Консультация для воспитателей "Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста"
методическая разработка

В данной консультации рассказывается о важности правильно организованного досуга, и о последствиях которые могут быть если упустить данную деятельность. Раскрываются принципы досуговой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_sayt.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «…дети и молодые люди, оставляя учебные занятия, решительно не знают, что с собой делать и мало-помалу привыкают убивать время. Эта привычка, приобретенная еще в юности, находит потом себе обильную пищу в обществе». Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то у него «портится голова, сердце и нравственность».

Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию человечества является одной из важнейших задач педагогики. Решающая роль в формировании культуры детей дошкольного возраста принадлежит дисциплинам художественно-эстетического цикла. Изучение различных видов искусства позволяет формировать в сознании ребенка полихудожественный и поликультурный образ мира, способствует координации знаний, навыков и направлено на культурное становление личности.

Границы освоения дошкольниками разнообразных видов художественной деятельности расширяются благодаря тому, что область приобщения детей к одному из ее видов, помимо образовательного процесса дошкольного учреждения, распространяется и на досуговую деятельность, которая приобретает все большую субъективную деятельность в силу широких возможностей для самореализации человека, для удовлетворения его многообразных потребностей и интересов. Досуг строится на особым образом организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Культурно-досуговая деятельность выступает средством разностороннего развития личности. Она обладает огромным потенциалом воздействия на эстетическое, нравственное, познавательное, физическое развитие ребенка-дошкольника, является важнейшим средством его социализации.

 

По мнению М.Б. Зацепиной, досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Эта деятельность продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься ею. По тому, как человек проводит свой досуг, можно сказать, какое у него было воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы.

В работах А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной, Т.С.Комаровой досуг дошкольников рассматривается как сложное социальное явление, включающее творчество, отдых, развлечение. Досуг может включать разнообразные продуктивные виды деятельности (изобразительную, познавательно-практическую, двигательную, конструирование, ручной труд, игровую и т.д.), которые являются эффективным средством развития творческого потенциала ребенка.

 

Сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободном для выбора роде занятий и степени активности в пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Досуг детей отличается сложностью и противоречивостью. Дети не всегда имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, кроме того, они не всегда готовы к выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности, охотно перенимают у взрослых модели проведения свободного времени, которые далеко не всегда содействуют их физическому и психическому развитию.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, именно с ее помощь дети познают окружающий мир (значение и роль игры в досуговой деятельности будут рассмотрены в отдельной главе).

Развитие и рост детского организма происходит в движении. Это требует обязательного включения в детские программы подвижных, спортивно-соревновательных форм досуга.

Кроме того, надо учитывать, что психофизиологические процессы у детей очень неустойчивы, как большие физические, так и большие интеллектуальные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, что требует обязательной смены деятельности.

Для детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста ведущим институтом социализации является семья. Именно в этом возрасте высока значимость семейного досуга, традиции которого будут легче восприниматься позже в подростковом и юношеском возрасте, а потом полноценно перенесутся в собственную семью. Роль родителей в организации досуга ребенка примерно до двенадцатилетнего возраста является основополагающей.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей:

1. Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

3. Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания детей при обеспечении их досуга.

4. Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Семья, дошкольное учреждение, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

5. Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Реализация принципов организации детской культурно-досуговой деятельности на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

Досуг для детей – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Следовательно, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения Одна из важных задач детского досуга - помочь им в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии: от тривиального «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. Наметив для себя профессиональный путь, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.

Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель, например, самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Реализация данных функций обеспечивает целостное развитие личности ребенка.

Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома"

Повышение педагогической культуры родителей.Консультировать по вопросам организации художественно-творческой деятельности в домашних условиях, расширять представления о разнообразии изобразител...

Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...

Консультация для родителей "Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»

Консультация для родителей на тему«Организация самостоятельной изобразительной деятельностидетей дошкольного возраста дома»Цель: познакомить родителей с организацией самостоятельной и...

Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»

Дорогие родители, все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы далеки от произведений искусства, редко практически применимы...

Консультация для родителей "Организация речевого развития у детей дошкольного возраста через образовательную деятельность"

Данный материал предназначен для расширения педагогической компетенции родителей по речевому развитию детей. Речь дана природой от рождения , а мы, взрослые, прикладываем немало усилий, чтобы она была...

Консультация для родителей по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по организации  самостоятельной  музыкальной  деятельности  детей дошкольного возраста...