« Чтение художественной литературы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Программное содержание:

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы символами.

Упражнять в умении рассказывать содержание стихотворения с использованием «мнемодорожки».

Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Воспитывать доброе отношение к природе, интерес к чтению и заучиванию стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkhl.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы символами.

Упражнять в умении рассказывать содержание стихотворения с использованием «мнемодорожки».

Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Воспитывать доброе отношение к природе, интерес к чтению и заучиванию стихотворения.

Материал к занятию:

 Репродукции картин с изображением осеннего леса; игрушка – ёжик; заготовленные осенние листочки; фломастеры и полоски бумаги для детей; лист белой бумаги и маркер яркого цвета для воспитателя; аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковский (из цикла «Времена года»)

 Методические приёмы:

1.Игровая мотивация «В гости пришел ёжик»

2.Проблемная ситуация «Ёжик не знает, как рассказать слоненку об осени»

3.Рассматривание картин с изображением осеннего пейзажа и беседа по их содержанию:

4.Чтение стихотворения В.Мирович «Все деревья облетели»

5.Беседа по содержанию стихотворения:

6.Повторное чтение стихотворения «Все деревья облетели»

7.Этюд « Осенние листочки».

8.Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.

9. Чтение стихотворения воспитателем по «мнемодорожке»

10.Чтение стихотворения детьми по «мнемодорожке»

11.Итог занятия.

Ход занятия

1.Игровая мотивация:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел ежик и просит ему помочь. Спросим у ёжика, что случилось?

2.Проблемная ситуация:

Ежик: Мне прислал письмо друг – слоненок, который живет очень далеко в жаркой стране Африке, где никогда не бывает холодно. Он просит рассказать ему, что такое осень, а я не умею писать и не знаю, как ответить слонёнку.

 Воспитатель: Ну что, ребята, поможем ёжику? А помогут нам картины.

3.Рассматривание картин и беседа по их содержанию:

 Воспитатель: Давайте все вместе рассмотрим красоту осеннего леса на картинах.

- Что на них изображено? (Лес, деревья, желтые, опавшие листья)

- Какое время года изображено на картинах? (осень)

- А как вы поняли, что изображена осень? (дождь, лужи, желтые опавшие листья, обнаженные деревья, лужи)

- Скажите, а на всех ли деревьях листья желтеют и опадают? (на елях остаются иголки зеленого цвета)

- Какое настроение вызывают эти картины у вас и почему? (грустное, печальное потому, что идет дождь, небо пасмурное)

4.Чтение стихотворения В.Мирович «Все деревья облетели»

Воспитатель: А ещё об осени нам могут рассказать стихи, которые пишут поэты.

Вот послушайте стихотворение поэта Мировича «Все деревья облетели»

«Все деревья облетели.

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью

Дождик льёт.

Грязь и лужи у ворот».

5.Беседа по содержанию стихотворения:

- Что нам в этом стихотворении рассказывает поэт об осени?

Разъяснительные вопросы:        

- Что случилось с деревьями?

- Что ещё в стихотворении говориться про осень? (дождик льёт, грязь и лужи у ворот)

- Понравилось вам стихотворение?

- Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю это стихотворение, а вы его послушаете с закрытыми глазами и скажите потом, что вы себе представили.

6.Повторное чтение стихотворения

Воспитатель: Что вы себе представили?  (идет дождь, падают листья, везде лужи)

7.Этюд « Осенние листочки».

 Воспитатель: А сейчас ёжик предлагает вам отдохнуть.

Дети изображают под музыку Чайковского падающие и кружащие осенние листья.

8.Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами нарисуем осень, о которой рассказывает нам поэт В.Мирович в своем стихотворении «Все деревья облетели» и отправим слоненку в Африку.

Чтение 1-ой строчки стихотворения:

«все деревья облетели»

 Воспитатель: Ребята, что мы   нарисуем в первом квадрате? (ветку дерева с облетающими листьями)

 

 

        

Чтение 2-ой строчки стихотворения:

«зеленеют только ели»

Воспитатель: Ребята, что мы  нарисуем во втором квадрате? (ель)

Чтение 3-ей строчки стихотворения:

«стали голыми леса»

Воспитатель: Ребята, что мы  нарисуем в третьем квадрате? (деревья без листьев)

Чтение 4-ой строчки стихотворения:

«днём и ночью дождик льёт»

Воспитатель: Ребята, что мы  нарисуем в следующем квадрате? (дождь, солнце, звёздочку)

Чтение 5-ой строчки стихотворения:

«грязь и лужи у ворот»

Воспитатель: Ребята, что мы  нарисуем в последнем квадрате? (грязную лужу)

9. Чтение стихотворения по «мнемодорожке»

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.

Воспитатель читает стихотворение, показывая указкой от рисунка к рисунку на полученной «мнемодорожке».

 

        

10.Чтение стихотворения детьми по «мнемодорожке»

Воспитатель: Даша, попробуй теперь ты рассказать стихотворение по своему рисунку.

                         Теперь ты, Дима, расскажи (спросить 3-4 детей).

11.Итог:

Воспитатель:

- Как вы думаете, теперь слонёнок поймёт, что такое осень, если мы ему отправим ваши рисунки?

- Какое стихотворение об осени вы сегодня слушали и рассказывали?

- Давайте наши рисунки сложим в конверт и отправим в Африку.