Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
    консультация

    Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

    Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons._dlya_vospitateley.docx104.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Болоховский центр образования № 2»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    на тему:

    «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»

    Подготовила: воспитатель Волкова О.В.

    г. Болохово 2019 г.

    Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

    Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

    Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.


    Дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

    Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемыми играми являются экологические игры.

    Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

    Цель: 

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. 

    Задачи:

    1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

    2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.

    3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

    4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

    Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями, получая тем самым знания по разделам «живой» и «неживой» природы (занятия, труд в природе, прогулки, и так далее). Все полученные знания детьми о природном мире, в который входят разделы «живой» и «неживой» природе закрепляются в игровой деятельности, посредством дидактических игр: 

    «Природный мир»,

    « Живая природа»,

    «Неживая природа»,

    «Человек»,

    «Животные»,

    «Объекты и явления».

    «Растения»,

    «Агрегатные состояния».

    Раздел «Живая природа»

    Цель: Формирование у ребёнка представления о человеке как о части природы. Задачи: 1.Формировать у детей представления о том, что животные и растения живут, не изолировано, а в сообществах (лес, луг, водоёмы и так далее); о разнообразии животных и растений на Земле.

    2.Развивать у детей представления о сходстве и различии объектов живой природы (людей, животных, растений), находить общие закономерности построения и развития организмов.

    3.Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека, формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

    4.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

    Раздел «Неживая природа»

    Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия. Задачи:

    1.Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура.

    2.Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.

    3.Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.

    4.Воспитывать бережное отношение к компонентам неживой природы.

    Виды дидактических игр:

    1. Игры-путешествия.

    2. Игры поручения.

    3. Игры-предложения.

    4. Игры-загадки.

    5. Игры-беседы.


    Структура проведения дидактической игры:

    1.Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.

    2.Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

    3.Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

    4.Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

    5.Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения

    Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания:

    1.Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

    2.Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

    3.Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры.

    4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.

    5.Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

    6.Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания

    Помимо этого роль педагога состоит и в том, чтобы в игре :

    - продолжать обучение;

    - развивать творческое воображение и фантазию;

    - расширять представления об окружающей природе;

    - способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.

    Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной учитываю следующие дидактические принципы: :

    доступность, повторяемость, поочередность выполнения заданий.

    Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией:

    • формулировка цели игры.
    • определение количества играющих.
    • подбор дидактических материалов.
    • учёт временного фактора.
    • подведение итогов.

    hello_html_36871d17.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

    Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

    Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

    Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...

    Консультация на тему: «Формирование основ экологической культуры дошкольника».

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85»     Консультация на тему: «Формирование основ ...

    Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"

    Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста».

    Цель: формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природойЗадачиПовысить уровень педагогического мастерства по данной теме.Создать в группе предметно-развивающую среду....

    План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

    ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....