Главные вкладки

    Тематическое занятие, посвящённое 70-тилетию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Лабина Елена Вячеславовна

    Задачи: 
    - формировать патриотические чувства у детей; 
    - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; 
    - развивать речь, мышление детей; 
    - воспитывать уважение к воинам-освободителям.


    Предварительная работа: 
    - беседа о Родине; 
    - заучивание стихов; 
    - рассматривание книг о войне, иллюстраций, фотографий; 
    - оформление выставки книг, посвященной Великой Отечественной Войне; 

    Используемое оборудование: 

    Мульти – медиан проектор, ноутбук, кусочек черного  хлеба(125г.), презентация.

     

     

    Ведущий:

    Сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 70 лет прошло с тех пор. Это очень важная и памятная дата для нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.

    Это было давно, но нельзя забывать о самой страшной странице жизни   нашего народа. Важно помнить о подвиге людей, которые пережили блокаду, которые выстояли, которые выжили, и которые погибли, защищая наш город.

    Приглушенно бьют звуки метронома

    1 ребёнок:

    -Опять война, опять блокада…

    А, может, нам о них забыть?

    Я слышу иногда: «Не надо,

    Не надо раны бередит».

    Ведь это правда, что устали

    Мы от рассказов о войне

    И о блокаде прочитали

    Стихов достаточно вполне».

    И может показаться: правы

    И убедительны слова.

    Но даже если это правда,

    Такая правда - не права!

    Чтоб снова на земной планете

    Не повторилось той зимы,

    Нам нужно, чтобы наши дети

    Об этом помнили, как мы!

    2 ребенок:

    -Нам от тебя не оторваться

    Одною небывалою борьбой,

    Одной неповторимою судьбой,

    Мы все отмечены. Мы – Ленинградцы

    Нам от тебя теперь не оторваться:

    Куда бы нас не повела война-

    Твоею жизнью душа полна

    И мы везде и всюду – Ленинградцы.

    Исполняется песня «Мы Ленинграда дети»

    Ведущий:

    У фашистов к  городу Ленинграду было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть его с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники.

    Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900… Это было - 2,5 года.

     

    Прорвались все-таки.

    Бомбят.

    Горят Бадаевские склады.

    В огне пожаров Ленинград.

    Пришел он —

    Первый день блокады.

    Все ближе полчища врага,

    Гудят воздушные тревоги.

    Сегодня утром пала Мга —

    И все отрезаны дороги.

    В кольце,

    В осаде Ленинград.

    Не умолкает канонада.

    Опять летят.

    Опять бомбят.

    Пылает

    Первый день блокады.

    Их будет много — девятьсот,

    Но город наш, со смертью споря,

    Все одолеет, все снесет:

    Обстрелы, холод, голод, горе.

    С тех пор прошли уже года.

    Исчезли с улиц баррикады.

    Но день тот с нами навсегда —

    Жестокий Первый день блокады!

     

    (Дети  рассматривают слайды с фотографиями и обсуждают их)

     

    Ребёнок 1:

    Блокада! Блокада! Блокада!

    Погасли огни Ленинграда.

    В снегу от разрывов воронки

    Чернеют, как стаи вороньи.

     

    Блокада. Блокада. Блокада.

    У Нарвских ворот баррикада.

    На фронт уходящие танки.

    И с гробиком детские санки.

    Ребенок 2:

    Блокада. Блокада. Блокада.

    И голод, и ноги, как вата.

    И смерть каждый день на пороге.

    А в школе сегодня уроки.

     

    Уроки с тетрадкой и мелом,

    Уроки под страшным обстрелом.

    Уроки, как вызов блокаде.

    И выстрел… и кровь на тетради.

     

     

    8 сентября 41 года враг разбомбил Бадаевские склады. Сгорело все.

    На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

    С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. - рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. - рабочим, 150 гр. - остальным. Через неделю: 250 гр. - рабочим, 125 - остальным (самая низкая норма).

    Самый голодный 35-дневный период блокады продолжался до 25 декабря, когда прошло первое повышение: 350 г – рабочим, 200 г – всем остальным.

     

    (Воспитатель показывает кусочек черного хлеба весом в 125г., дети рассматривают кусочек хлеба и обмениваются собственными мнениями и  впечатлениями)

     

    С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40¦С.   Замёрзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

               Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

     

    Исполняется песня «Вечер на рейде»

     

    Ребенок 1:

    -Февраль, какая длинная зима,

    Как время медленно крадется!..

    В ночи ни люди, ни дома

    Не знают, кто из них проснется.

    И поутру, когда ветра

    Метелью застилают небо,

     

    Ребенок 2:

    Опять короче, чем вчера,

    Людская очередь за хлебом.

    В нас голод убивает страх.

    Но он же убивает силы…

    На Пискаревских пустырях

    Все шире братские могилы

    Ведущий:

    -Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жены и дети.

    -В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.

    Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

    Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длиной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1мл. 376 тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни.

     

    (Дети  смотрят видеоролик «Дети блокадного Ленинграда»)

     

    Ведущий:

    Много испытаний обрушилось на ленинградцев. Но страшнее всего было смотреть на истощённых детей.

    "Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те, кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе."

     

             (Дети  слушают, задают уточняющие вопросы, запоминают информацию, участвуют в беседе.

     

     

    Ребенок 1:

    Без воды, без тепла, без света

    День похож на чёрную ночь.

    Может, в мире силы нету,

    Чтобы всё это превозмочь

    Дети, плача хлеба просили,

    Нет страшнее пытки такой.

    Ленинграда ворот не открыли

    И не вышли к стене городской

     Ребенок 2:

    О, ночное воющее небо,

    Дрожь земли, обвал невдалеке,

    Бедный ленинградский ломтик хлеба-

    Он почти не весит на руке…

    Для того чтоб жить в кольце блокады,

    Ежедневно смертный слушать свист,-

    Сколько нам, соседка, силы надо,

    Сколько ненависти и любви

    Композиция «Ленинград. Прорыв. Блокада»

    Ведущий:

    Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

    И высятся пустые этажи,

    Но мы умеем жить, хотим и будем,

    Мы отстояли это право — жить.

    Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

    И этот город тем непобедим,

    Что мы за чечевичную похлебку

    Достоинство свое не продадим.

    Есть передышка — мы передохнем,

    Нет передышки — снова будем драться

    За город, пожираемый огнем,

    За милый мир, за все, что было в нем.

    За милый мир, за все, что будет в нем,

    За город наш; испытанный огнем,

    За право называться ленинградцем!

     

    Стой, как стоял, ваш город величавый,

    Над свежею и светлою Невой,

    Как символ мужества, как воплощенье славы,

    Как разума и воли торжество!

     

    27 января 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады.

     

    Ведущий:

    За залпом залп, гремит салют.

    Ракеты в воздухе горячем

    Цветами пёстрыми цветут.

    А ленинградцы тихо плачут.

    Ни успокаивать пока,

    Не утешать людей не надо.

    Их радость слишком велика –

    Гремит салют над Ленинградом

    Он встал, как страж на сумрачном заливе,

    Вонзая шпили в огненный рассвет.

    Есть города богаче и счастливей,

    Есть и спокойней, но прекрасней – нет!

     

    Исполняется Гимн Великому городу.

     

    (Дети выражают свои эмоции, делятся своими впечатлениями о прослушанном).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tematicheskoe_zanyatie_70_let_pobedy.docx25.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 35

    Тематическое занятие, посвящённое 70-ти летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

    для детей старшего дошкольного возраста

                                                                            Выполнил

                                                                            воспитатель   МБДОУ №35

                                                                            Лабина Елена Вячеславовна

                                     

    город  Нижний Новгород

    2015г.

    Задачи: 
    - формировать патриотические чувства у детей; 
    - уточнить, расширить и обобщить знания детей о ВОВ; 
    - развивать речь, мышление детей; 
    - воспитывать уважение к воинам-освободителям.


    Предварительная работа: 
    - беседа о Родине; 
    - заучивание стихов; 
    - рассматривание книг о войне, иллюстраций, фотографий; 
    - оформление выставки книг, посвященной Великой Отечественной Войне; 

    Используемое оборудование: 

    Мульти – медиан проектор, ноутбук, кусочек черного  хлеба(125г.), презентация.

    Ведущий:

    Сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 70 лет прошло с тех пор. Это очень важная и памятная дата для нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.

    Это было давно, но нельзя забывать о самой страшной странице жизни   нашего народа. Важно помнить о подвиге людей, которые пережили блокаду, которые выстояли, которые выжили, и которые погибли, защищая наш город.

    Приглушенно бьют звуки метронома

    1 ребёнок:

    -Опять война, опять блокада…

    А, может, нам о них забыть?

    Я слышу иногда: «Не надо,

    Не надо раны бередит».

    Ведь это правда, что устали

    Мы от рассказов о войне

    И о блокаде прочитали

    Стихов достаточно вполне».

    И может показаться: правы

    И убедительны слова.

    Но даже если это правда,

    Такая правда - не права!

    Чтоб снова на земной планете

    Не повторилось той зимы,

    Нам нужно, чтобы наши дети

    Об этом помнили, как мы!

    2 ребенок:

    -Нам от тебя не оторваться

    Одною небывалою борьбой,

    Одной неповторимою судьбой,

    Мы все отмечены. Мы – Ленинградцы

    Нам от тебя теперь не оторваться:

    Куда бы нас не повела война-

    Твоею жизнью душа полна

    И мы везде и всюду – Ленинградцы.

    Исполняется песня «Мы Ленинграда дети»

    Ведущий:

    У фашистов к  городу Ленинграду было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть его с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники.

    Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900… Это было - 2,5 года.

    Прорвались все-таки.

    Бомбят.

    Горят Бадаевские склады.

    В огне пожаров Ленинград.

    Пришел он —

    Первый день блокады.

    Все ближе полчища врага,

    Гудят воздушные тревоги.

    Сегодня утром пала Мга —

    И все отрезаны дороги.

    В кольце,

    В осаде Ленинград.

    Не умолкает канонада.

    Опять летят.

    Опять бомбят.

    Пылает

    Первый день блокады.

    Их будет много — девятьсот,

    Но город наш, со смертью споря,

    Все одолеет, все снесет:

    Обстрелы, холод, голод, горе.

    С тех пор прошли уже года.

    Исчезли с улиц баррикады.

    Но день тот с нами навсегда —

    Жестокий Первый день блокады!

    (Дети  рассматривают слайды с фотографиями и обсуждают их)

    Ребёнок 1:

    Блокада! Блокада! Блокада!

    Погасли огни Ленинграда.

    В снегу от разрывов воронки

    Чернеют, как стаи вороньи.

    Блокада. Блокада. Блокада.

    У Нарвских ворот баррикада.

    На фронт уходящие танки.

    И с гробиком детские санки.

    Ребенок 2:

    Блокада. Блокада. Блокада.

    И голод, и ноги, как вата.

    И смерть каждый день на пороге.

    А в школе сегодня уроки.

    Уроки с тетрадкой и мелом,

    Уроки под страшным обстрелом.

    Уроки, как вызов блокаде.

    И выстрел… и кровь на тетради.

    8 сентября 41 года враг разбомбил Бадаевские склады. Сгорело все.

    На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

    С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. - рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. - рабочим, 150 гр. - остальным. Через неделю: 250 гр. - рабочим, 125 - остальным (самая низкая норма).

    Самый голодный 35-дневный период блокады продолжался до 25 декабря, когда прошло первое повышение: 350 г – рабочим, 200 г – всем остальным.

    (Воспитатель показывает кусочек черного хлеба весом в 125г., дети рассматривают кусочек хлеба и обмениваются собственными мнениями и  впечатлениями)

    С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40¦С.   Замёрзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

               Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

    Исполняется песня «Вечер на рейде»

    Ребенок 1:

    -Февраль, какая длинная зима,

    Как время медленно крадется!..

    В ночи ни люди, ни дома

    Не знают, кто из них проснется.

    И поутру, когда ветра

    Метелью застилают небо,

    Ребенок 2:

    Опять короче, чем вчера,

    Людская очередь за хлебом.

    В нас голод убивает страх.

    Но он же убивает силы…

    На Пискаревских пустырях

    Все шире братские могилы

    Ведущий:

    -Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жены и дети.

    -В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.

    Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

    Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длиной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1мл. 376 тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни.

    (Дети  смотрят видеоролик «Дети блокадного Ленинграда»)

    Ведущий:

    Много испытаний обрушилось на ленинградцев. Но страшнее всего было смотреть на истощённых детей.

    "Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те, кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе."

             (Дети  слушают, задают уточняющие вопросы, запоминают информацию, участвуют в беседе.

    Ребенок 1:

    Без воды, без тепла, без света

    День похож на чёрную ночь.

    Может, в мире силы нету,

    Чтобы всё это превозмочь

    Дети, плача хлеба просили,

    Нет страшнее пытки такой.

    Ленинграда ворот не открыли

    И не вышли к стене городской

     Ребенок 2:

    О, ночное воющее небо,

    Дрожь земли, обвал невдалеке,

    Бедный ленинградский ломтик хлеба-

    Он почти не весит на руке…

    Для того чтоб жить в кольце блокады,

    Ежедневно смертный слушать свист,-

    Сколько нам, соседка, силы надо,

    Сколько ненависти и любви

    Композиция «Ленинград. Прорыв. Блокада»

    Ведущий:

    Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

    И высятся пустые этажи,

    Но мы умеем жить, хотим и будем,

    Мы отстояли это право — жить.

    Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

    И этот город тем непобедим,

    Что мы за чечевичную похлебку

    Достоинство свое не продадим.

    Есть передышка — мы передохнем,

    Нет передышки — снова будем драться

    За город, пожираемый огнем,

    За милый мир, за все, что было в нем.

    За милый мир, за все, что будет в нем,

    За город наш; испытанный огнем,

    За право называться ленинградцем!

    Стой, как стоял, ваш город величавый,

    Над свежею и светлою Невой,

    Как символ мужества, как воплощенье славы,

    Как разума и воли торжество!

    27 января 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады.

    Ведущий:

    За залпом залп, гремит салют.

    Ракеты в воздухе горячем

    Цветами пёстрыми цветут.

    А ленинградцы тихо плачут.

    Ни успокаивать пока,

    Не утешать людей не надо.

    Их радость слишком велика –

    Гремит салют над Ленинградом

    Он встал, как страж на сумрачном заливе,

    Вонзая шпили в огненный рассвет.

    Есть города богаче и счастливей,

    Есть и спокойней, но прекрасней – нет!

    Исполняется Гимн Великому городу.

    (Дети выражают свои эмоции, делятся своими впечатлениями о прослушанном).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект- беседа к дню полного освобождения Ленинграда из фашистской блокады.

    Беседа, посвященная героической обороне Ленинграда, составлена с учетом возрастных особенностей детей старшей группы....

    Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

    Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;- акти...

    27 января-день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

    Уважаемые коллеги и гости сайта, предлагаю вашему вниманию презентацию к досугу для старших и подготовительных групп в ДОУ....

    День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

    Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста посвященная "Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (с использованием ИКТ)...

    Сценарий "День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады для детей старшего дошкольного возраста"

    Литературный , музыкальный материал для праздничного мероприятия посвященного пямятной дате 27 января...

    Сценарий мероприятия, посвящённого дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

         Давайте вспомним о блокаде.       О ней никак нельзя забыть:       Тревожные те дни и ночи,       Что довелось ва...