Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
консультация на тему

Махалкина Ольга Георгиевна

     Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей. Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем заключающихся в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются; отсутствии у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; дефиците методических разработок в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_shkola_tolerant.docx55.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Кленок»

Краткосрочная образовательная практика

по формированию толерантного отношения

к детям с ограниченными возможностями здоровья

«И глаза вам скажут «Спасибо!»

Подготовила и провела:

педагог-психолог

Махалкина Ольга Георгиевна

Соликамск, 2015 г

Краткосрочная образовательная практика

«И глаза вам скажут «Спасибо!»

Части

Содержание

1.

Пояснительная записка. Актуальность.

     Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей. Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем заключающихся в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются; отсутствии у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; дефиците методических разработок в этой области.

     С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.

     Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

     Педагогическая толерантность – это способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также это воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

2.

Цель и задачи программы КОП.

Цель: формирование толерантного отношения педагогов к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Задачи:  

1.Содействовать формированию чувства милосердия и  доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.Способствовать изменению общественного мнения у учителей по отношению к особым детям и детям-инвалидам.

3. Способствовать формированию у педагогов педагогической толерантности, т.е. умению понять и принять ребенка таким, какой он есть.

3.

Стратегии и механизмы реализации краткосрочной образовательной практики.

Этапы реализации КОП:

1.Подготовительный.

Знакомство с понятием толерантности. Обсуждение проблемы отношения к инклюзивному образованию в современном обществе.

2.Основной этап.

Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

  • Консультация для педагогов;
  • Практические занятия с элементами СПТ.

3.Итоговый этап. Рефлексия участников встречи. Подведение итогов реализации КОП.

4.

Ожидаемые результаты.

Формирование основ эмпатийного поведения со стороны педагогов ОУ.

Формированию у педагогов педагогической толерантности, т.е. умению понять и принять ребенка таким, какой он есть.

Формирование позитивного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

5.

Перспектива развития КОП.

Использование краткосрочной образовательной практики в работе с педагогами, реализующими инклюзивное образование в ОУ.

Приложение № 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кленок»

Консультация для учителей

«Инклюзивное образование в современном обществе».

Провела педагог-психолог:

Ольга Георгиевна Махалкина

Соликамск, 2015 г

Цель:  Дать понятие педагогической толерантности, познакомить с формами интеграции детей с особыми нуждами, отметить преимущества инклюзивного образования.  Способствовать изменению общественного мнения у учителей по отношению к особым детям и детям-инвалидам.

Ход:

    - Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашей сегодняшней встречи посвящена проблеме отношения к инклюзивному образованию в современном обществе.  Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области социальной защиты прав детей, имеющих отклонения в развитии. Выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с проблемами в развитии. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития, обучение их навыкам независимости, самостоятельной жизни. При этом усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие возможностей и социальную интеграцию.

     До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограничение жизнедеятельности, не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях (ОУ). Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Несмотря на накопленный в России опыт специального образования, оно зачастую приводит к социальной дискриминации особых детей, нарушению права выбора ими образовательного учреждения и формы получения образования, а также жизни и воспитания в семье.

     Демократические преобразования в обществе и развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного или интегрированного (совместного) воспитания и обучения, нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, при котором за каждым ребенком с особыми нуждами сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Существует целый ряд проблем, которые необходимо решить, переходя  к инклюзивному обучению.

Среди них:

- поле социализации особых детей неоправданно ограничено и изолировано от общих жизненных условий;

- особые дети подвержены эмоциональной перегрузке, связанной с неприятием, изоляцией и насилием;

- для таких детей характерен жизненный стиль, не направленный на вклад в общество, что ограничивает их социальные связи, снижает самооценку и не способствует саморазвитию;

- общность детей с ограниченными возможностями воспринимается как иждивенческий балласт, что влечет за собой негативное отношение к ним других членов сообщества и способствует созданию негативных образцов жизненных стилей.

    Всем известно о существовании понятия «интеграция». Что же такое интеграция? Интеграция – закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в различных сферах жизнедеятельности общества.

     С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции. Выделены следующие формы интеграции детей с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников:

Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются в массовых классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя - дефектолога специального класса.

Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия) по 1-2 человека.

Временная интеграция, при которой все воспитанники специального класса вне зависимости от уровня психического и речевого развития объединяются со здоровыми сверстниками не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях.

Полная интеграция эффективна для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные классы массовых школ. При этом они обязательно должны получать коррекционную помощь по месту обучения.

     С точки зрения нахождения ребенка в ОУ можно выделить временную и постоянную формы интеграции. Модель постоянной интеграции предполагает воспитание и обучение ребенка с особыми нуждами в массовом ОУ на протяжении всего учебного времени.

     Однако внедрению интегрированных (инклюзивных) форм специального образования препятствует неготовность ближайшего окружения ребенка с особыми нуждами принять идею совместного обучения. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается, в большей степени, на устоявшиеся негативные социальные стереотипы, чем на объективные факты.

     Родители здоровых сверстников опасаются, прежде всего, снижения качества образования своих детей, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса.

     Родители детей с проблемами в развитии обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности.

     Педагоги среди причин, вызывающих опасения, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение инклюзивного образования – отсутствие безбарьерной среды, необходимого оборудования и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов.

     Стереотипы, страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – все это способствует развитию негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Подобное отношение присутствует на всех уровнях: у родителей, учителей, в школах,  и даже у самих детей с ограниченными возможностями. Появление информации в СМИ, телепередач о таких людях, их интересах, проблемах, возможностях самореализации согласитесь, до недавнего времени являлось редкостью.

     Известно, что в России накоплен немалый опыт инклюзивного образования и, в частности, формирования толерантного взаимодействия субъектов образования, не исключающий достижения специального (коррекционного) обучения и воспитания.

     Несмотря на целый ряд сложностей и проблем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях. Таким образом, интегрированное обучение детей при соответствующем ресурсном обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно- воспитательного процесса. Такой подход не только позволяет лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

     Говоря о проблеме инклюзивного образования, необходимо отметить и существующую проблему толерантности, которая также стала широко освещаться в средствах массовой информации в последнее время.

Что включает в себя понятие толерантности?

(Ответы учителей).

     Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

     Существует факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к детям с ограниченными возможностями. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

     Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.

     Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными)  людьми;  интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

     Таким образом, одной из задач, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере специального образования, является формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

     Особо следует отметить, что среди преимуществ инклюзивного образования и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

- преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

 - преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

- преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

- преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).    

     Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. Надеюсь, наша встреча  была полезной для вас, и  мы постараемся быть терпимы к  детям с особыми нужда

Приложение № 2

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кленок»

Практическое занятие для педагогов

«Толерантная и интолерантная личность»

Провела педагог-психолог:

Ольга Георгиевна Махалкина

Соликамск, 2015 г

        Цель: ознакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности. Повышение уровня   взаимопонимания и согласованности действий в группе.        

     Ход: - Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим основные отличия толерантной личности от интолерантной. Американский психолог Гордон  Олпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между "своей" и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально. Толерантный человек, наоборот, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Упражнение «Я подарок для человечества…»

      Психолог: Каждый человек - уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что каждый из здесь присутствующих действительно является "подарком" для человечества. Каждый из участников аргументирует свое утверждение, например: "Я подарок для человечества, так как я..."

Психолог обобщает высказывания участников, говорит, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Упражнение «Что нас объединяет».

Психолог: Я предлагаю вам определить, что вас объединяет, несмотря на множество различий. Вы должны представиться каждому новому собеседнику, задать вопросы, касающиеся психологических характеристик и интересов, которые могут вас объединять, и записать результат на листе бумаги.

Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, выросли в большой семье, любим слушать классическую музыку, не менее одного раза в месяц бываем в кино, гостях и т.д.

     Затем участникам предлагается перечислить записанные сходства, группа может прийти к выводу, что, несмотря на физиологические, биографические, и национальные различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.

Психолог: Ну а сейчас я вам предлагаю назвать хотя бы 15 характеристик, свойственных толерантной личности.

(Педагоги называют характеристики, которые записываются на доске).

Это могут быть такие характеристики, как:

1) терпение,

2) доверие,

3) умение владеть собой,

4) снисходительность,

5) доброжелательность,

6) умение не осуждать других,

7) терпимость к различиям,

8) способность к сопереживанию,

9) умение слушать и др.

     В процессе обсуждения педагоги определяют качества толерантной и интолерантной  личности и выясняют, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.

Упражнение "Я такой, какой я есть" и "Я такой, каким хочу быть».

Психолог: Уважаемые педагоги, предлагаю вам выполнить два рисунка: "Я такой, какой я есть" и "Я такой, каким хочу быть". После выполнения задания неподписанные рисунки сдаются психологу, который по очереди показывает их участникам с просьбой рассказать, что они видят на рисунке. Участники говорят о своих ощущениях от рисунка: каким, по их мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. После того как все участники выскажут свое мнение, они пытаются определить, кто автор рисунка. Автор рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему высказывания. Таким образом, обсуждаются все рисунки.

     Очень хорошо, что сегодня высказались все присутствующие. Я уверена, что тех качеств толерантной личности, которых, по вашему мнению, пока у вас  недостаёт, вы обязательно в себе воспитаете. И замечательно, что вы уже видите, что надо изменить в себе.

Рефлексия занятия:

  • выразите свое мнение от участия в сегодняшнем занятии;
  • что было наиболее интересным и запоминающимся;
  • что вы вынесли из нашей встречи;
  • чего не хватало на этой встрече;
  • пожелания участникам встречи.

Спасибо за активную работу. Успехов Вам!

Приложение № 3

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кленок»

Практическое занятие для педагогов

«Я» глазами окружающих людей».

Провела педагог-психолог:

Ольга Георгиевна Махалкина

Соликамск, 2015 г

Цель: Повышение уровня сплочённости группы, управление эмоциями, понимание эмоционального состояния других. Развитие умение видеть себя глазами других и понимать окружающих.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги.  Я рада новой встрече с вами. Скажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от сегодняшней встречи.

(Ответы педагогов).

Упражнение «Подарок».

Педагоги садятся в круг. В нашей жизни очень важно дарить подарки, чтобы завоевать благосклонность других людей, ведь это единственная в своем роде возможность расположить их к себе и завоевать доверие. А как же приятно их получать!

Сейчас одному из вас нужно подойти  к любому другому участнику и вручить ему вымышленный подарок. Вам нужно сказать несколько комплиментов и объяснить, почему вы дарите этот  подарок. Но не надо прямо называть то, что вы дарите.  Надо как можно более правдоподобно с помощью мимики и жестов показать, какой формы подарок, большой он или маленький, насколько тяжелый и т. д.

Затем, также используя только мимику и жесты, человек, получивший подарок, должен показать, как он его принимает и при необходимости распаковывает. Он не должен угадывать, что это такое, а просто благодарит за подарок.

Затем игрок, получивший подарок, встает и направляется к какому-либо другому члену группы, чтобы в свою очередь сделать подарок ему.

Важно, что получатель подарка должен в любом случае поблагодарить дарителя, даже если не понял, что ему подарили. Можно вспомнить пословицу: «Дорог не подарок, а внимание».

Это может быть какой-то предмет, но может быть и некое абстрактное качество.

Упражнение «Скажи приятное».

Психолог: Умение легко войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником показывает высокий уровень толерантности человека. Я предлагаю провести серию встреч друг с другом, объединившись в пары. Для этого нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Время на установление контакта, взаимные приветствия, проведение самой беседы, завершение начатого разговора и прощание занимает 10 минут. Примеры ситуаций:

- перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его впервые, но вам необходимо узнать, как проехать до нужного вам места в городе, где вы находитесь впервые;

- вас окликнули на улице, оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся; вы начинаете словами...;

- перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться; подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

(Обсуждение ситуаций).

Мы ещё раз убедились, что умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними.

Упражнение «Моё восприятие».

Все педагоги садятся в круг.

Психолог: Предлагаю одному из вас пересадить всех, учитывая цвет глаз присутствующих: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему. Затем тоже самое предлагается выполнить другим участникам.

В процессе обсуждения педагоги приходит к выводу, что у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими.

Упражнение «Пойми меня».

Психолог: Уважаемы педагоги, попробуйте по очереди изобразить  позой, мимикой или интонацией свое состояние, которое вы в данный момент ощущаете, предоставив возможность другим понять это состояние.

(Идёт обсуждение). 

Упражнение «Мои эмоции».

Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, агрессия, доброжелательность, безразличие, недовольство, пренебрежение) и с соответствующей интонацией произносит любое высказывание в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, какие чувства передавал его коллега.

В завершении упражнения проводится обсуждение в общем кругу: "Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?"

Упражнение «5 качеств».

Психолог: Я попрошу вас, не указывая на карточке своего имени, записать 5 качеств, которые вы больше всего цените в себе и за которые вас уважают другие люди.

Перевернув лист бумаги, запишите 5 своих качеств, которые вам не нравятся в себе и неприятны.

Выполнив задание, карточки сдайте мне. Психолог, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.       После проведения упражнения важно обсудить его в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли было совпадений с их представлениями о своей жизни.

Главная черта в психологии личности - формирование более высокого уровня самосознания, понимание своих индивидуальных качеств, самооценки. В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих.

Благодарю вас за работу. До новой встречи.

Рефлексия занятия:

  • выразите свое мнение от участия в сегодняшнем занятии;
  • что было наиболее интересным и запоминающимся;
  • что вы вынесли из нашей встречи;
  • чего не хватало на этой встрече;
  • пожелания участникам встречи.

Приложение № 4

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кленок»

Практическое занятие для педагогов

«Толерантность к людям с ограниченными возможностями».

Провела педагог-психолог:

Ольга Георгиевна Махалкина

Соликамск, 2015 г

Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ход: 

     Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня состоится ещё одна заключительная встреча с вами. И начать её я предлагаю с упражнения «Я – это супер!»

Педагоги становятся в круг лицом друг к другу. Выполняют упражнение в одном темпе и ритме (который на данный момент кажется наиболее подходящим).

Участники двигаются особым образом: они топают сначала левой ногой, затем - правой, потом делают хлопок - ритмическое движение. Группа задает ритм, свои действия участники по очереди сопровождают следующими фразами: Я (притопывание одной ногой) — ЭТО (притопывание другой) ИМЯ (хлопок в ладоши). Например, «Я – ЭТО НАДЕЖДА!»

Если кто-то сбился, группа дает возможность произнести свою фразу еще раз.

Этот способ представления позволяет сделать акцент на самоутверждении.

Упражнение «Почтовая марка».

Психолог: Мы с вами уже знакомы с понятием толерантности. Действительно в последнее время о термине «толерантность» мы слышим все чаще и чаще. Представьте себе, что ЮНЕСКО сделали заказ: выпустить почтовую марку ограниченного тиража, которая станет гордостью коллекции любого нумизмата. Включите свое воображение. За 15 минут вам предстоит изготовить эскиз этой марки и защиту своего определения толерантности.

Упражнение выполняется в группах по 3-4 человека, заканчивается презентацией марки. Каждая из образовавшихся групп должна объяснить смысл изображения на своей марке и найти общее во всех рисунках.

Упражнение  «Групповая дискуссия».

     Психолог: Скажите уважаемые коллеги - кто такие люди-инвалиды?

Часто ли вы встречаете на улице инвалидов или людей с ограниченными возможностями?

Есть ли у вас родственники, знакомые— инвалиды?

Должно ли инвалидам быть стыдно за свое положение?

Обращали ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя, когда видят инвалидов на улице?

Как выдумаете, что чувствуют инвалиды, когда на них обращают внимание, жалеют их?

(Идёт обсуждение данных вопросов).

Спасибо, у нас развернулась очень интересная дискуссия. Но нам необходимо продолжить нашу работу.

Упражнение «Поводырь-Слепец».

Сейчас мы с вами поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что может чувствовать человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой — «Поводырь». На полу расставлены препятствия, через которые «поводырь» должен провести «слепца», избегая этих препятствий.  Обсуждение:

Что вы чувствовали, находясь в роли слепца? Поводыря?

(Ответы участников).

Упражнение «Связанные руки».

Участникам связываются руки, а затем их просят застегнуть-расстегнуть пуговицы, завязать ленту, написать мелом на доске и т.д.

Обсуждение.

Что вы испытывали при выполнении данного упражнения?

(Участвующие педагоги делятся своими чувствами и эмоциями).

Упражнение «Что слышно?»

Психолог: Послушайте, пожалуйста, звуки природы, а затем расскажите, что вы услышали.

(Включается музыка: звуки природы, шум леса, пение птиц и т.д. Педагоги делятся впечатлениями от услышанного).

Как прекрасно проснуться утром, услышать пение птиц, шелест листьев на деревьях, почувствовать гармонию души и тела…— это счастье.

Упражнение «Наше послание вам»

Знакомство группы с письмом от людей с ограниченными возможностями.

Психолог зачитывает текст письма:

Друзья! Мы всегда рады общению, взаимодействию, дружбе! Не секрет, что это получается не всегда гладко и просто. Жаль, что, когда вы заблудились или хотите, что–нибудь узнать, а вокруг никого нет, кроме инвалида вы забоитесь, постесняетесь или просто не захотите подойти. А мы поможем, ответим и будем рады вашему вниманию.

Мы обычные люди, немного обиженные природой – матушкой, но поверьте, мы к себе привыкли, стараемся адекватно себя оценивать, знаем свои способности и возможности. Поэтому, когда вы видите нас, не проявляйте излишнего внимания, сердобольности или навязчивого сочувствия, это снова напоминает о нашей болезни. Мы приняли свое заболевание, как бы это ни было трудно, примите и вы его. Давайте общаться на равных.

При разговоре, беседе и споре обращайтесь непосредственно к нам, не бойтесь смотреть прямо в глаза, пожать нам руку или еще несколько раз повторить вопрос. Не стесняйтесь предложить нам помощи и не расстраивайтесь, если мы отказались от нее.

Иногда нам трудно говорить, но мы очень хотим быть выслушанными и понятыми, но вы спорьте с нами, доказывайте свое мнение, задавайте любые вопросы. Мы тоже любим шутить и смеяться, имеем самокритичность. Не бойтесь показаться глупыми или слишком умными – будьте собой и нам будет легко и спокойно.

Если убрать все признаки нашего заболевания, вы увидите здоровых, интересных, общительных людей. Спасибо за участие!!!

(Проводится обсуждение того, какие чувства и эмоции испытывает автор письма, какую полезную информацию мы получили. Какие эмоции испытывали при прослушивании).

А вот и общий совет психологов: рассчитывайте на здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.

Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Мой парк».

Включается спокойная расслабляющая музыка.  Упражнение осуществляется с помощью воображения.

Психолог дает инструкцию: «Расслабьтесь, все хорошо поработали, выполнили много заданий, активно участвовали. Постарайтесь закрыть глаза, кто не может, можно оставить открытыми. Представьте, пожалуйста, большое пространство, оглянитесь вокруг, что вы видите, как вы себя чувствуете. Огляделись, привыкли. Теперь необходимо начать строить свой парк. Задумайтесь, что бы вы хотели увидеть в своем парке. Какие предметы и как вы расставите. Даю вам время оборудовать открытое место. Это может быть парк отдыха, парк развлечений, парк для занятий. Выполнили всю работу, как вы себя чувствуете, какие эмоции испытываете, можно еще что – нибудь добавить. Теперь посмотрите, кто приходит в ваш парк, как эти люди себя чувствуют, что делают. Обратите внимание на ваш уровень удовлетворения от сделанной работы, что нравится, что нет, что нужно изменить. Начинаем просыпаться, открывает глаза».

(После упражнения все желающие могут рассказать свои впечатления от выполненной работы).

Упражнение «Групповой рисунок».

Психолог:  А сейчас я предлагаю вам нарисовать ответное письмо детям с проблемами в развитии красками. Участвуют все педагоги.

(Включается спокойная музыка).

Обсуждение рисунка: по кругу каждый участник говорит по одному предложению о своем послании, в результате должен получиться связный рассказ.

     Прощание «Электрический ток»

Психолог: Встаньте, пожалуйста, в круг. Беремся за руки. Передаем по кругу легкое пожатие. В кругу вы должны высказать то, что «наболело», что осталось не высказанным, пожелания друг другу.

Рефлексия участников встреч:

-Кажется ли вам тема толерантности актуальной?

-Можно ли дать одно определение «толерантности»?

-Я поняла,  что…

- Закончите предложение: «Для меня на этой встрече было главным …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкул...

Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наше дошкольное отделение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, поэтому мы стараемся создать для них комфортные условия пребывания, соблюдая при этом все установле...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)

Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "

Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)

Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...

«Методы и приемы формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. (ФГОС)Самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. /С.И.Оже...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)...