«Одаренные дети - потребность общества»
методическая разработка на тему

Атяшева Вера Дмитриевна

Атяшева Вера Дмитриевна Старший воспитатель СП детский сад "Ромашка" ГБОУ СОШ(ОЦ) с.Челно-Вершины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Одаренные дети - потребность общества»

                    Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Одним из сложных вопросов в оценке и понимании одаренности дошкольника является выделение в ней возрастных и индивидуальных свойств. Важно понять, какие признаки дарования относятся к особенностям дошкольного возраста и со временем утратят свое значение или исчезнут.

Актуальность. Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения.

Цель работы в данном направлении: Максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника ДОУ.

Задачи шаги к достижению цели, это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели.

- образовательные (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится);

- развивающие (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие);

- воспитательные (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

Выявление способностей у дошкольников  два подхода:

- определение уровня интеллектуального развития

- комплексное обследование.

                  В ДОУ  ведется работа по созданию   условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей  в различных видах деятельности. Педагогами ДОУ разрабатываются и внедряются в практику творческие и исследовательские педагогические проекты, в которые вовлечены  воспитанники и их родители.  Вся работа четко вписывается в режимные моменты и отслеживается педагогами, педагогом-психологом, старшим воспитателем. Педагоги, специалисты   непрерывно организуют совместную  работу с  родителями на пристраивание ситуации успеха для ребенка в разрезе его определённой одарённости.

             В 2013-2014 учебном году была организация по выявлению у детей одаренности    в старшей и подготовительной к школе группы. Из общего количества 38 детей было выявлено 30 детей с разными способностями.

Из них  5 детей  13%  с творческо-интеллектуальными способностями.

С целью развития интеллектуальных способностей педагоги, по рекомендации педагога-психолога,  еженедельно проводились занятия, где предлагали детям различные виды интеллектуальных игр: головоломки, кроссворды, шахматы, ЛЕГО и главное требование к таким играм - определенная степень их сложности. Ежегодно проводится детский Всероссийский познавательный конкурс – игра «Мудрый совенок II» в котором принимают участие наши дети, родители и педагоги. В 2013-2014 году дети получили Диплом II степени, Окружной конкурс «Юные исследователи окружающей среды» Грамота I место. Эти конкурсы  дают возможность детям приобрести первый опыт интеллектуальных и творческих способностей.

            9 детей 24% выявили,  с физическими способностями они посещают, кружок «Мы отважные ребята». Хороший результат дети показывают на  Спартакиаде  «Здоровое поколение» среди  дошкольных  образовательных учреждений Челно-Вершинского района Диплом I место. Такие соревнования, помогает  объединяться   детям по интересам, найти себе подобных и приобрести новых друзей.

6 детей 16% с художественными способностями

Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.  Дети с художественными способностями   принимали участие в  Всероссийским конкурсе творческих работ  «Живи  ярко» получили Диплом лауреата  I степени, Всероссийский конкурс «Уши, ноги и хвосты» Диплом 2,3-й степени, конкурс детского творчества «Моя Родина» Диплом I степени.

10 детей  26% с музыкальными способностями

 Дети с музыкальными способностями  также  принимали участие в конкурсе   патриотической песни «Щит России» Грамота II место, Муниципальный фестиваль «Куда уходит детство» Грамота II место.

Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом.  За дверями детского сада  огромный     мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе  активно  использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, её природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные тематические занятия. В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: образовательная деятельность, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной  Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Прощай букварь», где наши воспитанники рассказывают  стихотворения. Работники детской центральной библиотеки проводят для детей тематические выставки, знакомят  с новинками детской литературы,  проводят  конкурсы, посвященные юбилею писателей. Педагоги детской музыкальной школы приглашают воспитателей и детей детского сада в музыкальную гостиную, где знакомят детей с классической музыкой, композиторами и музыкальными инструментами. Дети имеют возможность поучаствовать в театральной деятельности  вместе с  воспитанниками музыкальной школы и в конкурсе «Золотой соловей».   Наше время - это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Эти компоненты нам необходимо формировать и развивать у детей дошкольного возраста, что повышает уровень одаренности. Организуя развивающую предметно-пространственную  среду,  педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно- пространственная игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься своим делом. В центре художественного творчества воспитанники  рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Центр науки является  местом для саморазвития детей. В этом центре размещен материал для экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими веществами, сосуды для проведения опытов. Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов (многие инструменты  сделаны руками педагогов и родителей). Центр краеведения содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Физкультурно-оздоровительный центр способствует развитию двигательной активности детей. Центр «Познайка»- это удобное рабочее место, где дети играют в дидактические и настольные игры. Для конструктивной деятельности в группах создан строительный центр. Он содержит строительный материал, который хранится на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, схем, фотографии, рисунки, модели транспорта. Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует  формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче.  Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.  Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.          

Дополнительное образование организовано для  56 воспитанников: средняя группа 16 детей, старшая  группа 15 детей, подготовительная к школе группа 15 детей, подготовительная к школе группа 10 детей.

Педагогами разработаны и успешно внедряются программы дополнительного образования:

- Кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» для детей

 6-7лет. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

-Кружок нетрадиционной технике рисования с детьми   4-5 лет  «Веселые пальчики».

- Кружок   «Пластилиновое чудо» для детей 5-6 лет.

  Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.  

-Кружок «Мы отважные ребята»

-Кружок игра на музыкальных инструментах «Звоночки»

                Прогнозируемые результаты

   Хороший результат и эффективность работы с детьми  - это показатель поступления наших выпускников из 21 ребенка  15 детей 71%  поступили  в разные секции (музыкальная, эстетическая, спортивная, экологическая).  

Дети: повысился рост личностных достижений каждого воспитанника

Педагоги:  повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми, систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах

Родители: высокая активность участия в мероприятиях ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренные дети - потребность общества»

Воспитатель Тухтаманова Лариса Федоровна...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...