РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Воспитатель: Манасеева Нина Васильевна

Санкт-Петербург

2018

Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, пришла к выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Исходя из выше изложенного, определила цель своей работы: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность.

И ряд задач:

  • Обогащать активный словарь детей, совершенствовать навык грамматически правильной, диалогической и монологической речи.
  • Способствовать формированию выразительности речи воспитанников, эмоционального восприятия, эмпатии в процессе театрализованной деятельности.
  • Создавать условия для развития воображения, самостоятельной творческой деятельности детей.

.

Для достижения цели определила последовательность действий:

  • Изучение научно-методической литературы по теме.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
  • Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности
  • Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства
  • В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, была приобретена литература по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста. Имеется уголок ряженья, уголок театрализации, где есть атрибуты для игр, ширма, настольный театр, пальчиковый театр, театр кукол, театр теней и др. Оборудована зона для обыгрывания сюжетно-ролевых игр, составлены картотеки театрализованных игр, скороговорок и чистоговорок, игр - драматизаций.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью.

Работая над данной темой, изучила методическую литературу следующих авторов: Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии», Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет», Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику», Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-7лет», Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».

Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

  • возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
  • доступность содержания деятельности;
  • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • постепенное усложнение;
  • цикличность.

Свою работу веду совместно с музыкальным руководителем дошкольного учреждения. Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

Всё это привлекло внимание детей. Они с интересом шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали сказки, играли с фигурками из театра.

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Пальчики в лесу») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая детям овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

В играх-драматизациях с детьми старшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В. Васнецова, Е. Рачаевой, В. Лебедевой проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

С детьми при прочтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное.

Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.

Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.

Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.

Итогом нашей работы происходит показ сказки на праздниках.

Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость.

Чтобы помочь робкому и застенчивому ребенку раскрепоститься, назначаю его на главные роли. Ребенок может почувствовать себя наиболее значимым, проявить творческие способности.

В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. При этом одним из важнейших условий развития творческой активности детей является созданная в группе развивающая предметно –пространственная среда.

Для осуществления сотрудничества, сотворчества с родителями

помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме.

Работая над данной темой, убедилась, что театрализованная деятельность способствует развитию речи детей дошкольного возраста. У воспитанников формируется любознательность, воображение, самостоятельная творческая деятельность.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого, воспитанники проявляют позитивные качества характера, такие как взаимопомощь, умение сопереживать, умение работать в коллективе, целеустремленность; с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Таким образом театрализованная деятельность не заменимый помощник в развитии речи детей и их творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Алгоритм работы с детьми 5-6 лет для их успешной адаптации к детскому саду...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...