Сценарий тренинга "Характеристики оптимального педагогического общения по материалам ФГОС"
план-конспект занятия на тему

Портянников Евгений Николаевич

Тренинг построен так, чтобы педагоги участвующие в нем задумались о том, какие требования предъявляет современный образовательных стандарт к общению с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_pedobshchenie_po_fgos.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Методический  кабинет

МБДОУ детский сад №49

Примерный конспект развивающего занятия

 

«В поисках Снегурочки»

 для детей старшего дошкольного возраста

педагог-психолог

 Портянников Е.Н.

2014г.

г.Новочеркасск

Конспект занятия на тему: «Характеристики оптимального педагогического общения по материалам ФГОС».

Цель:

Обеспечить понимание и усвоение требований, предъявляемых ФГОС к общению педагогов с детьми.

Задачи:

Познакомить педагогов с требованиями к общению педагогов с детьми, предъявляемыми ФГОС.

Обеспечить понимание педагогов, при помощи каких способов можно применить требования ФГОС в конкретной педагогической практике.

Материалы:

Распечатки ФГОС п.3.2.1 и п.3.2.5 (по количеству участников), листы формат А1 (2 шт.), маркеры.

Ход занятия.

Введение в тренинг.

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники тренинга. Наше сегодняшнее занятие посвящено оптимальным характеристикам педагогического общения с точки зрения ФГОС.  Как вы думаете, чем отличается именно педагогическое общение от всех других форм общения, в которые мы включаемся в течение дня? Педагоги называют свои варианты ответа.

Ведущий: Итак, педагогическое общение это, прежде всего, целенаправленное общение. Его цель развитие и воспитание ребенка. Значит, если я делаю по отношению к ребенку что-то и четко знаю для себя зачем, что я хочу развить или воспитать, то это педагогическое общение. А если я не отдаю себе отчета в том, с какой целью я это делаю, то это уже не педагогическое общение. ФГОС освещает самые различные аспекты образовательной деятельности в ДОО. В частности там есть характеристики оптимального, качественного общения педагога с детьми. Освоению стандартов педагогического общения посвящено сегодняшнее наше занятие.

Разминка. Броуновское движение.

Ведущий: А сейчас мы сделаем разминку, чтобы прийти в рабочую форму. Она называется «Броуновское движение». Сейчас вы встанете и будете свободно перемешаться по залу, как будто атомы газа. По моей команде вы должны объединиться в группы (молекулы) с тем числом членов (атомов), которое я скажу. Например, команда: «молекулы по трое». Это значит, что вы объединяетесь в группу по три человека. Потом по команде «атомы» вы рассоединяетесь и продолжаете свободное хаотическое движение до команды молекулы.

Задание 1.

Ведущий: Теперь встаньте в круг. Сейчас вы разделитесь на две команды. Каждой команде я дам разные отрывки из ФГОС пункта 3 «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Вам нужно будет: Во-первых, из этих отрывков выбрать только те моменты, которые прямо описывают оптимальные характеристики общения педагога и детей. Например, пункт как 3.2.1.8 «поддержка родителей и законных представителей в воспитании детей» к сегодняшней теме не относится и его анализировать не нужно.  Во-вторых, нужно из фраз ФГОС выделить саму суть, сформулировать ее лаконично. Например, суть фразы «создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим  различные возможности здоровья» будет звучать как «поддержка доброжелательных отношений между детьми». В-третьих, из отрывка нужно выделить как можно больше разных характеристик оптимального педагогического общения. Например, в подпункте 3.2.1.1 «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях», на мой взгляд, содержится две характеристики педобщения: 1.уважение к детям, 2.поддержка положительной самооценки и уверенности в себе. Каждый пункт мы формулируем как ответ на вопрос: «Какие условия нужно создать?» Т.е. характеристики будут звучать как существительные (уважение, поддержка, обеспечение и т.д). Есть ли вопросы? Сейчас рассчитайтесь на 1-ый и 2-ой. Вторые номера берут стулья и садятся в этой части помещения, а первые номера в той. Первой команде ведущий дает распечатки п.3.2.1 ФГОС, а второй п.3.2.5 ФГОС. Команды выбирают из них характеристики оптимального педагогического общения. Затем команды представляют полученные списки. В итоге составляется общий список. Ведущий для себя отмечает, какие характеристики остались невыделенными (не воспринимаются педагогами как существенные).

Задание 2.

  Ведущий: Теперь нужно конкретизировать полученные характеристики. Т.е. написать, что конкретно должен сделать педагог, чтобы ребенок почувствовал уважение к нему. Т.е. нужно описать конкретные наблюдаемые действия педагога, позволяющие реализовать эти характеристики. Первая команда получает характеристики от х до у, а вторая от у до z. Команды конкретизируют  характеристики оптимального педагогического общения. Затем команды представляют полученные списки. Ведущий для себя отмечает, конкретизация каких характеристик вызвала затруднения, а каких нет. Это сигнал, на отработку каких умений сделать акцент на дальнейших занятиях. После ведущий раздает свою версию конкретизации характеристик оптимального педобщения.    

Заключительное обсуждение.

Ведущий: Что полезного было для вас на сегодняшнем тренинге?

Приложение 1.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Приложение 2.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Приложение 3.

Конкретизация характеристик оптимального педагогического общения (см. ФГОС п3.2.1; п.3.2.5).

Уважение к ребенку. Как педагог может взаимодействовать с ребенком,  чтобы ребенок почувствовал уважение к себе?

  • Обращение по имени и глядя в глаза.
  • Обращение доброжелательно (приветливые, ласковые слова, тон, взгляд, прикосновения; улыбка).
  • Отказ от использования словесных оскорблений (обзывательств, уничижительных прозвищ).
  • Признание права ребенка на любые желания и чувства, осуждать и запрещать только действия ребенка (которые неприемлемы в данной ситуации), предлагать взамен запрещенного социальноприемлимый способ удовлетворения желаний и выражения чувств ребенка.
  • Внимательно выслушивать ребенка, не перебивать.
  • Быть внимательным к желаниям, эмоциям и мнению ребенка. Спрашивать его о том, что он чувствует и чего хочет.
  • В случае конфликта интересов педагога и ребенка договариваться.

Поддержка положительной самооценки и уверенности в своих силах. Как педагог может взаимодействовать с ребенком,  чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах и стал более положительно оценивать себя?

  • Безусловное принятие личности ребенка: говорить и показывать, что любые чувства и желания ребенка приемлемы, критиковать только действия и результаты, но не личность (желания и чувства) ребенка.
  • Выражать положительное отношение к ребенку чаще, чем отрицательное (минимум в 2 раза).
  • Обеспечивать ситуацию успеха (подбирая задания адекватные возможностям ребенка, предлагая необходимый минимум помощи).
  • Быть внимательным к достижениям ребенка.
  • Давая оценку результатам делать акцент на том, что у ребенка получилось.
  • Указывать на то, что не получилось в конструктивной форме: в следующий раз ты можешь сделать это лучше.
  • Если ребенок неуверен в своих силах, подбадривать его: я в тебя верю, у тебя обязательно получиться.
  • Работа над повышением авторитета непопулярных в группе детей.

Поддержка инициативы и самостоятельности. Как педагог может взаимодействовать с ребенком,  чтобы поддержать инициативу и самостоятельность ребенка?

  • Поддержка любых инициатив детей = Постоянная готовность поучаствовать в игре (поддержка спонтанной игры), которую предложил (придумал) ребенок, ответить на вопрос, поддержать предложение.
  • Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Не оставлять без помощи, когда ребенку трудно.
  • В каждой ситуации взаимодействия предоставлять ребенку варианты выбора.
  • Создавать проблемные ситуации, требующие от ребенка самостоятельного принятия решений и самостоятельных выводов.
  • Создавать условия (выделять время, предоставлять разнообразную предметную среду), в которых ребенок может самостоятельно выбрать, чем заниматься.
  • Поддерживать (а не подавлять) открытое выражение чувств и мыслей.

Учет индивидуальности и интересов каждого ребенка. Как педагог может взаимодействовать с ребенком,  чтобы учесть индивидуальность и интересы ребенка?

  • При разработке занятий и организации режимных моментов, заранее учитывать особенности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, физические и т.д.) каждого ребенка, предугадывать его возможные реакции. Организовать жизнедеятельность каждого ребенка в саду так, чтобы ему было комфортно.
  • Сделать участие в образовательной деятельности привлекательным, интересным для ребенка, задействовав разнообразные виды мотивации (игровую, познавательную, соревновательную и т.д.) характерные для данного возраста и соответствующие индивидуальным предпочтениям ребенка.

Поддержка доброжелательного отношения детей друг к другу и развитие умения работать в группе. Как педагог может взаимодействовать с детьми,  чтобы поддержать доброжелательное отношение детей друг к другу и научить их работать в команде?

  • Одинаково доброжелательное отношение ко всем детям, отказ от создания «любимчиков» и «козлов отпущения».
  • Демонстрация личного примера уважительного отношения к людям.
  • Демонстрация личного примера внимательного отношения к эмоциям и настроению окружающих людей.
  • Обучение пониманию эмоций и настроений другого человека.
  • Обучение разрешению конфликтов.
  • Обучение совместной деятельности, умению действовать слаженно, синхронно.
  • Обучение различным формам общения в группе.
  • Создание ситуаций, в которых дети почувствуют себя членами единой команды.
  • Работа над повышением авторитета непопулярных в группе детей.
  • Создание групповых традиций выражения доброжелательного отношения детей друг к другу: празднование дней рождения, подарки своими руками, конвертики любви, утешения огорченного и т.д.
  • Отказ от методов обучения и воспитания, провоцирующих враждебное отношение детей друг к другу.
  • Ограничение враждебного и разрушительного поведения ребенка по отношению к сверстникам, людям вообще, животным, рукотворным предметам.
  • Введение допустимых санкций за враждебное и разрушительное поведение.

Защита от любых форм физического и психического насилия. Как педагог может взаимодействовать с ребенком,  чтобы исключить насилие к ребенку со своей стороны?

  • Отказ от всех форм физического и психологического насилия по отношению к ребенку. К физическому насилию относятся: причинение физического вреда и насильственное лишение свободы (связывание, запирание и т.п.); к психологическому насилию относятся: громкий крик на ребёнка, грубое и оскорбительное обращение, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы, уничтожение личных вещей ребёнка, игнорирование. Т.е. все, что может испугать, обидеть или унизить ребенка.
  • Реагировать на ситуацию нарушения правил алгоритмом ненасильственного установления ограничений.
  • В случае необходимости санкций пользоваться естественными последствиями, логическими последствиями, и в крайнем случае таким наказанием, как лишение    чего-то приятного для ребенка.

Обучение разрешению конфликтов. Как педагог может взаимодействовать с детьми,  чтобы они научились разрешать конфликты?

  • Присвоить приоритет разрешению конфликтов: прекращение любой деятельности в момент возникновения конфликтов, концентрация внимания педагога и всей группы на процессе разрешения конфликта.
  • Обучение разрешению конфликтов при помощи разбора конкретной ситуации конфликта возникающего здесь и сейчас.
  • Разбор конфликтных ситуаций представленных на картинках, в литературе, фильмах и т.д.
  • Проведение специальных занятий по обучению разрешению конфликтов: создание педагогом управляемых конфликтных ситуаций и обучение разрешению конфликтов на их примере.
  • Обучение различным способам справедливого распределения ограниченных ресурсов: установление очередности при помощи жребия, обмена, распределения ролей и т.п.
  • Обучение различным способам и ритуалам примирения.
  • Создание групповых традиций разрешения конфликтов.

Создание зоны ближайшего развития. Как педагог может взаимодействовать с ребенком,  чтобы создать для него зону ближайшего развития?

  • Делать вместе с детьми в основном то, что у них получается на данный момент с помощью взрослого, но в ближайшем будущем они смогут перенести это в самостоятельную деятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация собственного стиля педагогического общения как условие реализации ФГОС ДО

Презентация  по теме  «Опыт оптимизации собственного стиля педагогического общения как условие реализации ФГОС ДО»Слайд 1.Оптимизация собственного стиля педагогического общения как усло...

Презентация "Теоретические основы педагогического общения" по материалам лекции

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.Толкование родственных слов с корнем – общ- следующее:Общий...

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...

Создание оптимальных педагогических условий для развития и воспитания компетентного гражданина России

в статье излагается обобщение опыта по данной теме. Приведены формы, методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших дошкольников....

Семинар – практикум «Формирование навыков педагогического общения по ФГОС»

Представленный материал будет полезен для работы с педагогическим составом дошкольной образовательной организации. В практической части размещены  игры и упражнения для групповой и индивидуа...

ЭФФЕКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ (с учетом требований ФГОС ДО)

       В ФГОС ДО  выдвинуты требования к условиям реализации основной образовательной программы. Среди них есть требования к психолого-педагогическим условиям – п...

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения...