«СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
консультация на тему

 

    Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.

      Образовательная область «Социализация» содержание которой осваивается в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и с моральным нормам и правилам). Данные тенденции требуют качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализаций ребенка, но и форм в которых она осуществляется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

     В соответствии с современными исследованиями дошкольное образовательное учреждение рассматривается как специфическая сфера социальной жизни, стимулирующая личностное и социальное развитие ребенка дошкольного возраста.

    Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.

      Образовательная область «Социализация» содержание которой осваивается в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и с моральным нормам и правилам). Данные тенденции требуют качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализаций ребенка, но и форм в которых она осуществляется.

Организуя среду ДОУ, а особенно группы раннего возраста, нужно ориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

 Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка раннего возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г.А. Ковалева, Ю.С. Мануйлова, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами была разработана следующая компонентная структура эмоционально-развивающей среды ДОУ:

  1. эмоционально-поддерживающий компонент;
  2. эмоционально-настраивающий компонент;
  3. эмоционально-стабилизирующий;
  4. эмоционально-активизирующий;
  5. эмоционально-тренирующий компонент.

      Уточним содержание каждого из компонентов эмоционально развивающей среды для группы детей раннего возраста.

Эмоционально-поддерживающий компонент среды

К этому компоненту относятся эмоционально поддерживающие взаимоотношения между участниками совместной жизнедеятельности в ДОУ.

Маленький ребенок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Следует подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в группе принадлежит воспитателю, его собственному эмоциональному настрою, отношению к детям, эмоциональным особенностям поведения и речи, а также эмоциональной устойчивости. Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и эмоционально поддерживающем отношении к каждому малышу, в готовности прийти на помощь.

Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребенка – выражение радости (улыбка, смех). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Клинические исследования показывают, что отсутствие радостных переживаний может вызвать серьезные психические и физические нарушения. Радость не может быть вызвана намеренно, запланирована, радости невозможно обучить ребенка. Она возникает спонтанно при достижении человеком какого-либо важного для себя результата. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребенка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний. Чувствуя себя в принятым, ребенок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения. Во многом эмоции ребенка раннего возраста – это эмоции окружающих его людей. Окружающие должны делиться своей радостью с ребенком, позволяя ему «присоединиться» к чужой эмоции, в результате действия механизмов социального научения у ребенка формируется и развивается эмоция радости. Постепенно круг обстоятельств, вызывающих радость ребенка, расширяется: он начинает испытывать радость от игры, общения со сверстниками, учения и т.п.

Особую роль в развитии эмоциональной сферы играет подкрепление эмоциональной реакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его необходимо обнять и поцеловать, если он шалит – выразить недовольство. Эти эмоционально обусловленные действия закрепляются в сознании ребенка и, во-первых, влияют на мотивацию поведения а, во-вторых, играют роль в формировании умения «предчувствовать» реакции окружающих, т.е. в формировании «эмоциональной компетентности». Следует помнить, что возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия ребенка к миру. Контроль со стороны взрослых позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Данный компонент предполагает организацию эмоционально значимого общения между детьми в группе, играющего определяющую роль в развитии эмпатии, умении выражать свои эмоций, а также стимулирующем формирование навыков эмоциональной регуляции Любому ребенку необходимо, чтобы на него обращали внимание, откликались на проявленные им эмоции. Если этого не происходит, ребенок начинает «накапливать» эмоции, и, переполняясь ими, демонстрирует внезапные бурные реакции. Часто истерика представляет собой выход накопившегося эмоционального напряжения. Нарушения поведения, демонстрация негативных эмоции являются для воспитателя индикатором нарушения эмоционального благополучия ребенка, неудовлетворения его базовых (по А. Маслоу) потребностей.

Эмоционально-настраивающий компонент среды

     Под ним подразумевается особенности внешней обстановки – благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и пр. При создании данного компонента среды ДОУ следует помнить о таком явлении эмоциональной жизни ребенка как эмоциональный тон ощущений, когда одни события и элементы окружающей ребенка среды вызывают удовольствие, имеют положительный эмоциональный тон, другие – неудовольствие, отрицательный эмоциональный тон. Эмоциональный тон состоит из отдельных жизненно важных воздействий (температурных, зрительных, слуховых и др.).  В эмоциональном тоне аккумулируются наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов окружающей среды. Значит, необходима целенаправленная работа по созданию и сохранению благоприятных эмоциональных факторов и устранение неблагоприятных воздействий.

        Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не                                          однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

       Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

     Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

     При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.

        Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

     Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель использует игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр, сенсорную комнату  и т.д.                                                                                                          Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. 

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

      Основное содержание данного компонента- обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для малыша 2-3 лет так важны режимные моменты. Кроме того, режим дня позволяет удовлетворить потребность ребенка владеть ситуацией (знать, что можно ожидать, какие события произойдут).

        При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

        Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

       Во время пребывании  детей в ДОУ необходимо обеспечивать физические нагрузки. Известно, что физическая нагрузка является лучшим средством для снятия нервного напряжения. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре и при этом наблюдается наибольший эмоциональный подъем.        

    В раннем возрасте лет у детей  довольно часто проявляется эмоция страха: боязнь новых предметов, необоснованный (в глазах взрослого) страх какого-либо предмета(кресла, унитаза и т.д.). Как правило, страхи возникают в результате изменения привычных условий жизни ребенка. В последние годы появились исследования, которые указывают на тот факт, что эмоциональное развитие детей, которые провели больше года с одним воспитателем, было более благополучным, чем у детей, у которых часто менялись воспитатели в группе. Следовательно нужно обратить внимание и на этот фактор.  

Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

    Предполагает эмоционально активизирующие занятия, игры, сюрпризные моменты и прочее. К проводимым в группе занятия необходимо ставить «эмоционально окрашенные» задачи, соотнося их с задачами эмоционального развития ребенка: накопления, своевременное «отыгрывание» эмоций, эмоционального возбуждения и расслабления.

     Эмоциональное развитие ребенка сопряжено с полноценным развитием его сенсорной системы. Также  с пополнением сенсорного опыта детей активизирующая работа должна включать занятия, по развитию моторного аппарата.

      Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания эмоционально развивающей среды ДОУ. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

      Кроме игровой деятельности активизируют и насыщают эмоциональное развитие ребенка различные сюрпризные моменты, яркие эмоционально окрашенные события и ситуации (театральные представления, праздники, утренники и т.д).

      Но не следует считать, что дети должны получать только положительные эмоции. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Ребенку необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоционально-тренирующий компонент

     Основное содержание данного компонента – формирование навыков эмоциональной регуляций. В раннем возрасте эмоции в основном зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

     Для регуляции эмоционального состояния ребенка специалисты рекомендуют использовать ритм – ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм задают и книги, адресованные детям раннего возраста(«Колобок», «Теремок»).

     Задачам тренировки  навыков регуляции эмоций наиболее отвечают психогимнастические занятия с детьми. Эти занятия не предусмотрены нормами организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, но рекомендованы психологами и медиками. Психогимнастика представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, повышенной тревожностью и страхами и т.п.

     

       Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

     Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, педагог должен осознавать разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентировать на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего  компонентов среды.

     Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"

В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....

"Создание эмоционально - развивающей среды в группе детского сада" (из опыта работы)

В презентации отражены основные составляющие эмоционально - развивающей среды, способствующей созданию положительного микроклимата в группе детского сада....

Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников

эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....