О ВВЕДЕНИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ «НЕСТАНДАРТНЫЙ СТАНДАРТ»
консультация на тему

Страшенко Елена Владимировна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_na_sayt.docx281.18 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

О ВВЕДЕНИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ «НЕСТАНДАРТНЫЙ СТАНДАРТ»

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2014/05/skorz.jpg

20145 год

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА «СТАНДАРТИЗАЦИИ» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Во-первых, очень сжатые сроки введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт). Стандарт был утвержден 17 октября 2013 года, официально зарегистрирован Минюстом России и приобрел статус нормативного правового документа 14 ноября 2014 года, а вступил в силу уже с 1 января 2014 года. К сожалению, переходный период введения ФГОС ДО нормативно не установлен.

Во-вторых, незавершенность нормативной правовой базы введения ФГОС ДО. Педагогам-практикам ФГОС ДО необходим как базовый документ, определяющий фундаментальные основы их деятельности. Но для внедрения Стандарта нужны более конкретные инструменты — вариативные комплексные программы и педагогические технологии, соответствующие ФГОС.

В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» установлен механизм определения соответствия вариативных авторских программ образовательным стандартам — проведение их экспертизы и включение по ее результатам в реестр примерных основных образовательных программ. Пока порядок проведения такой экспертизы не установлен.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ФГТ (ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ) И ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Основные принципы построения воспитательно-образовательного процесса созвучны в ФГТ и ФГОС. ФГТ установили, что образовательный процесс в дошкольном учреждении должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ФГОС ДО, развивая этот принцип, определяет, что образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивая тем самым принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).

В соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Задача Стандарта — объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества — перекликается с одним из принципов ФГТ: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содержания дошкольного образования. Это образовательные области, соответствующие основным направлениям развития детей. Хотя в ФГТ таких образовательных областей 10, а в Стандарте — 5, но по содержанию образовательные области очень близки.

Направления развития ребенка дошкольного возраста

Образовательные области в ФГТ

Образовательные области в ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

Социально-коммуникативное развитие

Труд

Безопасность

Познавательно-речевое развитие

Познание

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы

Речевое развитие

Коммуникация

Физическое развитие

Физическая культура

Физическое развитие

Здоровье

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Много общего мы найдем также в разделе ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ПОЧЕМУ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЗЫВАЮТ «НЕСТАНДАРТНЫМ СТАНДАРТОМ»?

Новый Закон об образовании однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае — дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Таким образом, с разработкой ФГОС дошкольного образования мы нормативно определяем, конкретизируем обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста.

Следовательно, ФГОС ДО нужен для того, чтобы обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:

  • одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
  • такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических детских видах деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении.

Принципы, которые лежат в основе Стандарта, предусматривают вариативность содержания дошкольного образования, которое обеспечивает развитие ребенка, и учет индивидуальных особенностей детей. Это следующие принципы:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Ни в одном из ФГОСов других уровней общего образования нет таких принципов.

Важно понять, что Стандарт создан не для того, чтобы всех детей дошкольного возраста мерить единой меркой. Стандарт:

  • сохраняет вариативность программ дошкольного образования;
  • предусматривает свободу выбора средств и методов, педагогических технологий и приемов дошкольного образования;
  • позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка;
  • позволяет оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Таким образом, как говорит академик А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный Стандарт — это стандарт вариативности и развития, нестандартный Стандарт.

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ РОДИТЕЛИ ПОЛНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕДРЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.

При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания (а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей.

С этой точки зрения, цель детского сада — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,...

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...

«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».

laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....