«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тамара Геннадьевна Бердникова

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание системы занятий, основанных на материале дидактических игр, направленных на повышение эффективности процесса формирования социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Занятие 1. Тема: «Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Знакомство».

Цель. Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»; развитие внимания, наблюдательность, принятие детьми друг друга; создание положительного эмоционального состояния.

Задачи. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обогащать опыт ауторелаксации.

Содержание:

Занятие позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия; идентифицировать себя со своим именем, лучше понять себя и другого; развивает умение узнавать друг друга по голосу.

Технология:

Элементы тренинга (ритуал приветствия, прощания), развивающие игры («Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу», «Оживи картинку»), рефлексия в рисунках, домашнее задание.

Критерии результативности:

Дети должны знать ласкательные производные от своего имени, уметь пользоваться ими в речи; быть внимательным к себе и другим, уметь расслабляться, лежа на полу, закрыв глаза, слышать, что происходит вокруг и внутри него.

Занятие 2. Тема:  «Характер и эмоции в русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».

Задачи: развивать эмоционально-образное восприятие; учить понимать и оценивать эмоции, чувства, характер и поступки героев.

Оборудование: книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с красочными иллюстрациями.

Ход занятия:

Воспитатель: Кто из лесных животных самый страшный?

Дети: Волк - зубастый, злой.

Воспитатель: Кто самый слабый и трусливый?

Дети: Зайчик. Он всех боится; хвостик, ушки дрожат?

Воспитатель: Кто в лесу самый красивый? О каком звере и в сказках говорят «красивая шубка»?

Дети: Лисичка - рыжая красавица.

Воспитатель: Вспомните, какие прозвища у этих животных в сказках.

Дети: Волчик-братик, волчок - серый бочок, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка.

Воспитатель: Лиса в сказках не только красивая, но еще и хитрая, старается всех обмануть. Послушайте внимательно историю о лисичке, а потом расскажите, какая лисичка.

После рассказа сказки воспитатель проводит беседу, в ходе которой использует иллюстрации.

Воспитатель: В сказках все может случаться, потому что сказка - необыкновенная история.

Беседа по содержанию сказки.

История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка? Почему вы думаете, что выдумка?

Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?

Что значит слово «плутовка»? Как вы его понимаете?

Расскажите, с чего все началось.

Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?

Дети отвечают.

Интонационное упражнение.

Воспитатель: Попробуйте сказать так, как лиса просилась переночевать. Что лиса говорила? Каким голосом?

Дети отвечают.

А каким голосом лиса требовала утром пропажу? Скажите так, как она говорила.

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям проговорить диалоги лисы и хозяев.

Расскажите, как была наказана лиса за свой обман.

Занятие 3. Тема: «Мое имя».

Цель. Формирование стремления к самосовершенствованию, чувства близости с другими людьми, поддерживать положительное эмоциональное состояние.

Задачи. Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение; развитие двигательных навыков; формирование взаимопонимания и сплоченности.

Содержание:

Занятие позволяет раскрыть свое «Я» каждому ребенку, рассказать о своих автопортретов и рисуя себя в трех зеркалах; зеленом, голубом, красном; развивает двигательную активность, навыки рефлексии, учит передавать эмоциональное состояние.

Технология:

Беседа, игры («Связующая нить», «Прогулка», «Возьми и передай», «Паровозик», «Я расту», «Интервью»), рисование самого себя, домашнее задание.

Критерии результативности:

Уметь говорить что-нибудь хорошее о каждом, избегая негативной оценки, высказываться о том, что чувствует, что хочет для себя и пожелать другим; выполнять действия согласно тексту и музыкальному сопровождению; передавать мимикой радостное настроение.

Занятие 4. Тема: «Как я чувствую мир»

Цель. Учить выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям.

Ход занятия

Воспитатель. Сядьте в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Внимательно слушайте своих собеседников, помните: каждый имеет право на собственную точку зрения.

Воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить (по желанию).

1. Я чувствую себя счастливым, когда...

2. Я обижаюсь, когда...

3. Я злюсь,, когда...

4. Я боюсь, когда...

5. Самое хорошее - это...

6. Самое плохое - это...

7. В дождь я чувствую себя...

8. В снегопад я ощущаю...

9. В солнечный день я ощущаю...

10. Сегодня я чувствую себя...

11. Если бы я был животным, я был бы...

12. Если бы я был птицей, я был бы...

13. Если бы я был растением, я был бы...

14. Если бы я был зданием, я был бы...

15. Если бы я был волшебником, я бы...

16. Если бы мне разрешили, я бы в детском саду...

17. Если бы я оказался в сказке, то я бы был...

18. Когда я представляю себе синий цвет, я думаю о...

19. Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о...

20. Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о...

21. Когда я представляю себе желтый цвет, я думаю о...

22. Когда я представляю себе черный цвет, я думаю о...

23. Когда я представляю себе красный цвет, я думаю о...

24. Когда я представляю себе зеленый цвет, я думаю о...

25. Когда я представляю себе розовый цвет, я думаю о...

Далее детям можно задать вопросы:

1. Было ли трудно высказывать свои мысли?

2. На какой вопрос было сложнее дать ответ?

3. Над каким вопросом вы раньше не задумывались?

4. Что нового вы узнали о ком-то из ребят?

5. Удалось ли вам лучше узнать друг друга?

6. Какой вопрос вы хотели бы задать всем ребятам?

7. Какой вопрос вы хотели бы задать воспитателю?

8. Вам понравилось наше занятие? Хотите еще так собраться и общаться?

Воспитатель. К следующему занятию каждый из вас подготовит один вопрос для рассуждений. Договорились?

Занятие 5. Тема: «Передача эмоций в русской народной сказке «Жихарка».

Задачи: учить замечать образные слова и выражения в тексте; закреплять умение подбирать синонимы; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Воспитатель: Дети, вы большие человечки или маленькие?

Дети: Большие.

Воспитатель: Такие, как я?

Дети отвечают.

Значит еще маленькие. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал», «Маленький, да удаленький». Что означают эти поговорки? О ком так говорят?

Дети: Малыш находчивый, сообразительный, смелый.

Воспитатель: Про такого находчивого и смелого человека говорят, что он удал, удалец. Сегодня я расскажу вам про одного такого удальца.

После рассказывания сказки воспитатель предлагает детям показать, как свернулся кольцом на лопате Жихарка, показать веселое, испуганное, хитрое выражение его лица.

Беседа по содержанию сказки.

Расскажите, каким вы представляете себе Жихарку. Он был маленький, как…

Воспитатель побуждает детей к сравнению.

Можно ли о нем сказать, что он удалец? Почему? Объясните. Какими еще словами можно сказать о Жихарке?

Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.

Как сказать по-другому об их настроении?

Давайте пофантазируем, что делают Жихарка, кот и петух сейчас. Что еще с ними могло случиться?

Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка.

Как вы думаете, Жихарка - веселый человек?

Дети отвечают.

Нарисуйте такое выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.

Дети выполняют. Воспитатель выслушивает мнение детей и подводит их к мысли, что Жихарка удалой, сообразительный, не теряет уверенности в себе, всегда веселый.

Представьте, что могло бы случиться, если бы Жихарка был пугливым, плаксой. Как могла бы закончиться его встреча с лисой?

Дети отвечают.

Воспитатель поощряет придуманные детьми варианты историй.

Занятие 6. Тема: «Я люблю…»

Цель. Развитие любознательности, формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки.

Задачи. Продолжать формирование взаимопонимания, доверия, эмоциональных контактов; развитие навыков кооперации; обогащать опыт общения детей друг с другом.

Содержание:

Беседа об истории имен позволяет создать доверительную атмосферу в группе; в ходе игры дети становятся более открытыми внешним впечатлениям. Этюд укрепляет эмоциональные контакты, активизирует детей.

Технология:

Беседа, индивидуальный этюд «Подари движение», пантомима «То, что я люблю делать», игры («Переходы», «Разыщи радость», «Массаж чувствами», «Звериное пианино»).

Критерии результативности:

Развиваются навыки кооперации: дети строятся по росту, цвету глаз, волос; учатся петь свое имя на разные лады: тихо, громко, как эхо и т.д., двигаться в такт музыке, повторяя движения за ведущим.

Занятие 7. Тема: «Друзья».

Цель. Учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учить чувствовать настроение и желания друг друга.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает детей, что означают слова «друг», «знакомый», «дружба» («лучший друг»). В ходе беседы дети приходят к выводу, что друзья знают друг о друге больше, чем о других людях.

Дети-друзья делятся на пары: первый начинает предложение, второй его заканчивает. Если он отвечает именно так, как думает ребенок, задающий вопросы, то получает фишку.

Вопросы детей

1. Моя любимая игрушка...

2. Моя любимая игра...

3. Моя любимая еда...

4. Моя любимая песня...

5. Мой любимый мультфильм...

6. Мой любимый человек...

7. Мое любимое занятие дома...

8. Мой любимый праздник...

9. Я хочу, чтобы на день рождения мне подарили...

10. Когда я пойду в школу...

11. Когда я вырасту, я мечтаю...

12. Когда я вырасту, я стану...

13. Я люблю в детском саду...

14. Я не люблю в детском саду...

15. Я хочу, чтобы мама разрешила мне... Далее вопросы задает воспитатель.

1. Сложно было отвечать на вопросы о твоем друге?

2. Что ты чувствовал, когда твой друг отвечал на вопросы точно так же, как думаешь ты?

3. Что ты чувствовал, когда твой друг ошибался, отвечая на вопросы?

4. Что ты чувствовал, когда ты отвечал на вопросы так же, как думает твой друг?

5. Что ты чувствовал, когда ошибался, отвечая на вопросы друга о нем?

6. Смог бы ты дать точные ответы на эти вопросы о других детях? О ком из детей ты можешь рассказать? Кто из детей может так же много рассказать о тебе?

7. Хочешь ли ты больше узнать о других детях? Что они любят, чего не любят, что они думают о тебе?

Занятие 8. Тема: «Настроение».

Цель. Осознание своего эмоционального состояния, снятие напряжения, ауторелаксация.

Задачи. Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выражать; формировать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим; стимулирование эмпатии.

Содержание:

Чтение английской народной песенки в переводе С.Маршака «Два маленьких котенка» обогащает чувства ребенка, игры позволяет почувствовать свое эмоциональное состояние, учат адекватно его выражать.

Технология:

Чтение, беседа после прослушивания стихотворения, игры («Солнечный зайчик», «Маша упала», «Поехали, поехали», «Игрушечный магазин»).

Критерии результативности:

Развиваются способности понимать свое эмоциональное состояние: как было, грустно или весело? Тренируют эмоции: нахмуриться, позлиться, испугаться, улыбнуться.

Занятие 9. Тема: Веселые стихотворения.

Задачи: учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, придумывать небольшие рассказы по предположенному сюжету; активизировать эмоционально-оценочную лексику.

Оборудование: листы бумаги, трафарет, карандаши, иллюстрации на тему стихотворений.

Воспитатель: Когда человек смеется, какое у него настроение?

Дети отвечают.

Как, сказать по-другому?

Дети: Хорошее, веселое, радостное, улыбчивое.

Воспитатель: Как можно развеселить человека с плохим настроением?

Дети отвечают. Воспитатель выслушивает предложение детей.

Я прочту вам веселые стихи, и у всех вас настроение обязательно будет хорошо.

Дракон.

В дверь диетической столовой

Вошел дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти -

Прочие сласти.

Для этой головки -

Перловки.

Для этой глотки -

Селедки.

Для этой башки -

Пирожки.

Для этой рожи -

То же.

Для этого личика -

Два сдобных куличика.

Что еше? Лимонада бутылку.

Семь салфеток, ножик и вилку.

В. Берестов

Сколько голов было у дракона?

Дети отвечают.

Одинаковые ли были головы?

Дети отвечают.

Как их назвал сам дракон?

Дети: Рожа, головка, башка, личико, голова, пасть, глотка.

Воспитатель: У вас трафареты. Какой фигурой вы обозначите каждую голову? Нарисуйте лица.

Рисование дети комментируют подбором определений к заданному слову.

Чем рассмешило вас это стихотворение?

Дети отвечают.

А сейчас я прочту вам стихотворение, которое называется «Муха-чистюха». Так ли это на самом деле?

Муха-чистюха.

Жила-была муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном

Клубничном

Варенье.

В понедельник -

В вишневой наливке.

Во вторник -

В томатной подливке.

В среду -

В лимонном желе.

В четверг -

В киселе и смоле.

В пятницу -

В простокваше,

В компоте,

И в манной каше.

В субботу,

Помывшись в чернилах,

Сказала:

- Я больше не в силах!

Ужасно-жужжасно устала.

Но, кажется,

Чище

Не стала.

Я. Бжехва

Как вы думаете, для чистоты ли купалась каждый день муха? Для чего же?

Дети отвечают.

Вспомните, в чем купалась муха? Можно ли назвать ее чистюлей, аккуратной?

Как, какими словами можно сказать о мухе?

Дети отвечают.

Понравились ли вам эти веселые стихи?

Дети отвечают.

Жаль, что вы не можете их прочесть своим родителям. Зато эту историю можно интересно рассказать. Кто попробует? Как рассказать о том, что делала целую неделю муха?

Воспитатель помогает детям составить связный текст, передающий основное содержание стихотворения. После этого предлагает нарисовать по их рассказу рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.

Отчёт по методической  теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Тема по самообразованию: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...