ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
статья

Григорян Ольга Васильевна

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов деятельности. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avakyan_grigoryan_statya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

С.Н. Авакян,

О.В. Григорян

МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка», р.п. Полтавка

В настоящее время работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. В России реализуется президентская программа «Одаренные дети», для ее выполнения большой группой авторитетных ученых была разработана «Рабочая концепция одаренности», которая вобрала в себя все лучшие передовые достижения современной отечественной и зарубежной психологии. Основная идея этой программы — выделение двух основных компонентов определения одаренности: инструментального (интеллект, креативность, способности и другие) и мотивационного («могу» и «хочу») [1,с.12-28].

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способность к какой-либо деятельности находится на стадии развития. Поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы не угасли способности, которые по мере взросления, созревания позволят говорить об уникальных возможностях ребенка, его одаренности. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых, это дает право говорить о «возрастной одаренности».

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов деятельности. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности [2,с.22-28].

В связи с актуальностью данного вопроса в нашем детском саду было принято решение о разработке и реализации проекта «Одаренные дети».

Цель проекта – создание условий для оптимального развития детей, имеющих творческие, художественные способности, интеллектуальный потенциал и  предпосылки к спортивным достижениям.

Для достижения цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:

1.Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Создать условия для развития одаренности детей старшего дошкольного возраста в детском саду:

- развивающая предметно-пространственная среда,

- кружковая работа разносторонней направленности,

- взаимодействие с социальными партнерами,

- участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.

5. Разработать кейс с методическими и практическими материалами для родителей: «Одаренность ребенка-дошкольника».

Целью подготовительного этапа реализации проекта стало создание организационно-педагогических условий, разработка системы выявления одаренности воспитанников детского сада; идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников. А также определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса.

Работа по реализации проекта началась с анкетирования воспитателей, родителей для определения уровня способностей ребенка, выявления предпосылок одаренности. По результатам анкетирования с детьми, которые являются успешными в освоении программы, проявляют высокий уровень развития, проводился ряд тестов для диагностики интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Заполнялась «Карта одаренного ребенка», где определялась сфера склонности (область одаренности) ребенка [3,с.8-15]. Составлялись индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Координировалась деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

На практическом этапе осуществлялась деятельности по реализации проекта:

  • составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения для каждой категории одаренности;
  • разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Проводились индивидуальные и групповые кружковые занятия различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану). Были организованы различные мероприятия, формирующие развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

Каждый педагог, участник проекта, разрабатывал план мероприятий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В течение срока реализации проекта педагоги проводили кружковую, индивидуальную, подгрупповую работу.

На третьем, рефлексивно-оценочном этапе, были подведены итоги реализации проекта, а также мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.

Мониторинг проводился с помощью педагогической диагностики – оценки индивидуального развития.

Результаты реализации проекта:

1. Создан банк данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Составлены индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

3. Созданы условия для развития одаренности детей старшего дошкольного возраста в детском саду:

- развивающая предметно-пространственная среда, способствующая участию детей в интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности;

- организована кружковая работа разносторонней направленности,

- выстроено взаимодействие с социальными партнерами (договора о сотрудничестве),

- увеличена доля участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.

4. Разработан кейс с методическими и практическими материалами для родителей: «Одаренность ребенка-дошкольника», повышена компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения одаренных детей, в развивающем процессе.

Практическая        значимость реализации проекта состоит в том, что материалы и результаты работы могут применяться в практике дошкольных образовательных учреждений.

Список использованной литературы:

  1. Ильницкая И.А. "Рабочая концепция одаренности" – фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности детей и подростков / И. А. Ильницкая// Одаренный ребенок. - 2011. - № 3. - С. 12-28.
  2. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28.
  3. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Родительское собрание в группе детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Цели: познакомить родителей с задачами на учебный год.Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный...


 

Комментарии