Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.
проект на тему
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Толерантность является фактором социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx | 108.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ:
Кружок «Всезнайка»
по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.
Автор: Сазонова Н.А.
Содержание.
- Пояснительная записка ………………………………3 стр.
- План работы с детьми…………………………………6 стр.
- План работы с сотрудниками ДОУ и родителями…10 стр.
Практический материал.
- Круглый стол с родителями…………………………...12 стр.
- Семинар практикум для педагогов…………………...17 стр.
- НОД «О правах – играя»………………………………..20 стр.
- Дидактические игры по правовому воспитанию…….25 стр.
- Диагностика………………………………………………...27 стр.
- Анкета для родителей «Я и мой ребенок»………………28 стр.
Пояснительная записка
Актуальность.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Толерантность является фактором социализации личности.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающий мир, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В младшем дошкольном возрасте формируются у детей элементарные представления о добре и отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значение переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна, как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя. Правовая педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники дошкольных учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на заседаниях родительского клуба, путем вывешивания информации на стендах. Поэтому в моем проекте ведется работа по правовому воспитанию не только с детьми, но и с родителями.
Еще одной актуальной проблемой является интеграция детей-инвалидов в детское общество. Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды - это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения. Для здоровых детей общение с детьми ОВЗ - это новые навыки общения и развитие эмоциональной сферы, преодоление скованности, эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие ребенка с ОВЗ как равного, появление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого человека, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Поэтому, необходимо научить детей сопереживать, замечать боль и чувства других, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к другим детям. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Тема проекта: Формирование толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.
Цель: Сформировать основы толерантного отношения у дошкольников через воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Задачи:
-создать условия по формированию толерантных отношений у сверстников;
-формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
-воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
-развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные навыки и умения;
-формировать правовое сознание родителей;
-разработать план мероприятий.
Формирование толерантного отношения строится также с учётом следующих принципов:
Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
принцип мотивационной включённости ребёнка, предполагающий активизацию его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы на основе использования игровых приёмов и творческих развивающих заданий.
Адресат
Я разработала и опробовала методический материал с дошкольниками подготовительной к школе группы (6-7 лет) и с родителями данных групп.
Продолжительность курса.
Проект рассчитан на 1 год.
Ожидаемые результаты:
-овладение детьми необходимыми правилами поведения с другими людьми, отличными от них;
-обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
Практическая направленность
В авторском проекте представлен системный подход к воспитанию основ толерантности у старших дошкольников к сверстникам, через освоение знаний своих прав. В сборнике представлены конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением затронутых прав, инсценировки сказок, диагностика.
План работы с детьми.
Мероприятия | Сроки | Цель |
«В гостях у Конвенции» | 1 неделя сентября | Познакомить детей с основополагающими документами прав ребенка. |
«Я и мое имя. Что значат имена» | 2 неделя сентября | Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает. |
«Я - человек» | 3 неделя сентября | Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека. |
«Моя семья» | 4 неделя сентября | Закрепить знания о себе, о своей семье, воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким. Защита прав ребенка членами семьи. |
«Мы все разные, но мы все равны» | 1 неделя октября | Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей, понятие о том, что все люди равны независимо от национальности и веры. |
«Если что у вас болит, вам поможет Айболит» | 2 неделя октября | Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. |
«Право на жизнь без насилия» | 3 неделя октября | Формировать позитивное отношение к окружающему миру, понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия. |
«Право на защиту» | 4 неделя октября | Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту. |
«Право на любовь и заботу» | 1неделя ноября | Познакомить детей с их правом на любовь и заботу; воспитывать в дошкольниках доброту, заботливое отношение, внимание к людям. |
«Игралочка - чудесная страна» | 2 неделя ноября | Познакомить детей с правом каждого ребенка на игру. Расширять представления о важности периода детства. |
«Как важно быть грамотным» | 3 неделя ноября | Формировать у детей представления о значимости образования в жизни каждого. |
«Хочу все знать» | 4 неделя ноября | Познакомить детей с правом на получение информации и образования, закрепить знания об учреждениях образования и источниках образования. |
«Как и зачем люди отдыхают» | 1 неделя декабря | Познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость. |
«Мое свободное время» | 2 неделя декабря | Формировать у детей представление о свободном времени и его использовании человеком. Помочь ребятам осознать свое право на отдых. |
«Мой уголок» | 3 неделя декабря | Дать представление о том, что для жизни и здоровья каждого ребенка нужны хорошие условия: дом, одежда, игрушки. |
«Право на отдых. Новогоднее путешествие» | 4 неделя декабря | Закрепить знания детей о раннее изученных правах. |
«Лесное приключение» | 3 неделя января | Дать детям представление о том, что они имеют право на достаточное количество чистой воды и достаточное питание. |
«Непосильное задание» | 4 неделя января | Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», формировать представление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью. |
«Право на свободу» | 1 неделя февраля | Познакомить детей со статьей Конвенцией ООН гарантирующей право на свободу. |
«Право на собственное мнение» | 2 неделя февраля | Научить детей выражать свое мнение и уважать мнение другого человека. |
«Дети-сироты, дети-беженцы» | 3 неделя февраля | Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих особые права на защиту детям-сиротам и детям-беженцам |
«Цветик - семицветик» | 4 неделя февраля | Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки, по собственной воле, по отношению к детям инвалидам. |
«Право на жизнь и неприкосновенность жилища» | 1неделя марта | Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих, Право на жизнь и неприкосновенность жилища» |
«Учимся сотрудничать» | 2 неделя марта | Формировать навыки коллективной деятельности: способность договариваться распределять обязанности, радоваться успехам сверстников. |
«Маска откровения» | 3 неделя марта | Формировать у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса : «Обижают - значит нарушают твои права», обсуждение проблемы: «Что ты будешь делать, если тебя обижают» |
Чтение и анализ сказки «12 месяцев» | 4 неделя марта | Учить определять, какие права ребенка нарушены |
«Кто прав?» | 1 неделя апреля | Решение нравственных задач. |
«Как поступить правильно» | 2 неделя апреля | Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении, правильно оценивать себя и других. |
«Ваши права, дети» | 3 неделя апреля | Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать мировое мировоззрение и нравственные представления. |
Дидактическая игра «Отгадай и назови» | 4 неделя апреля | Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций. |
Оформление альбома «Права в картинках» | 1неделя мая | Повторение прав и обязанностей детей. |
«О правах – играя» | 2 неделя мая | Закрепить знания детей о их правах и обязанностях. |
Мониторинг | 3-4 недели мая |
План работы с сотрудниками ДОУ и родителями.
Взаимосвязь | Мероприятие | Форма работы | Сроки | Ответственные |
педагоги | «Права ребенка, проблемы их соблюдения и защиты» Цель: Повышение правовой культуры сотрудников ДОУ. | Анкетирование Анализ анкет | Уполномочен.по защите прав ребенка | |
родители | «Права детей в обществе» Цель: Выявить уровень правовых знаний родителей. | Анкетирование Анализ анкет | Уполномочен.по защите прав ребенка | |
педагоги | Выпуск стенгазет «20 ноября – Всемирный день ребенка» | Стенгазеты | Воспитатели уполномочен.по защите прав ребенка | |
родители | «Развитие индивидуальности ребенка в семье через соблюдение его прав, уважение к его свободе». Цель: подвести родителей к пониманию того, что ребенок - уникальная личность: Научить ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. | Встреча-диспут | уполномочен.по защите прав ребенка | |
педагоги | Оформление в каждой группе наглядно-информационных стендов «Ребенок и его права» | Наглядно-информационная | Воспитатели уполномочен.по защите прав ребенка | |
родители | «Как научиться не нарушать права собственного ребенка». | Консультация | уполномочен.по защите прав ребенка | |
педагоги | «Советы педагогам». | Консультация | уполномочен.по защите прав ребенка | |
родители | «Что значит право ребенка на любовь?» | Консультация | уполномочен.по защите прав ребенка | |
Педагоги | «Что объединяет всех детей планеты» Цель: совершенствовать знания и представления педагогов о том, что все дети имеют неотъемлемые права, в том числе право на игру, закрепленное в Конвенции о правах ребенка. | Деловая игра | уполномочен.по защите прав ребенка | |
родители | «Ребенок – полноправный партнер в условиях сотрудничества» Цель: Уточнить, закрепить, углубить знания родителей о правах ребенка. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье. | Деловая игра | уполномочен.по защите прав ребенка | |
педагоги | «Межличностные отношения в группе детского сада». Цель: изучить взаимоотношения детей в старших и подготовительных группах, коррекция взаимоотношений с помощью игр. | Практикум | Педагог – психолог | |
родители | «Семь правил для взрослых» | Выпуск буклетов. | уполномочен.по защите прав ребенка | |
педагоги | Правила педагогической толерантности. | буклет | Старший воспитатель уполномочен.по защите прав ребенка | |
родители | «Проблемы неполных семей» | Общее собрание для родителей. | Соц. педагог из центра «Семья» | |
педагоги | Итоговое анкетирование педагогов | анкета | уполномочен.по защите прав ребенка |
Практический материал
Круглый стол с родителями
Тема: Защита прав и достоинства ребёнка-дошкольника.
Цель:
- Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка;
- Уточнить и углубить знания родителей о правах ребенка;
- Формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку;
- Педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.
Предварительная работа:
Изготовление приглашений для родителей, подготовка буклета с памятками: «Наказывая, подумай - ЗАЧЕМ?», «Советы родителям», «Три способа открыть ребенку свою любовь».
Материал:
Тест «Я и мой ребенок», «Волшебная палочка», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах ребенка», картинки о правах детей, презентация «Виды жестокого обращения», листы формата А-4, ручки, памятки.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка. А начнем мы с небольшого теста «Я и мой ребенок». Цель теста определить, какое место в вашей жизни занимает ребенок. (см. Приложение)
Теперь вы имеете немного представление, кому и над чем нужно поработать. Кому следует обратиться к специалистам.
А сейчас прослушайте стихотворение и мы с вами поиграем в игру «Волшебная палочка» вы будете отвечать на мои вопросы по стихотворению и высказывать своё мнение.(Волшебная палочка передается по кругу, каждый высказывается).
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем: Пруд заброшенный найду
В чаще спрятанный,
Пристаю с вопросами, Разговоры заведу с лягушатами
То я кашу не доем Буду слушать птичий свист
То не спорь со взрослыми! Утром в перелеске
Буду жить один в лесу, Только я же - футболист,
Земляники припасу. А играть-то не с кем!
Хорошо жить в шалаше Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется. Только плохо на душе!
Мне, как папе, по душе
Одиночество. (А. Барто)
Проведение беседы:
- Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
-Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
- Бывает ли у Вас такое желание и настроение?
- Почему оно у вас появляется?
Обобщение:
Зачастую, родители, перекладывают свои проблемы на плечи своих детей, заняты больше материальным состоянием своей семьи и все меньше уделяют времени своему ребенку, ребенок предоставлен сам себе. Но мы забываем, что у детей, как и у взрослых есть свои права.
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители –гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы поговорим о том, какие права имеет ваш ребенок.
Сейчас мы проведем небольшой блиц-опрос по правам ребенка. («Конвенция и Декларация о правах ребёнка» лежат на столах)
Для этого вы делитесь на 2 команды и быстро должны отвечать на мои вопросы:
- Как называется основной документ по правам ребенка ,принятый 4 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? («Конвенция о правах ребенка»)
- Сколько статей включает в себя Конвенция?(54)
- В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет)
- На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
- Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей(и правом и обязанностью)
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя)
- Можно ли считать нарушением прав ребенка:
- Лишение свободы движения ребенка
- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 УК РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
- Применение физического насилия к ребёнку.
- Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
Обобщение:
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ (ст.63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «Право на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать мнение».
А сейчас попрактикуемся.
Перед вами на столах лежат картинки «Права детей»
Опираясь на статьи Конвенции вы должны соотнести картинку со статьей.
«Право на семью»
«На отдых»
«Мед лечение» и т.д.
«Не подвергаться жестокому обращению»
На этой статье мы остановимся более подробно.
Презентация.
1 слайд – «Наказывая, подумай-ЗАЧЕМ?»
2 слайд.
Физическое насилие- преднамеренное нанесение физических повреждений родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание.
Признаки физ. насилия:
- Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня)
- Задержка физического развития (отставание в весе и росте)
- Признаки плохого ухода ( неопрятный внешний вид, гигиеническая запущенность)
3слайд.
Психическое насилие- периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей и других взрослых на ребенка, приводящих к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.
К этой форме насилия относятся:
- Постоянная критика ребенка
- Оскорбление и унижение его достоинств
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
- Ложь и невыполнение взрослыми обещаний.
4 слайд
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)- отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:
- Отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, мед. помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого.
- Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
6 слайд
Наш метод воспитания –любовь, беседа, понимание.
Чтобы подкрепить желательное поведение ребенка, родители используют поощрения, и, наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение используют наказание.
Вам предлагается задание: составить список используемых вами поощрений и наказаний (5 мин). Родители вписывают те варианты, которые применяют в своей родительской практике.
Используемые наказания | Используемые поощрения |
(Сравнить ответы детей и взрослых)
«Какое наказание для ребенка самое страшное и какое поощрение наиболее желаемо».
Наиболее желаемое поощрение | Самое страшное наказание |
1.Погладят, обнимут 2.Купят фрукты, сладости 3.Сделают подарок 4.Скажут «молодец» 5.Похвалят | 1.Мама не разговаривает 2.Закрывают одного 3.Не пускают гулять 4.Кричат 5.Бьют ремнём 6.Ругательные слова |
Вы уже разделены на 2-команды. Одна - представляет детей. А другая –родителей.
Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав.
Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место своего ребенка-дошкольника или вспомнить себя в детстве. После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают предъявлять права друг - другу (проводится дискуссия) Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
Примерные ответы:
Права родителей | Права детей-дошкольников |
1.Любить ребенка 2.Контролировать поступки ребенка 3.Защищать своего ребенка, заботиться о нем. 4.Высказывать недовольство в корректной форме 5.Давать советы | 1.Получать любовь и внимание со стороны родителей. 2.Выбирать друзей и занятие в свободное время 3.Кушать по желанию 4.Высказывать недовольство и т.д. |
Обобщение:
-Сколько раз в день вы обнимаете своего малыша?
Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовал обнимать ребёнка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали-
И это основной его предмет
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное - захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей.
Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в наших дискуссиях. В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей: «Наказывая, подумай – ЗАЧЕМ?», «Советы родителям», «Три способа открыть ребенку свою любовь».
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Правовое образование »
Цель: Повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Ход семинара:
1.Показ видеоролика.
Вед. Спокойно матери уйдут
В день полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот. Надежду ту не обмани , С малышками не будь ты строгой, И сердца нежного ростки Рукою жесткою не трогай.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы вновь собрались, чтобы поговорить на очень важную актуальную тему: это - права человека, права ребенка. В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их,и уважать права других людей. Насколько вы осведомлены в области правовых вопросов, мы с вами сейчас и увидим. Я предлагаю вам участие в конкурсе "Счастливый случай". Вы талантливые педагоги, настоящие профессионалы, истинные знатоки детских душ.
Разрешите Вам представить компетентное жюри: Ярыгина С.Н. Мухина Л.В. Правила игры:
1 .В каждом раунде игрокам будет задано определенное количество вопросов, на которые отвечать следует быстро, громко, четко.
2 Команда, набравшая большее количество баллов, будет названа победителем.
1 раунд Вопросы:
1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
2. В каком году принята Конвенция о правах ребенка? ( 1989 г .)
3. Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)
4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка?( 1990 г .)
5. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписалась под Конвенцией? (США)
6. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? ( 1948 г .)
7. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет)
8. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей)
9. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
2 раунд Вопросы
1. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (С 3-х лет)
2. Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (Авторитарный)
3. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя)
4. Кто должен делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)
5. Определите, какие права были нарушены в следующих случаях: в больнице ребенку перелили зараженную кровь. (Право на жизнь, ст.6)
6. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. (Уважение свободы вероисповедания.)
7. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. (Право на тайну переписки)
3 раунд Вопросы
1. Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена "Гадкий утенок" обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)
3. Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"? (Право на неприкосновенность жилища)
4. Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить свои права? (Петух)
5. Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)
6. Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
7. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)
8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
9. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
4 раунд
Вспомните название сказок, в которых были нарушены права:
А) не подвергаться жестокому обращению; (Морозко, Золушка и т.д.)
Б) право на неприкосновенность жилища.( заюшк. избушка, волк и 7 козлят)
5 раунд
Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах.( на обсуждение 30 сек.)
• У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. ( Согласно ст.2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав.)
• Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. ( Согласно ст.9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)
6 раунд. «Пантомима»
Прошу подойти ко мне самых артистичных педагогов, по одному от каждой команды. Вам надо изобразить мимикой и жестами для своей команды то право, которое будет написано на карточке. А команда должна узнать это право и правильно назвать его.
*право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды; *имеют право на мед.уход;
*на образование;
*не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
7 раунд Игра «Волшебный сундучок».
Чтобы подвести итог нашего семинара по правам детей, мы предлагаем
ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный
сундучок», и поиграть.
Правила: Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие
знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право
обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении.
- Что за документ? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)
Сердечко.
-Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь)
Домик.
-Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он
напоминает? (право на имущество)
Конверт.
-О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и
подглядывать)
Букварь.
-О каком праве напоминает эта книга? (о праве на учебу)
Игрушечные утенок и утка.
-О чём напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)
Итоги игры подводит жюри. Награждение команд.
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души,
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И, словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.
Тема НОД: «О правах – играя»
Цели:
- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
- В интересной и занимательной форме закрепить с детьми знания об их правах.
- Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.
- Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: физическая карта мира, эмблемы «Всезнайка», «Правоведы», буквы, паспорт, свидетельство о рождении, страховой полис, пенсионное удостоверение, карточки со слогами, 2 портфеля, книги 2 шт, краски 2 шт, карандаши, линейки, машинка, журнал, конструктор, робот, ручка, картинки с жестоким обращением, презентация.
Предварительная работа: чтение сказок, разучивание стихов с Настей К.
НОД.:
(звучит музыка «Большой хоровод»)
Перед детьми физическая карта мира.
-Найдите нашу страну.
-Как называется наша страна?
-Сколько стран в мире? (много)
-Чтобы страны не ссорились между собой, что люди сделали? (Придумали законы, которые помогают устанавливать хорошие отношения)
-Какой закон вы знаете защищающий права детей? («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка»).
1слайд (дети разных национальностей)
-Как вы думаете, этими правами обладают все жители планеты Земля?
(Конечно, все. И не важно, в какой стране живет человек, какого цвета кожа и волосы у него).
А сейчас мы поиграем в игру КВН.
Все разделились на 2 команды:
«Всезнайка» «Правоведы»
Сегодня вы будете решать непростые задачи и рассматривать разнообразные ситуации. Вы должны будете называть к какому праву относятся те или иные ситуации: (за каждый правильный ответ вы получаете балл)
- Ситуация
Одна девочка жалуется маме:
- В детском саду меня один мальчик зовет Ленкой.
-А как ты его зовешь? – спросила мама.
- я ему кричу: «эй, ты!»
Какое право было нарушено Леной? (Право на имя)
Права ли Лена? Как поступили бы вы?
Перед Вами на столах лежат буквы, нужно собрать имена
12 3 4 5 1 23 4 5
1 ком. НАСТЯ 2 ком. АЛИНА
ВЛАД ВАНЯ
(На скорость, чья команда быстрее соберет имена)
Какой документ нам напоминает о праве на имя и удостоверяет, что вы граждане своей страны?
2. Найти среди документов свидетельство о рождении.
Задание 2
Решите задачку.
Света и Лена близнецы, их не различишь! Света похожа на папу. На кого похожа Лена?
Какое право мы сейчас вспомнили? (право жить в семье) (слайд 2)
А что нужно, чтобы сохранить семью? Мы это узнаем, когда из слогов вы сложите слова.
Лю\бовь за\бо\та
Доб\ро\та неж\ность
Как вы думаете, почему у вас получились именно эти слова?
З слайд. 3 задание
( на слайде картинки)
-портфель -книга
-ручка -машина
(Чья команда быстрее ответит)
Какой из этих предметов лишний и почему?
О каком праве можно сказать если есть портфель, ручка, книжка? (на обучение)
Конкурс для капитанов команд:
Собраться в школу, взять только нужные вещи(собрать портфель).
1к. книга, краски, карандаш, машинка, журнал, линейка
2к. книга, краски, линейка, конструктор, робот, ручка
Проверить правильно ли дети собрали портфели.
4 задание Представьте, что вы судьи, и вам предстоит решить кто и чьи права нарушил и какое это право.
Решение логических задач.
Во время тихого часа дети лежали в своих кроватках. Спать не хотелось. Но воспитательница сказала, что нужно всем отдохнуть. Вот уже некоторые стали засыпать. Витя, которому совсем не спалось, сел в кроватке и начал рассказывать смешные истории. Кто и чьи права нарушил?
Бабушка целый день занималась домашними делами: приготовила обед, подшила платье внучке, начала вязать носочки, да устала и решила немножко полежать. Только прилегла, слышит, внучка из детсада вернулась, подбежала к бабушке и стала ей рассказывать, что интересного было в детском саду. Бабушка поднялась с кровати и стала слушать внучку. (кто и чьи права нарушил?)
(стук в дверь) Появляется Золушка. Прячу я печаль мою
Дразнят Золушкой меня Я не плачу, а пою
от того , что у огня, Улыбаюсь даже.
Силы не жалея, Но неужто никогда
В кухне я тружусь, тружусь Не уйти мне никуда
С печкой я вожусь, вожусь От золы и сажи?
И всегда в золе я
-Какие права нарушены по отношению к Золушке? (на отдых, не подвергаться жестокому обращению)
4 слайд
Фото детей, подвергающихся жестокому обращению.
Какое право детей нарушено?
Как мы можем помочь этим детям?
(Они должны узнать о своих правах)
Давайте мы сделаем небольшую газету, а Золушка передаст этим детям.
Продуктивная деятельность – изготовление газеты.
5 слайд
Радостные дети.
Посмотрите, дети перестали бояться. Они знают свои права.
Подведение итогов КВН.
«Я - маленький гражданин».
Цель:
Закрепить права детей как - маленьких граждан страны.
Учить соотносить права и обязанности.
Воспитывать уважение друг к другу.
Материал: картинки с изображением того или иного права, йод, зеленка, ватные палочки, бинт, ватман, цветик-семицветик, губки, гуашь, влажные салфетки.
Непостедственно-образовательная деятельность:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах общества, о маленьких гражданах нашей большой страны.
- Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
-Как называется маленький уголок нашей России, то место где мы родились? (Родина)
Мы уже знаем, что граждане в нашей стране имеют права. А вот какие права имеют дети, сейчас мы с вами вспомним:
- Мамы, папы всей страны Это точно знать должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек,
Так же на заботу, ласку,
И на жизнь как будто в сказке
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире, (зачитывают наизусть дети)
Ребята, а какое право здесь прозвучало? (право жить в семье, на заботу, ласку, со стороны окружающих).( Прикрепить картинку с изображением этого права.)
Но как у настоящего гражданина, кроме права жить в семье, есть еще и обязанности .
- Как вы думаете, какие у вас обязанности? (слушать родителей, помогать маме по дому и т.д.)
Стук в дверь.
Пеппи: А_А_А_(плачет)
Воспит: Что случилось Пеппи?
Пеппи: Я упала и поранила руку, у меня теперь рана.
Воспит: Ребята, полечим нашу гостью?
Пеппи: Спасибо вам дети и взрослые.
Поиграй с нами Пеппи в игру «Можно или нельзя». Представьте, что вы поранились:
• Можно ли облизывать рану?
• Расчесывать воспалившееся место?
• Надевать чужую одежду и обувь?
• Прикладывать лист подорожника (можно, только чистый)
• Обращаться к взрослому или к другу, который может позвать на помощь взрослого (можно)
• Пользоваться мед. мазями и растворами самостоятельно (нельзя)
• Применять мед. мази и растворы с помощью взрослого? -Какое право здесь увидели? (на медицинский уход) Прикрепить соответствующую картинку.
Воспит: Пеппи, а что ты держишь в руках?
Пеппи: О, это моя любимая книга, папин подарок! Я все картинки в ней
посмотрела.
Воспит: Картинки это хорошо! А что ты в книге прочитала?
Пеппи: Ничего, ничего, ничего. Читать я совсем не умею!
Воспит: Не грусти, ты Пеппи право. Есть у тебя на это право.
Пеппи: А что это такое?
Воспит: Это, Пеппи, такое дело:
Села за парту смело,
Взяла ручку и тетрадь
И начала писать.
Ребята, скажите, где можно получить образование? (в садике, в школе, дома) -Какие обязанности у ученика? (перечисляют ) Дети, о каком праве мы сейчас вспомнили? (право на образование) Выставить соответствующую картинку.
Пеппи, посиди с нами и послушай какие еще права есть у детей. Ребята, помните мы с вами читали сказку «Цветик-семицветик» -Как зовут главных героев сказки? (Женя-девочка, Витя-мальчик инвалид) - Вспомните, чем закончилась сказка?
Витя прислал мне письмо. В нем он сообщает, что цветик спас его одного, а в стране много таких детей инвалидов как он. Давайте вспомним, как мы можем помочь этим детям:
• Читать им рассказы и сказки;
• Делится игрушками;
• Относиться с уважением, не дразнить;
• Помогать двигаться;
• Помогать одеваться;
• Дарить подарки;
• Рассказывать смешные истории, (написано на лепестках цветика-семицветика)
Ребята, о каком праве мы сейчас вспомнили? (дети - инвалиды имеют право на особую заботу и обучение).
А давайте, сейчас, с помощью наших ладошек нарисуем солнышко и все тепло от ладошек и солнышка мы передадим таким деткам-инвалидам, пусть они знают, что не одиноки и мы всегда готовы им помочь. Дети с помощью гуаши и губки рисуют солнышко своими ладошками.
Дидактические игры
Игра «Можно или нельзя»
Представьте, что вы поранились:
- можно ли облизывать рану (нельзя);
- расчесывать воспалившееся место (нельзя);
- мыться теплой водой с мылом (нельзя);
- надевать чужую одежду и обувь (нельзя);
- прикладывать лист подорожника (можно, только чистый);
- обращаться к взрослому, воспитателю или к другому, который может позвать на помощь взрослого (можно);
- пользоваться медицинскими мазями и растворами (йодом, перекисью водорода, зеленкой) самостоятельно (нельзя);
- применять медицинские мази и растворы (йод, перекись водорода, зеленку) с помощью взрослого (можно).
Игра «Похожи - не похожи» (словесная игра)
Цель: Учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, предметов, растений.
Ход игры. Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт две картины. Одна команда доказывает, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки.
Другая команда доказывает, что объекты похожи. Примерные пары: собака и пчела, курица и рыбка, аквариум и улей, скамейка и кресло, ромашка и календула, дерево и цветок и т. п.
- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
- Они похожи: они обе живые.
- Они не похожи: собака - зверь, а пчела - насекомое.
- А мы думаем, что они похожи: и собака приносит пользу человеку, и
пчела.
- Они не похожи: выглядят по—разному.
- Зато и пчела, и собака могут укусить. И т. д.
Осуждение каждой пары - отдельный раунд. Побеждает тот, за кем осталось последнее слово.
Игра «Кто кого запутает» (словесная игра)
Цель: Учит высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде животных.
Материал. Картинки с изображением животных.
Ход игры. Играют двое (но игра проходит веселее в присутствии зрителей): один берет из коробки любую картинку (картинки лежат вниз лицевой стороной) и называет ее; второй возражает, неправильно называя животное.
В ответ на это первый аргументировано отклоняет мнение своего собеседника.
- Это тигр. - По-моему, это заяц.
- Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. - Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
- Заяц - лесной зверь, а в лесу нет скамеек. - А этот убежал из зоопарка. И т. д.
Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.
Усложнение. «Запутывать» ведущего могут все участники игры по очереди.
Варианты. Может меняться тема, могут использоваться картинки с изображениями транспорта, электроприборов, предметов быта и т. п.
Игра «Сумей отказаться» (словесная игра)
Цель: Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение).
Ход игры. Водящий по очереди обращается к каждому игроку с побуждением, провоцируя детей на вежливый отказ.
- Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы. -Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.
- Уроните эту чашку на пол! - Простите, я не могу этого сделать: мне жаль бить чашку.
- Крикни громко: я самый ловкий! - Простите, я не могу, ведь я не хвастун.
Водящему при этом можно присвоить какую - либо роль, например Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т. д.
Опросник с целью выявления уровня правовой культуры дошкольников .
Опрос детей на тему "Права ребенка" для воспитанников
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
Как ты думаешь, что такое право?
Какие права есть у тебя и других детей?
Какие права ты считаешь самыми важными?
Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
Кто защищает права детей?
Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Беседа "Как поступить?" является адаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
Результаты проведенной диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:
Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровня правовой культуры дошкольников
Фамилия, имя ребенка | Количество правильных ответов на вопросы опросника | Количество правильных ответов на вопросы беседы | Общий вывод об уровне правовой культуры |
Анкета «Я и мой ребенок»
Можете ли Вы | Ответы | ||
Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу | |
В любой момент оставить все свои дела и заняться своим ребенком? | А | Б | В |
Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | А | Б | В |
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношении к нему? | А | Б | В |
Извиниться перед ребенком в случае неправоты? | А | Б | В |
Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
| А | Б | В |
Поставить себя на место ребенка. | А | Б | В |
Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая Фея (прекрасный принц) | А | Б | В |
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете. | А | Б | В |
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка. | А | Б | В |
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение. | А | Б | В |
Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя, так как захочет, и ни во что не вмешиваться? | А | Б | В |
Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | А | Б | В |
Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть. | А | Б | В |
Итого |
КЛЮЧ К ОТВЕТУ
ОТВЕТ | ЧИСЛО ОЧКОВ ЗА ОТВЕТ |
А | З |
Б | 2 |
В | 1 |
От 30 до 39 очков.
Ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков.
Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков.
У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование основ поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания"
Консультация...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»
Консультация для воспитателей«Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»...
Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...
Презентация "Опыт работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование основ толерантной культуры раскрывается в данном опыте работы педагога-психолога через экологизацию человеческих отношений у старших дошкольников и базируется на обучении их навыкам беско...
Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
Задачи:- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального нап...