Главные вкладки

    Консультация для воспитателей и родителей "Взаимодействие с родителями по преемственности детского сада и школы"
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    консультация для воспитателей и родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл консультация для воспитателей34.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    15.04.2014 г.                                                Воспитатель Ефимова Е.А.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ.

    Работа с родителями

    Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

    Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса.

    Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

    В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности о родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

    Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные , задачи:

    1. Повышение педагогической культуры родителей.
    2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
    3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

    Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:

    - в рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду;

    - в рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;

    В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.

    Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом МДОУ.

    По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

    Воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома”, “Выучите вместе с детьми”.

    В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом, психологом, инструктором по физкультуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.

    Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

    С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей” в апреле. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

    Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

    Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний подарок” и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

    Стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники с родителями: “Мама и я - спортивная семья”, “Папа и я - спортивная семья”, дружеские встречи между родителями разных.

    С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные».

    Цели работы с родителями:

    1. Дать родителю «почувствовать себя человеком».
    2. Повышение у родителей чувство собственной компетентности.
    3. Преодоление состояния кризиса у родителей.
    4. Интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую - родителями особого ребенка.

    Приемами взаимодействия с родителями являются:

    1. *Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

    1. Индивидуальный подход.

    Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    1. Сотрудничество, а не наставничество.

    Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    1. Готовимся серьезно.

    Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    1. Динамичность.

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    Взаимодействие с родителями по преемственности детского сада и школы.

    Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

    Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

    Цели преемственности:

    - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

    - обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

    - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

    - увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения,  вызвать желание учиться в школе.

            

    Задачи:

    -Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

    -Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

    -Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

    Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

    В ФГОС  результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

    Дошкольное образование

    Начальное образование

    1

    Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

    Предметные результаты

    (знания, умения, навыки).

    2

    Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

    Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др

    3

    Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

    Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

    Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

             Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

    Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта  обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

    •        замену учебного блока на образовательные области

    •        увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

    •        изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

    •        изменение объема и содержания образовательной деятельности.

    Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

    Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

        Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

    Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности)который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

    Портрет выпускника

    Выпускник ДОУ

    Выпускник начальной школы

    Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.

     Любознательный, активный

     Эмоционально отзывчивый

     Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

     Способный управлять своим поведением,  планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения

     Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе

     Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

     Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту

     Овладевший необходимыми умениями и навыками

    Выполняющий  правила поведения здорового и безопасного образа жизни

    Любознательный, активно познающий мир

    Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

    Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

    Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

    Любящий свой народ, свой край, свою Родину

    Владеющий основами  умения  учиться, способный к организации собственной деятельности

    Метапредметные результаты

    Предметные результаты

    Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

    •        ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

    •        ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру,  положительноотносится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

    •        ребёнок обладает развитым воображением, фантазией,    творчеством и т.д.

    •        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

    •        ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.

    •        ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

    Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной  оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

       

    Формы осуществления преемственности:

    1. Работа с детьми:
    1. экскурсии в школу;
    2. посещение школьного музея;
    3. знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
    4. участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
    5. выставки рисунков и поделок;
    6. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
    7. совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
    8. участие в театрализованной деятельности;
    9. посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
    1. Работа с педагогами:
    1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
    2. семинары, мастер- классы;
    3. круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
    4. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
    5. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
    6. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
    7. педагогические и психологические наблюдения.
    1. Работа с родителями:
    1. совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
    2. круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
    3. консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
    4. дни открытых дверей;
    5. анкетирование, тестирование родителей;
    6. образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
    7. визуальные средства общения;
    8. заседания родительских клубов

    Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

    По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

    Ожидаемые результаты

    1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
    2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
    3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
    4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
    5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе
    6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

    «Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

    Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

    обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

    Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

    Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

    Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада ДОУ»

    Какие формы с родителями можно использовать в условиях детского сада....

    Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

    Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...

    Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"

    Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...