Главные вкладки

    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
    картотека (средняя группа) на тему

    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ БОЛЬШИЕ  И  МАЛЕНЬКИЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon po_muzyke.doc110 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    БОЛЬШИЕ  И  МАЛЕНЬКИЕ

     

    Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

    Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

    - Большие ноги шли по дороге:               (долгие хлопки)

    Топ, топ, топ, топ!

     Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

    Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

    Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок  мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

    Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

    Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

    Игровая цель: Угадать первым.

                             

     

    В ЛЕСУ

     

    Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

    Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре.  Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

          В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

    -Как по лесу у нас             У него соседи-          А на ветке птичка,

    Зайка прыгает сейчас.      Бурые медведи.       Птичка – невеличка!

     

    Программное содержание:  ( Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.

    Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.

    Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,

    Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.

    Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.

                          

     

    ВЕРТУШКА

     

    Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

    Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

    Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

    Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.

    Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

                                  

     

    ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ.

     

    Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

    Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

        В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

     

    Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:

    квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.

    Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.

    Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.

    Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.

                            

     

    ДО, РЕ, МИ.

     

    Программное содержание: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

    Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.

     

    Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.

    Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

    Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.

    Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

                               

     

    ЗАЙЦЫ.

     

    Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

    Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

     

    Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

    Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

    Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

    Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

               

     

    КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?

     

    Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).

    Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

    Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

    Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

    Игровая цель: Угадать первым.

               

     

    КТО  В  ДОМИКЕ  ЖИВЕТ?

     

    Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.

    Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.

    Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

    Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

    Игровая цель: Угадать первым.

                             

     

    ЛЕСЕНКА.

     

    Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

    Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении  предлагает детям  поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

         Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

    Для 7 ступенек:             Для 5 ступенек:           Для 3 ступенек:

    -До, ре, ми, фа,             Вот иду я вверх,          Вверх иду,

    соль, ля, си.                  И спускаюсь вниз.       Вниз иду.

                                                                                (на трезвучии).

     

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

    Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

    Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

    Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

    Игровые действия: Показ рукой.

    Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

     

     

    МОРЕ.

     

    Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях  музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

    Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

     

    Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко (  ), не слишком громко (    ), очень громко (     ) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

    Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

    Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

    Игровая цель: Угадать первым.

     

     

    МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

     

    Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

    Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

         - Еле, еле, еле-еле               (дети начинают движение)

           Завертелись карусели.  

           А потом, потом, потом    (бегут)

           Все бегом, бегом, бегом.

           Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

           Карусель остановите!     (останавливаются).

    Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

    Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

    Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

    Игровая цель: Принять участие в хороводе.

     

    МУЗЫКАЛЬНОЕ   ЛОТО.

     

    Программное содержание: Учить детей различать форму  музыкального произведения ( запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

    Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

    правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

     

    Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

    Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

    Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

    Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

     

     

    НАЙДИ И ПОКАЖИ.

     

    Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

    Ход игры: Педагог  знакомит  детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел  дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

    •-         Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

    А утята ей отвечают:

    •-         Кря-кря, мы здесь!

    Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

     

    Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

    Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

    Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

    Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

     

     

     

    НАЙДИ  МАМУ.

     

    Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

    Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

    •-         Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

    •-         Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

    И все остальные птенчики стали звать своих мам.

    В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

     

    Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

    Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

    Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

    Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков              

     

     

     

    ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

     

    Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

    Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

    Рекомендуемые попевки:

    «Петушок» рус.н.м.          «Мы идем с флажками»          «Дождик»

    Петушок, петушок,            Е.Тиличеевой                           рус.н.м.

    Золотой гребешок!            Мы идем с флажками,          Дождик, дождик!

    Что ты рано встаешь,       Красными шарами.                Веселей!

    Деткам спать не даешь?                                                  Капай, капай,

                                                                                               Не жалей !

     

    В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

     

    Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

    Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

    Игровая цель: Угадывать первым.

     

                

     

    СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

     

    Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах  музыки, способность различать песню, танец, марш.

    Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

     

    Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

     

    Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш,

    развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки.

    Ход игры: Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

       Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям  придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

    Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

    Игровые действия: Угадывание  жанра, выполнение соответствующих движений.

    Игровая цель: Угадать первым.

    СОЛНЫШКО  И  ТУЧКА.

     

    Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная).

    Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

    Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

    Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

    Игровая цель: Угадать первым.

                    

     

     

    ТИХО – ГРОМКО.

     

    Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (   ), не слишком громко (  ).

    Ход игры: Детям  раздают  игровые  полотна с карточками  одного  цвета, но разной  насыщенности  тона, объясняя, что  голубой  цвет соответствует  тихой  музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог  исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

     

    Рекомендуемые цветовые сочетания:

    Для старших групп:                                          для младших  групп:

    Голубой – синий - темно-синий                           голубой – синий

    Розовый – красный – бордовый                          розовый – красный

    Бледно-желтый – оранжевый – коричневый      желтый – коричневый

     

    •-         По-разному музыка может звучать.

    Оттенки ее научись различать.

    Громко и тихо я буду напевать,

    Слушать внимательно, чтоб отгадать.

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко (  ), не слишком громко (  ).

    Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

    Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

    Игровая цель: Угадать первым.

     

    ТРИ ПОРОСЕНКА.

     

    Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).

    Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

     

    Программное содержание : Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

    Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

    Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

    Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.

                           

     

     

     

    УЗНАЙ БУБЕНЧИК.

     

    Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа.

    Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом,

    где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий. 

                                                                                                                                                                                                                            

    •-         Бубенчики висят,

      Качаются, звенят.

      Повторим мы их звон:

      Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

    Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

    Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

    Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. 

     

     

    УЗНАЙ  ПО  ГОЛОСУ.

     

    Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.

    Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша:

    -Ко-ко-ко!

        Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.

     

    Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.

    Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.

    Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.

    Игровая цель: Собрать все картинки.

     

     

     

    УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ.

     

    Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

    Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

    -Музыкальных инструментов               Музыкальных инструментов

    Знаем мы, ребята, три.                        Знаем мы, ребята, пять.

    А какой сейчас сыграет,                      А какой сейчас сыграет,

    Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй отгадай.

                                Музыкальных инструментов

                                Знаем мы, ребята, семь.

                                А какой сейчас сыграет

                                Отгадаем дружно все.

     

    Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

    Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.

    Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.

    Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.

     

    ЧЬЯ  МУЗЫКА ?

     

    Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки.

    Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке.

     

    Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма).

    Игровые  правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим.

    Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение.

    Игровая цель: Угадать первым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.

    Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей  дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....

    Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

    Музыкально-дидактические игры обязательны на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы. Проводится такая игра в первой половине занятия, когда внимание детей наиболее эффективно. С помощью так...

    Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

    Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...

    Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

    Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

    Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

    Картотека разработана с учётом возрастных особенностей детей...

    Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

    Учебно-методическое  пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра-  развлечение для детей 3-5 лет написана...