Театрализованная досуговая деятельность на раннеи возрасте
статья (младшая группа) на тему

История создания театра. Виды театров. Органирзация театрализованной деятельности на раннеи возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_dosugovoy_deyat.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                           Семинар – практикум по теме: 

                      Культурно – досуговая деятельность.

                             1. Виды театров.

 

                                                                                                 Составила: ст.в. Григорьева И.А.

                                                                             

                                                                   

План.

1 Досуговая деятельность; её место в программе.

2 Виды досугов

3  История возникновения театра кукол.

  1. Виды театров

5 Мастер - класс «Зайка из платочка».

  1. Кукольный театр в детском саду.
  2. Мастер – класс «Кукла – перевертыш»

                                                           Саров

                                                             2013

                                                                         Мир театра - есть тропинка  

                                                                         к внутреннем чувствам ребенка, к его душе.

                                                                                                                      Л.С. Выгодский

1 Досуговая деятельность; её место в программе.

Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Культурно – досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а так же самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. В организации досуговой деятельности принимают участие: воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители, а иногда и другие работники ДОУ.

Каковы задачи досуговой деятельности?

  • Создание эмоционально – положительного климата
  • Создание чувства комфорта, защищенности
  • Посильное участие детей
  • Умение следить за действием игрушек, адекватно реагировать на них
  • Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев.
  1. Виды досугов

Отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

(перечислить самим воспитателям)

Тематические, спортивные, театрализованные, инсценирование песен, забавы, рассказы с музыкальными иллюстрациями.

Культурно – досуговая деятельность в раннем возрасте удовлетворяет важнейшие потребности ребенка.

 -Какие?

потребность в самоутверждении; потребность в новых впечатлениях.

Рассмотрим один из видов досуговой деятельности: кукольный театр. Театрализованная деятельность как процесс развития творческих, речевых и социально – личностных новообразований ребенка –  процесуален.   Важнейшими компонентами этого процесса являются репетиции, процесс душевного сопереживания, воплощения, а не только конечный результат. В процессе работы над образом, наблюдения за ним, сопереживания ему и происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный и эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Так же необходимо обратить внимание на то, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребенка. То, о чем ребенок не расскажет даже маме, он по секрету расскажет любимому мишке. Стеснительный малыш не будет знакомиться с чужим дядей или тетей, но с удовольствием протянет ладошку Петрушке, Буратино, коту Матроскину, прочитает им стихотворение, назовет свое имя.

 3    История возникновения театра кукол.

Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком уж очевиден пример – управляющий и управляемый. Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра кукол – чудо оживления мертвого предмета на глазах зрителя. Истоки кукольного театра – это фигуры богов. Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с Египтом. (16 в.д.н.э.) Женщины с песнями божественного содержания ходили из деревни в деревню с небольшими статуэтками 30-40 см вышиной, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. Впереди шел флейтист.

В древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались – автоматами. Они приходили в движение только в самые торжественные моменты религиозного действия. Сохранились записи  об удивительных событиях происходивших в храмах. Так Тит Ливий (римский историк), описывая чудеса происходящие в Риме во время празднеств в 578 году, упоминает о пиршестве, устроенном на общественной площади в честь богов, возлежащих на пурпурных ложах, перед накрытыми столами: «Земля содрогнулась: посреди форума, где стояли ложи, боги, покоившиеся на них, отвернули головы, отказываясь от пищи».

В Греции же появился новый вид театра «Вертеп». Это ящик с прорезями, в них вставлялись стержни для кукол в два этажа. На нижнем этаже жили люди, а на верхнем – боги. Игрались спектакли божественного содержания. А уже от этих вертепов и пошли маленькие переносные  бродячие театры, а так же знаменитые шарманки.

Начиная с 13 в. театр кукол   стал подвергаться гонениям. Свирепствовала инквизиция. Кукольников обвиняли в том, что: «…они заставляют своих кукол говорить, двигаться…раз они двигаются то они могут быть только дьяволами». Кукольников сжигали на кострах. Но куклы оставались. А если сжигались куклы, то сохранялась память о них, оставалась традиция. У каждого народа есть свои умельцы, которые снова и снова делали кукол и играли с ними. Куклы переходили от поколенья к поколенью.  Театр кукол выжил и оказался бессмертным. Его бессмертие держалось не только на любви зрителей, но и тем, что кукольники успели придумать таких героев, которые стали как поговорки – всенародно нарицательными, их знали все.

Вопросы:

Назовите Русскую куклу – героя. (Петрушка)

Назовите еще всенародно известных кукол. (Полишинель, Панч, Пульчинелла, Гиньоль).

 В Леоне Гиньолю поставлен памятник.

Еще в древности политические деятели понимали и оценивали могучую силу театра, как политического оружия. То, что не могли сделать политики и солдаты, легко удавалось народным любимцам. «Над кем смеются – тот не страшен» – вот девиз этих «театральных героев». Куклы высмеивали непопулярных политических деятелей, чиновников, стражей закона. Известны и курьезные случаи:

Интересный случай произошел  во Франции. В 1649 г кардинал Мазарини получил письмо от Полишинеля: «Я не могу без хвастовства сказать, что я был всегда понятнее народу и ко мне лучше относились, чем к вам, потому что я много раз своими ушами слышал: «пойдем смотреть Полишинеля», и никто никогда не сказал: «пойдем смотреть Мазарини»…

А вот политическая частушка в революционной России, исполняемая балаганным Петрушкой: «Пароход идет, волны кольцами будем рыбу кормить добровольцами».

Известны случаи, когда в оккупированной немцами Франции  на площадях продолжались кукольные представления, во время которых Гиньоль на глазах у немецких офицеров передавал зашифрованные сообщения для  макки (партизан).

Таким образом, театр играл свою роль не только в художественной, эстетической и развлекательной сфере, но и в политической жизни стран.

4 Виды театров

Касперле - театр

От ручной куклы Касперле в Германии; во Франции – Гиньоль; Англии - Панч; Италии – Пульчинелла;  в России – Петрушка. Этот вид театра был самым распространенным. Его куклы играли не только веселые уличные представления – миниатюры, но и пьесы Шекспира, Байрона. У нас такие куклы называют «би – ба – бо»

Марионетки

 В переводе « Маленькая Мария» участвовали в религиозных шествиях. Это кукла на ниточках. Современный театр марионеток необыкновенно сложен. Есть куклы для управления которых, требуется 36 ниток. В нашей стране театров марионеток очень мало.

Тростевые куклы 

Это так называемый традиционный театр. Родились на острове Ява. Есть во многих странах мира. Например, в Таиланде он называется «Бамбуковым». Куклой управляют из –за ширмы с помощью длинных тонких палок – тростей.

Теневые

Теневой театр возник на основе поклонения душам предков в Индонезии. Изготовлялись черные фигурки, в которые якобы вселялись души умерших, их задабривали благовониями и угощением. Движением этих кукол сначала занимался глава дома, а затем шаман.

Ростовые

Ростовые куклы редко используются в театральных постановках. Это куклы в рост человека. Чаще всего – это куклы для рекламы для привлечения клиентов. Так, в Карловых Варах в Чехии, у одного из ресторанов сидит бравый солдат Швейк. Он приглашает прохожих посидеть в холодке ресторана и выпить пива. Ну, кто же откажет национальному герою!?

Ростовые куклы участвуют в карнавальных шествиях, а так же ростовые куклы незаменимые помощники аниматоров.

Эстрадные

К эстрадным театрам относятся маленькие игровые миниатюры с завершенным сюжетом. Примером эстрадного театра служит «Колыбельная» Образцова. А так же знаменитая Венера Михайловна (автор Марта Цифринович). В городе Кемерово есть Эстрадный театр кукол. Все спектакли состоят из эстрадных номеров, связанных единым сюжетом.

Театр картинок

Включает в себя плоскостные изображения различных животных и дополнительный материал для обыгрывания литературных произведений.: картинки на палочках, на  

 фланели, на магнитах.

Театр предметов ( Франция)

Артисты берут в свои руки зонтики, вешалки, кастрюли, бумагу. И на сцене бумажный лист  скручивается, съеживается, одевает шляпу и начинает оживать.

Какие из этих театров можно использовать в детском саду? Почему?

1 год жизни: пальчиковый, перчаточный, рукавичек, резиновой игрушки.

3 год жизни: фланелеграф, театр картинок, кружек, театр народной игрушки.

По каким критериям идет отбор видов театра?

Как подбирается репертуар?

Что такое этюды? Какие произведения берутся для них?

Обратите внимание, что классификация подбора кукольных театров похожа на классификацию игрушек для сюжетной игры: сначала сюжетно – образные, затем реалистичные, затем условные.

  1. Мастер класс «Зайка из платочка» (см. приложение №1)

Этюд для обыгрывания:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка

Ты его поймай – ка. (Дети хлопают в ладоши и пугают зайку)

6 Кукольный театр в детском саду.

Знакомство детей с кукольным театром начинаться  с младших групп. Воспитатели показывают малышам небольшие спектакли, используя различные виды театров. С большим вниманием следят дети за оживающей сказкой. К концу года дети первой младшей группы, накопив определенный опыт, пытаться самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять.

Занимаясь с детьми, главной целью является развитие творческих способностей, средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше начать, тем больших результатов можно достигнуть. Выдающийся русский психолог Л.С. Выгодский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».  Используя в своей работе с детьми театрализованные игры, перед воспитателями стоит цель – сделать жизни воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. Следует так же обратить внимание на то, что один из важных компонентов развития печи – общение так же формируется в театрализованной деятельности. Умение выразительно, образно говорить, использовать в своей речи мимику, грамотное построение рассказа – все это способствует позитивному сближению ребенка с окружающими его людьми.

Этюд на выражение эмоций:

Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь? (Плечи приподняты, руки разведены в стороны)

Я боюсь уснуть сестрица,

Кот усатый мне присниться! (Ребенок изображает испуг, съеживается)

Какие еще вы знаете этюды на выражение эмоций?

При каких условиях гарантирован  успех кукольного спектакля  ?

О пользе для воспитания и развития детей кукольного театра можно говорить очень много. О психологическом аспекте театра мы поговорим на следующей встрече.

Литература.

1 Н.И. Смирнова «И оживают куклы»

2 Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

3 Д/в №1,2 –1990  «Куклы для кукольного театра»

4 Д/в №11-2007 –84 театрализованные игры

5 Д/в  №6-2006 Планирование игр

6 Д/в № 1-2008-91 Театр картинок

Культурно – досуговая деятельность.

2. Виды досугов.

План

  • Задачи досуговой деятельности.
  • Виды досугов
  • Сценарии досугов. Построение.
  • Планирование досугов
  • Практическая работа
  • Индивидуальная работа на досуге

1 Задачи досуговой деятельности.

Какая цель обновленной программы?

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в социальном обществе.

Какие задачи ставятся программой?

…Создание комфортных условий для пребывания ребенка в детском саду.

Задачи культурно – досуговой деятельности.

В соответствии с новой программой задачи культурно – досуговой деятельности обозначены следующим образом: Содействовать созданию эмоционально – положительного климата в группе в детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках…

  1. Виды досугов

Классификация досугов?

Речевые, спортивные, музыкальные, театрализованные, тематические

 Выступление Шатровой Ю.В. о спортивных досугах

Какие формы досугов вы знаете ?

 Игры, забавы, просмотр мультфильмов, диафильмов, развлечения, инсценирование песен стихов, праздники, театры…Поговорим о некоторых  из них в отдельности.

Игры.

Как правило, это подвижные сюжетные, хороводные игры. В основе такого досуга может быть и литературное произведение: например, А. Барто «Кто как кричит?», или музыкальная игра: например, «Ой, что за народ!». Хорошим элементом досуга может быть игра «Карусель». На саму игру накладывается сюжетная линия. Она может быть такая: дети едут на паровозике на карусель, по дороге играют в игры, отгадывают загадки, поют песни.

Какие еще игры могут быть в основе досуга?

Забавы.

Забавы включают в себя различные элементы игр с игрушками, звучащими, двигающимися, или без них. Забавы – кратковременны.  Могут быть развлечения по темам занятий: экологические, с красками и карандашами; аттракционы, например: карусель.

Просмотры (с использованием технических средств)

Технические  современные средства для досугов преимущественно используются в группах старшего возраста. Однако и на группах раннего возраста это так же возможно. К техническим средствам относятся: телевизор, музыкальный центр, компьютер, диопроэктор, проигрыватель. Подбор произведений для досугов проводиться по своим критериям.

Каким?

3   Сценарии досугов

По какому принципу строятся сценарии развлечений?

В нем последовательно излагается все, что должно происходить, т.е. раскрывается тема, приводятся переходы от одной части действия к другой, предусматриваются методы повышения активности участников, а так же учитывается оформление помещения, где происходит действие.

Работу над сценарием обычно следует начинать с определения его темы и идеи. Сюжетная линия сценария должна последовательно раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать ход сценария должна последовательно раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать художественный материал сценария, чтобы он развивался от события к событию. Этому будет способствовать продумывание композиции сценария, т. е. организация действия, и соответствующее расположение материала. В сценарии нужен ввод в действие, короткий рассказ о событиях, явлениях, лежащих в его основе. Затем выстраивается действие, развитие которого подчиняется следующим законам:

1 Каждый предыдущий эпизод должен быть связан по смыслу с последующим.

2 Заданное действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым.

  1. Каждый эпизод закончен и логичен.
  2. Действие приводит к кульминации, завершению в котором решаются поставленные задачи.

Заключительная часть – это активность всех участников.

Пример сценария досуга с белочкой (предлагается придумать всем воспитателям. Начать с определения темы, формулировке задач и т.д.)

1 задача – положительные эмоции

2 задача – речевая

2 задача – экологическая

2 задача – двигательная

2 задача - сенсорная

3 Задача – нравственная, воспитывающая

4 Планирование досугов

Программа под редакцией Комаровой, Васильевой, Гербовой не дает четких рекомендаций на этот счет. Тем не менее, учитывая то, что досуг проводится, как 3 –е занятие можно предложить следующее:

Проводить досуг раз в две недели, заменяя одно занятие, или опуская его на 1 –ую половину дня, или проводя его до полдника.

Проводить досуг 1 раз в неделю (занятие проводиться одной подгруппой до полдника)

При планировании чередовать формы и темы досугов:

  1. Практическая работа:

Примерный годовой план досугов с учетом лексических тем.

Виды

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Музыкальный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Речевой

2

2

2

2

1

Физкультурный

4

1

4

Театральный

1

3

4

Изобразительный

1

Сенсорный

3

4

Экологический

2

2

2

Математический

3

1

Формы:

Игра – 1; Забавы –2; Инсценировка –3; технические средства –4 и т.д.

6. Индивидуальная работа на досугах

Как через досуговую деятельность решать и предотвращать конфликты?

Помощь в адаптации средствами досуговой деятельности.

Раскрепощение и активизация стеснительных детей средствами досуговой д –ти.

Литература.

1 «Развлечения в детском саду» пособие для музыкального руководителя. Москва 1975г.

2 Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» 2010г.

3Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» 2010г.

4 М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое Перспективное Планирование Первая младшая группа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация театрализованной деятельности в раннем возрасте».

В данной статье представлен опыт работы по организации театрализованной деятельности в группе раннего возраста....

сообщение по теме:"Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста "

Организация театрализованной деятельности в группе детей раннего возраста...

Консультация для воспитателей: «Использование театрализованных игр и постановок в музыкально – досуговой деятельности детей дошкольного возраста».

Данный методический материал поможет воспитателям понять, для чего детям необходимы театрализованные игры, как правильно их подобрать, как работать над инсценировкой....

Досуговая деятельность на раннем возрасте

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. В данном документе определены основные направления р...

Конспект музыкально-театрализованной досуговой деятельности «Спешим творить добро» для детей подготовительной к школе группы.

Подробный конспект музыкально-театрализованного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, составленный в рамках Года  добровольца и волонтера в России. Данное мероприятие можно использ...