви к природе»

Формирование экологического воспитания в семье.

Акция

 «Сохраним планету

чистой»

Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

                                                                   Октябрь

Фотостенд

 «Природа нашего края»

Привлечь родителей к созданию коллажа о родном крае.

Круглый стол

«Проблемы формирования экологической культуры ребенка»

Обсудить с родителми проблему формирования экологической культуры ребенка.

Папка-передвижка

«Как научить ребёнка защищать природу»

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

                                                Ноябрь

Конкурс рисунков

«Осень в родном краю»

Формирование экологической культуры, желание сохранить природу родного края.

Выставка поделок

«Во саду ли, в огороде»

Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы.

Домашнее задание

«Сказки по экологии»

Привлечь родителей к сочинению на экологические темы. Формировать экологическое сознание.

                                                               Декабрь

Природоохранная

акция

«Сохраним

ёлку – красавицу

наших  лесов»

Привлечь внимание

родителей к участию  в

природоохранной

деятельности.

Конкурс

«Птичья столовая»

Привлечь родителей к природоохранной рабо-те - заботе  о зимующих птицах.

День  

открытых дверей

«День экологической

культуры»

Познакомить родителей  с содержанием работы  ДОУ. Повысить  умения

родителей  в  воспитании у детей экологической культуры.

                                                                 Январь

Консультация

«Осторожно, скользко!»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье человека.

Экологическая

газета  на  тему

«Безопасная прогулка»

Познакомить родителей  с  простейшей природоохранной деятельностью с  ребёнком  на прогулке.

КВН

«Знатоки природы»

Закрепить  знания детей

 о  природе  родного  края. Повысить коммуникативность родителей  в  процессе  игр.

                                                      Февраль

Семейный альбом

 «Отдыхаем, не вредя»

Формирование чувства  любви к природе, к его богатству.

Творческая

мастерская

Изготовление д/и «Опасно - неопасно»

Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в природе.

Праздник

«Мы - друзья природы»

Формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.

                                            Март

Викторина

«Что мы знаем о природе?»

Уточнить знания детей и родителей о природе родного края.

Домашнее задание- изготовление

памятки

«Природа в опасности»

Привлекать родителей к природоохранной работе.

Трудовой десант

«Посади дерево»

Воспитывать у родителей желание к совместному труду.

                                                                  Апрель

Папка-передвижка

«Правила поведения в природе»

Формирование ответственности родителей за поведение детей в природе. Помочь родителям разнообразить познавательную деятельность детей в природе, его окружающем мире.

Выставка рисунков

«Весна! Весна! И всё ей радо!»

Привлечение  внимания родителей к детскому творчеству.

Информационный стенд

«Мы – друзья природы»

Расширение представления детей   и родителей об охране природы.

                                                                           Май

Субботник

«Экологический

десант»

Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды.

Родительское

собрание

«Воспитание бережного

и  осознанного отношения  к природе – задача  семьи  

и  детского сада».

Проанализировать

Совместную деятельность детского  сада  и  

семьи  по экологическому образованию  детей.

Обозначить эффективные формы сотрудничества.

Заключение.

Наша работа ориентирована на повышение уровня  экологического развития дошкольников с помощью сотрудничества. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада  внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.)

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

         Опыт работы с родителями по экологическому направлению показал, что позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой.  Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя компетентными   в экологическом воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к экологическим ценностям.

Я пришла к выводу, что необходимо организовывать взаимодействие детского сада  и родителей в экологическом развитии дошкольников.

Литература.

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  2. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4.  Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.
  8.  Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.