Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: «Использование театрализованных игр и постановок в музыкально – досуговой деятельности детей дошкольного возраста».
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Флегонтова Ольга Валерьевна

    Данный методический материал поможет воспитателям понять, для чего детям необходимы театрализованные игры, как правильно их подобрать, как работать над инсценировкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

    «Использование театрализованных игр и постановок в музыкально – досуговой деятельности детей дошкольного возраста».

    Подготовила:  музыкальный руководитель

    высшей квалификационной категории  

    Флегонтова Ольга Валерьевна

    Развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.

    Веселые игры, пляски, зрелищные мероприятия, аттракционы доставляют большое удовольствие детям, они чувствуют себя участниками общего торжественного события.  Выразительное исполнение песен, драматизаций, танцев дает возможность каждому ребенку передать свое отношение к  развлечению через художественные образы музыкальных произведений.

    Развлечения проводятся для одной или нескольких возрастных групп одновременно. К развлечениям первого типа можно отнести все виды театров: теневой, кукольный, настольный, театр игрушек, исполнение сценок для различных видов театра, инсценировки сказок, небольших рассказов, тематические концерты, составленные из музыкальных и литературных произведений, просмотр диафильмов, телевизионных передач. Впечатления, которые при этом возникают, должны быть восприняты эстетически. Это и художественный уровень исполнения репертуара, и выразительная речь воспитателя как ведущего и детей, владение навыками вождения кукол, силуэтов в кукольном и теневом театре.

    Привлекая детей к театрализованной деятельности, мы решаем  ряд важных задач:   гармоническое  развитие  природных способностей  детей  средствами всех искусств, приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы, обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности.

    Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр  сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.

    Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения,  раскрепощения мышц. Нам легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.

    В представлениях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

      Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов.

          Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

         Театрализованные игры включают в себя игры – драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

    Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

     Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость.

      Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.

     Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

    Но многие темы, сюжеты, предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто.

    Рассмотрим, какие воспитательные задачи носят  развлечения в каждой возрастной группе.

    В первой младшей группе внимание детей еще очень неустойчивое, малыши отвлекаются, поэтому, выдвигается задача — приучить слушать песни, музыку , выступления до конца. Продуманное содержание развлечений, красочное оформление, умелое переключение внимания помогают детям преодолеть трудности восприятия. Возбуждая интерес и активность ребят несложными вопросами, относящимися к сюжету, воспитатель учит их понимать действия персонажей зрелища.

    Продолжая развивать умение сосредотачиваться у детей второй младшей группы, воспитатель привлекает их внимание к сюжетной линии инсценировки, к последовательному восприятию содержания песни. На развлечениях необходимо вызвать большую активность детей, продумать моменты, когда малыши могут самостоятельно подавать реплики по ходу действия.

    В средней группе работа над восприятием углубляется. Воспитатель старается выявить у детей определенное отношение к тем или иным героям зрелища. Дети могут участвовать в инсценировках, спектаклях, играх-аттракционах.  Можем включать детей в более серьезную подготовку к развлечению: поручить подбор игрушек для спектакля, обновление костюмов для кукол.  В ходе выступления решаются задачи, относящиеся к умению общаться с другими участниками, правильно ориентироваться в сюжетном развитии действия.

    В старшей подготовительной группе  нам как педагогам предоставляется возможность широко разнообразить деятельность детей в развлечениях, углублять работу над выразительностью исполнения. Ребята уже обладают более устойчивыми навыками, способны передать художественный образ тоньше, в развитии. Уровень их исполнения иногда может вызвать подлинно эстетическое переживание.

    Таким образом, данная форма развлечений, а именно, театрализованные игры и постановки, позволяют включить дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей. Наша задача  — помочь ребенку найти и закрепить наиболее удачные интонации, обратить его внимание на музыку, чтобы движения, характеризующие образ, соответствовали ей. Добиться это можно игровым методом, используя образное сравнение, картинку, выразительную мелодию.

    Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Досуговая деятельность детей дошкольного возраста, как условие эффективного социально – личностного развития»

    «Досуговая деятельность детей дошкольного возраста, как условие эффективного социально – личностного развития»...

    Выпускная работа На тему: «Досуговая деятельность детей дошкольного возраста,как условие эффективного социально –коммуникативного развития».

    Особенности организации досуга детей дошкольного возрастаОрганизация досуга в дошкольном учреждении: формы и методы и их анализ....

    Организация культурно – досуговой деятельности детей дошкольного возраста

    Культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокуль...

    Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

    Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

    Выпускная работа на тему:"Досуговая деятельность детей дошкольного возраста,как условие эффективного развития в рамках реализации ФГОС ДО"

    Особую важность сегодня  приобретает поиск путей преодоления сложившийся ситуации в культурно-досуговой,психологической и эмоциональной сферах детской жизни.Жизнь ребенка протекает в мире и...

    Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

    Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения....