Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков.
консультация (подготовительная группа) на тему

Худаева Булгун Дорджиевна

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.

 

Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.

Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.

Во все времена семья была и остается основой формирования морали.   Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.

         Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.

         Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:

·        присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.

·        изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.

·        мастерить повозку, колеса.

·        шить из кожи предметы домашней утвари.

·        выполнять кузнечные работы.

·        охотится заниматься рыболовством.

В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.

         «В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.

         Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.

         В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:

·        Не ругаться, не завидовать

·        Не пить, не курить

·        Заботится о слабых, больных людях

·        Быть аккуратным, содержать себя в чистоте

·        Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой

И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.

         Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т.д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.

         Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:

·        светла и чиста душой и телом

·        в делах мастерицей

·        любящей и заботливой матерью

·        аккуратной и чистоплотной хозяйкой

·        опорой мужу и верной женой

·        уважительной к родне мужа

·        почтительной к старшим

·        доброжелательной ко всем окружающим.

 

Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они

помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.

         Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:

·        учила уходу за животными, сушить кизяк

·        стирать шерсть, прясть, вязать

·        шить и вышивать

·        выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь

·        изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму

·        готовить национальные блюда

·        в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды

·        танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора

Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего:

·        отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.

·        нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.

·        осмотрительной и осторожной.

Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:

         « Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,

            Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.           

 

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ

                                                                    Хальмг келня багш

                                                        Худаева Б.Д.

Элст 2013ж.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.

Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.

Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.

Во все времена семья была и остается основой формирования морали.   Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.

        Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.

        Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:

  • присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.
  • изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.
  • мастерить повозку, колеса.
  • шить из кожи предметы домашней утвари.
  • выполнять кузнечные работы.
  • охотится заниматься рыболовством.

В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.

        «В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.

        Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.

        В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:

  • Не ругаться, не завидовать
  • Не пить, не курить
  • Заботится о слабых, больных людях
  • Быть аккуратным, содержать себя в чистоте
  • Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой

И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.

        Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т.д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.

        Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:

  • светла и чиста душой и телом
  • в делах мастерицей
  • любящей и заботливой матерью
  • аккуратной и чистоплотной хозяйкой
  • опорой мужу и верной женой
  • уважительной к родне мужа
  • почтительной к старшим
  • доброжелательной ко всем окружающим.

Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они

помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.

        Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:

  • учила уходу за животными, сушить кизяк
  • стирать шерсть, прясть, вязать
  • шить и вышивать
  • выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь
  • изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму
  • готовить национальные блюда
  • в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды
  • танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора

Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего:

  • отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.
  • нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.
  • осмотрительной и осторожной.

Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:

        « Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,

           Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.            

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.

В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одн...

Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.»

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обу...

"Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"

quot;Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"...

Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.

На ранних стадиях развития человеческого общества и уход за детьми было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их....

Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, иг...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...