Консультация для воспитателей "Технология интегрированного занятия в ДОУ"
консультация (средняя группа) на тему

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Технология  интегрированного занятия в ДОУ»

06.04.2010 г.                                                        Воспитатель Ефимова Е.А.

Общая характеристика занятий

            В 70-е гг. встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.

            Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

• форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);

• за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

            Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

            В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий.

            Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

            Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

            Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

            Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

            Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Наиболее эффективные методы и приемы

(интегрированное занятие)

• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных занятий

• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.

• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материала.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

 

Основная особенность интегрированного занятия

          К основной особенности интегрированного занятии относится синтез:

• содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

• предметов образовательного цикла между собой;

• деятельности двух и более педагогов и др.

Характеристика интегрированного занятия

• Является одним из направлений межпредметной интеграции.

• Имеет среднюю степень интеграции.

• Структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм.  

• Форма имеет смешанную структуру.

• Предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.

                      Педагогические возможности интегрированного занятия

            • Формирование в единстве знаний и умений.

            • Коммуникативность умений.

            • Повышение интереса к учению.

            • Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированных занятий:

            • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

            • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

            • углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;

            • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

            • эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрированного занятия:

            • все занятии е подчинено авторскому замыслу;

            • занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;

            • этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;

            • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

            • цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

            Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как научно – деловое построение, в котором важны:

            • комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;

            • соотношение изученного и изучаемого;

            • соединение отдельных зачетов в один общий.

           

Трудности проведения интегрированного занятия

            • Сложность отбора учебного материала.

            • Подробное структурирование занятия.

            • Проблема личной совместимости педагогов.

            • Общий подход к оценке знаний и умений детей.

            • Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

            Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной. однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

(рекомендации К.Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание. интеграция которого наиболее важна.

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

Продумать развивающие задачи.

Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).

Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

       Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий

Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.

При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.

Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.

На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ "КОМПЛЕКСНЫЕ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ -СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОГАЕТ ПОЛНЕЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ КОНСУЛЬТАЦИИ...

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Консультация для воспитателей "Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников"

Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержа...