Главные вкладки

    Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
    материал на тему

    Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami_po_ekologii.docx42.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Солнышко»

    Вадского муниципального района Нижегородской области

    Программа взаимодействия

    с семьёй.

    Тема:

    «Формирование основ экологической культуры

    у дошкольников»

    Подготовил: воспитатель первой квалификационной категории

                                                           Елена Александровна Глибошина

    с.Вад

    Пояснительная записка.

    «Вопрос о работе с родителями –

                                                                                             это большой и важный вопрос.

                                                                                            Тут надо заботиться об уровне

                                                                                   знаний самих родителей,

                                                                         о помощи им в деле

                                                                            самообразования…»

                                                                                                                              Н.К.Крупская

    Развитие личности как процесс «социализации индивида» реализуется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения. В каждой фазе данного пути, подчеркивал Л.С.Выготский, складываются опpеделенные сoциальные cитуации развития как своеобразное отнoшение pебенка к oкружающей eго социальной действительнoсти. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и пoлностью те формы и тот путь, cледуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительнoсти как из оснoвногo источника pазвития, тoт путь, по которому социальное становится индивидуальным».

    Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Сeмья как первая ячейка сoциализации oказывает решающее влияние на pазвитие основных черт развития ребенка, на формирование у нeго нравственно-положительного пoтенциала. Именно в этом институте дети приобретают пеpвый опыт cоциальной жизни, получают уроки нpавственности,  в семье формируется их хaрактер, расширяется кругозор, закладываются важные жизненные позиции.

    Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в воспитание с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап развития человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям, то есть формируются первоосновы экологического мышления сознания , экологической культуры. Именно в этом периоде дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные восторг о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

    Cогласно мнению И.Д. Зверева экологическое развитие человека – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, который направлен на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих экологическую ответственность личности.

    Начинать экологическое развитие надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним .

    На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста. Между тем, состояние экологического развития дошкольников характеризуется  весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения  экологического развития старших дошкольников.

    Не смотря на высокий развивающий потенциал ДОУ в образовании, следует обратить внимание на то, что идет слабый организационный момент в экологическом развитии дошкольников. Это проявляется в знаниях, умениях дошкольников.

     

    Цель программы:

    Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей

     по экологическому  образованию  детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Повышение педагогической компетентности  родителей в области экологического образования детей дошкольного возраста.
    • Создание условий для совместной досуговой деятельности детей  и родителей в процессе экоголического образования.
    • Укрепление детско-родительских отношений посредством организации совместной деятельности экологической направленности.
    • Использование эффективных методов и технолгий включения родителей в работу по экологическому образованию дошкольников.

    Ожидаемые результаты: 

    • Повышение роли родителей в экологическом образовании детей.
    •  Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
    • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы. 

    Принципы взаимодействия с родителями.

    • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
    • Индивидуальный подход.
    • Сотрудничество.
    • Готовность к экологическим мероприятиям.
    • Динамичность работы.

    Формы  взаимодействия с родителями.

    В работе с родителями по экологическому развитию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

    • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
    • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
    • Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
    • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях, педагогические ширмы.
    • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
    • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. 
    • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.

    Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.·

    Примерный перспективный план сотрудничества

    с семьями воспитанников по экологическому образованию детей.

    Формы

    сотрудничества

    Тематика

    Задачи

    Сроки

    Анкетирование

     «Роль экологического образования в воспитании дошкольников»

    Изучить и проанализировать опыт семейного экологического воспитания и образования дошкольников.

                                                        Сентябрь

    Родительское

    собрание

     «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»»

    Оказать помощь родителям по вопросам экологического образования и воспитания детей.

    Консультация

    «Воспитание любви к природе»

    Формирование экологического воспитания в семье.

    Акция

     «Сохраним планету

    чистой»

    Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

                                                                       Октябрь

    Фотостенд

     «Природа нашего края»

    Привлечь родителей к созданию коллажа о родном крае.

    Круглый стол

    «Проблемы формирования экологической культуры ребенка»

    Обсудить с родителми проблему формирования экологической культуры ребенка.

    Папка-передвижка

    «Как научить ребёнка защищать природу»

    Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

                                                    Ноябрь

    Конкурс рисунков

    «Осень в родном краю»

    Формирование экологической культуры, желание сохранить природу родного края.

    Выставка поделок

    «Во саду ли, в огороде»

    Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы.

    Домашнее задание

    «Сказки по экологии»

    Привлечь родителей к сочинению на экологические темы. Формировать экологическое сознание.

                                                                   Декабрь

    Природоохранная

    акция

    «Сохраним

    ёлку – красавицу

    наших  лесов»

    Привлечь внимание

    родителей к участию  в

    природоохранной

    деятельности.

    Конкурс

    «Птичья столовая»

    Привлечь родителей к природоохранной рабо-те - заботе  о зимующих птицах.

    День  

    открытых дверей

    «День экологической

    культуры»

    Познакомить родителей  с содержанием работы  ДОУ. Повысить  умения

    родителей  в  воспитании у детей экологической культуры.

                                                                     Январь

    Консультация

    «Осторожно, скользко!»

    Формирование первичных ценностных представлений о здоровье человека.

    Экологическая

    газета  на  тему

    «Безопасная прогулка»

    Познакомить родителей  с  простейшей природоохранной деятельностью с  ребёнком  на прогулке.

    КВН

    «Знатоки природы»

    Закрепить  знания детей

     о  природе  родного  края. Повысить коммуникативность родителей  в  процессе  игр.

                                                          Февраль

    Семейный альбом

     «Отдыхаем, не вредя»

    Формирование чувства  любви к природе, к его богатству.

    Творческая

    мастерская

    Изготовление д/и «Опасно - неопасно»

    Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в природе.

    Праздник

    «Мы - друзья природы»

    Формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.

                                                Март

    Викторина

    «Что мы знаем о природе?»

    Уточнить знания детей и родителей о природе родного края.

    Домашнее задание- изготовление

    памятки

    «Природа в опасности»

    Привлекать родителей к природоохранной работе.

    Трудовой десант

    «Посади дерево»

    Воспитывать у родителей желание к совместному труду.

                                                                      Апрель

    Папка-передвижка

    «Правила поведения в природе»

    Формирование ответственности родителей за поведение детей в природе. Помочь родителям разнообразить познавательную деятельность детей в природе, его окружающем мире.

    Выставка рисунков

    «Весна! Весна! И всё ей радо!»

    Привлечение  внимания родителей к детскому творчеству.

    Информационный стенд

    «Мы – друзья природы»

    Расширение представления детей   и родителей об охране природы.

                                                                               Май

    Субботник

    «Экологический

    десант»

    Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды.

    Родительское

    собрание

    «Воспитание бережного

    и  осознанного отношения  к природе – задача  семьи  

    и  детского сада».

    Проанализировать

    Совместную деятельность детского  сада  и  

    семьи  по экологическому образованию  детей.

    Обозначить эффективные формы сотрудничества.

    Заключение.

    Наша работа ориентирована на повышение уровня  экологического развития дошкольников с помощью сотрудничества. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

    Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада  внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.)

    Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

             Опыт работы с родителями по экологическому направлению показал, что позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой.  Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя компетентными   в экологическом воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к экологическим ценностям.

    Я пришла к выводу, что необходимо организовывать взаимодействие детского сада  и родителей в экологическом развитии дошкольников.

    Литература.

    1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
    2. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
    3. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
    4.  Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
    5. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
    6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - N 5. - С. 22-27.
    8.  Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - N 2. - С. 47-49.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

    Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

    Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

    Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

    "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

    Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

    Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ

    Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...

    Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"

    Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...

    Особенности воспитания основ экологической культуры у дошкольников

    В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальн...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»

    Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экологическая культура – э...