Главные вкладки

    Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Худаева Булгун Дорджиевна

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.

     

    Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.

    Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.

    Во все времена семья была и остается основой формирования морали.   Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.

             Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.

             Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:

    ·        присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.

    ·        изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.

    ·        мастерить повозку, колеса.

    ·        шить из кожи предметы домашней утвари.

    ·        выполнять кузнечные работы.

    ·        охотится заниматься рыболовством.

    В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.

             «В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.

             Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.

             В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:

    ·        Не ругаться, не завидовать

    ·        Не пить, не курить

    ·        Заботится о слабых, больных людях

    ·        Быть аккуратным, содержать себя в чистоте

    ·        Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой

    И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.

             Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т.д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.

             Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:

    ·        светла и чиста душой и телом

    ·        в делах мастерицей

    ·        любящей и заботливой матерью

    ·        аккуратной и чистоплотной хозяйкой

    ·        опорой мужу и верной женой

    ·        уважительной к родне мужа

    ·        почтительной к старшим

    ·        доброжелательной ко всем окружающим.

     

    Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они

    помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.

             Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:

    ·        учила уходу за животными, сушить кизяк

    ·        стирать шерсть, прясть, вязать

    ·        шить и вышивать

    ·        выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь

    ·        изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму

    ·        готовить национальные блюда

    ·        в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды

    ·        танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора

    Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего:

    ·        отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.

    ·        нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.

    ·        осмотрительной и осторожной.

    Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:

             « Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,

                Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.           

     

        

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ

                                                                        Хальмг келня багш

                                                            Худаева Б.Д.

    Элст 2013ж.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.

    Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.

    Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.

    Во все времена семья была и остается основой формирования морали.   Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.

            Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.

            Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:

    • присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.
    • изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.
    • мастерить повозку, колеса.
    • шить из кожи предметы домашней утвари.
    • выполнять кузнечные работы.
    • охотится заниматься рыболовством.

    В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.

            «В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.

            Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.

            В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:

    • Не ругаться, не завидовать
    • Не пить, не курить
    • Заботится о слабых, больных людях
    • Быть аккуратным, содержать себя в чистоте
    • Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой

    И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.

            Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т.д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.

            Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:

    • светла и чиста душой и телом
    • в делах мастерицей
    • любящей и заботливой матерью
    • аккуратной и чистоплотной хозяйкой
    • опорой мужу и верной женой
    • уважительной к родне мужа
    • почтительной к старшим
    • доброжелательной ко всем окружающим.

    Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они

    помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.

            Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:

    • учила уходу за животными, сушить кизяк
    • стирать шерсть, прясть, вязать
    • шить и вышивать
    • выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь
    • изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму
    • готовить национальные блюда
    • в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды
    • танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора

    Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего:

    • отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.
    • нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.
    • осмотрительной и осторожной.

    Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:

            « Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,

               Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.            

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.

    В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одн...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

    Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

    Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.»

    На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обу...

    «Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

    Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

    "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"

    quot;Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"...

    Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.

    На ранних стадиях развития человеческого общества и уход за детьми было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их....